Отраслевой дорожный методический документ
"Методические рекомендации
по организации взаимодействия участников разработки проектной и рабочей документации на пилотных проектах строительства, капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог с применением BIM-технологии"
ОДМ 218.3.105-2018
(издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 5 июня 2018 г. N 2084-р)
Введен впервые
Предисловие
Разработан АО "Институт "Стройпроект" при участии ООО "С-ИНФО" и ООО "ИндорСофт".
Внесен: Управление научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства
Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 05.06.2018 N 2084-р
Имеет рекомендательный характер
Введен впервые
1 Область применения
- Настоящий ОДМ содержит рекомендации по организации взаимодействия участников разработки проектной и рабочей документации, требования к дополнительным разделам технического задания на выполнении работ по разработке проектной и рабочей документации на "пилотных" проектах строительства, капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог.
- Настоящий ОДМ распространяется на процессы информационного моделирования при разработке проектной и рабочей документации на "пилотных проектах" строительства, капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог.
- Положения данного документа могут быть использованы по решению органа управления автомобильными дорогами, выступающего в качества заказчика работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию автомобильных дорог и вне работ по разработке "пилотных проектов".
2 Нормативные ссылки
- ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.
- ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.
- ГОСТ Р 1.5-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.
- ГОСТ Р 21.001-2013. Межгосударственный стандарт. Система проектной документации для строительства. Общие положения.
- ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования.
- ГОСТ Р 57311-2016 Моделирование информационное в строительстве. Требования к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства.
- ГОСТ Р 57310-2016 (ИСО 29481-1:2010) Моделирование информационное в строительстве. Руководство по доставке информации. Методология и формат.
- ОДМ 218.1.001-2010 Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.
- ОДМ 218.1.002-2010 Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по организации и проведению работ по стандартизации в дорожном хозяйстве.
- СП 301.1325800.2017 Информационное моделирование в строительстве. Правила организации работ производственно-техническими отделами.
- Проект ГОСТ Р ИСО 12911. Моделирование информационное зданий и сооружений. Основные положения.
- Проект ГОСТ Р ИСО 29481-1 Моделирование информационное зданий и сооружений. Требования по обмену информации на всех этапах жизненного цикла.
- Проект СП Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах.
- Проект СП Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла.
- Проект СП Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели.
- BS 1192:2007. Collaborative production of architectural, engineering and construction information. Code of practice. - 2008. 38 p.
- PAS 1192-2:2013. Specification for information management for the capital/delivery phase of construction projects using building information Modeling. - 2013. 68 p.
- BIM Project Execution Planning Guide by CIC Research Group, Department of Architectural Engineering, The Pennsylvania State University.
- National BIM Standard - United States_ V3 (Национальный BIM-стандарт США. Версия 3). США, buildingSMART alliance (bSa)., в т.ч. BIM Project Execution Planning Guide (Руководство по разработке Плана выполнения BIM проекта). США, Университет штата Пенсильвания совместно с buildingSMART alliance.
- Employer's Information Requirements. Version 07 28.02.13. Core Content and Guidance Notes. Великобритания, BIM Task Group.
Примечание - При пользовании настоящим ОДМ следует проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты" и по соответствующим информационным указателям. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом.
3 Термины и определения
- В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
- Атрибутивные данные: Данные, представленные с помощью алфавитно-цифровых символов, выражающие определенные характеристики объекта, имеющие имя и значение.
- Атрибуты компонента: Существенные свойства компонента, необходимые для определения его геометрии или характеристик и имеющие имя и значение.
- База данных (БД): Совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимая от прикладных программ.
- Библиотека элементов: Структурированная и иерархически организованная совокупность объектов, состоящих из геометрической модели объекта, а также его параметрического описания, позволяющая повторно использовать ранее запроектированные отдельные типовые элементы.
- Ведомственная опорная геодезическая сеть (ВОГС): Геодезическая сеть сгущения эксплуатирующих организаций или владельцев автомобильных дорог, развернутая с целью поддержки единого координатного пространства при выполнении геодезических, разбивочных и кадастровых работ на сети автомобильных дорог.
- Визуализация: Общее название приёмов представления цифровой информации для зрительного рассмотрения и анализа.
- Выявление коллизий: Процесс поиска, анализа и устранения ошибок, связанных с:
- геометрическими пересечениями элементов модели;
- нарушениями нормируемых расстояний между элементами модели;
- пространственно-временными пересечениями ресурсов из календарно-сетевого графика строительства объекта.
- Географическая информационная система автомобильных дорог (ГИС АД): Система сбора, хранения, обработки, анализа и визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информацией об автомобильных дорогах.
- Геометрические данные: Данные, определяющие размеры, форму и пространственное расположение элемента модели.
- Геометрические параметры компонента: Атрибуты, которые определяют размер, форму и пространственное положение компонента.
- ГНСС - глобальные спутниковые навигационные системы (GPS, ГЛОНАСС, Galileo, Beidou и прочие).
- График производства работ: Календарно-сетевой график, в котором устанавливается последовательность и сроки выполнения работ с максимально возможным их совмещением. На основании календарного плана производства работ должны формироваться:
- графики поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования, с данными о поступлении этих ресурсов по каждой подрядной бригаде;
- графики движения рабочей силы по объекту;
- графики движения основных строительных машин по объекту с учетом своевременного выполнения каждой бригадой поручаемого ей комплекса работ.
- Графические свойства компонента: Свойства, обеспечивающие узнаваемость компонента в трехмерном виде, а также в различных проекциях и масштабах с отображением характерных двумерных символов, линий, штриховок, текста.
- Жизненный цикл объекта строительства (ЖЦ): Период, в течение которого происходит развитие объекта от начального замысла до вывода из эксплуатации.
- Задача информационного моделирования (BIM-задача) (англ. BIM use): Способ и соответствующий процесс создания и использования ЦИМ/ЦММ на различных стадиях жизненного цикла объекта для достижения одной или нескольких целей инвестиционно-строительного проекта.
- Закрытые форматы обмена данными (проприетарные форматы обмена данными): Форматы данных, не имеющие общедоступных спецификаций, либо имеющие серьёзные лицензионные ограничения, мешающие их широкому использованию независимыми организациями.
- Инвестиционно-строительный проект (ИСП): Проект, предусматривающий реализацию полного цикла вложения инвестиций в строительство какого-либо объекта: от начального вложения капиталов до завершения предусмотренных проектом работ, достижения целей инвестирования, получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
- Цифровая модель местности (ЦММ): Форма представления инженерно-топографического плана в цифровом объектно-пространственном виде для автоматизированного решения инженерных задач и проектирования объектов строительства. ЦММ состоит из цифровой модели рельефа, цифровой модели ситуации и цифровой модели геологического строения участка строительства.
- Информационная модель (ИМ, англ. information modeling, IM): модель объекта капитального строительства, которая представлена в виде информации в электронном виде, содержащей пространственное описание объекта капитального строительства, включая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические и иные решения, а также необходимые для строительства, реконструкции и эксплуатации объекта капитального строительства исходные данные, отражающие совокупность содержащихся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, иных государственных информационных системах, сведения и требования законодательства Российской Федерации в части, касающейся соответствующего объекта капитального строительства, позволяет устанавливать программным способом информационные связи между исходными данными и указанными решениями, а также посредством изменения исходных данных и решений моделировать (преобразовывать) параметры объекта капитального строительства. Информационная модель объекта капитального строительства включает в себя проектную, разрешительную, технологическую и эксплуатационную документацию, ведение которой на различных стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства предусматривается законодательством Российской Федерации.
Примечания
1 При стадийной разработке информационной модели рекомендуется выделять модель территориального планирования, модель планировки территории, проектную, рабочую, исполнительную и эксплуатационную модели.
2 В состав ИМ входит: сводная цифровая модель объекта; техническая документация, состав и содержание которой определяется действующим законодательством на каждой стадии ЖЦ; иную документацию, данные, материалы, состав и содержание которых определяется требованиями заказчика.
- Информационная модель автомобильной дороги (ИМД): Информационная модель, описывающая расположение, размеры, конструкцию и технические характеристики автомобильной дороги, ее конструктивных частей, элементов инженерного обустройства и искусственных сооружений, а также изменения автомобильной дороги в течение её жизненного цикла. В ИМД консолидируется и интегрируется информация об автомобильной дороге. Содержит трехмерные модели, паспорта объектов, материалы диагностики, архив документации и другую информацию по комплексу сооружений, входящих в состав автомобильной дороги, в структурированном и взаимосвязанном виде.
- Информационное моделирование объекта строительства: Процесс создания и использования информации по строящимся, а также завершенным объектам капитального строительства, с целью координации входных данных, организации совместного производства и хранения данных, а также их использования для различных целей на всех этапах жизненного цикла.
- Комплексный укрупненный сетевой график: Календарно-сетевой график, отражающий взаимосвязи между всеми участниками строительства, в котором определены состав работ и продолжительность основных этапов подготовки рабочей документации, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по объекту, очередность строительства отдельных зданий и сооружений в составе пускового или градостроительного комплекса, сроки поставки технологического оборудования
- Коллизия: Противоречие между двумя или более элементами информационной модели или проектными решениями в составе проекта.
- Компонент: Цифровое представление физических и функциональных характеристик отдельного элемента объекта строительства, предназначенное для многократного использования.
Примечание - Компонент, примененный в модели, становится элементом модели.
- Менеджер по информационному моделированию (BIM-менеджер): Лицо, ответственное за процесс информационного моделирования в рамках проекта информационного моделирования.
- Метаданные: Информация о данных.
Примечание - Метаданными могут быть, например, дата создания данных, метод измерения, формат данных, их местоположение, сведения об исполнителях и т.п.
- Метаданные компонента: Структурированные данные, представляющие собой характеристики описываемого компонента для целей идентификации, поиска, оценки и управления им.
- Открытые форматы обмена данными: Форматы данных с открытой спецификацией.
Примечания
1 Формат IFC (Industry Foundation Classes, Отраслевые базовые классы) является форматом и схемой данных с открытой спецификацией. Является международным стандартом обмена данными в информационном моделировании в области гражданского строительства и эксплуатации объектов недвижимости.
2 В настоящее время для автомобильных дорог пока нет широкого распространённых открытых форматов.
- Параметрический объект: Цифровое представление физического объекта при помощи определенного набора параметров и функций, влияющих на его структуру, положение, форму и размеры.
- Пилотный проект - проект, реализация которого позволяет оценить преимущества внедрения технологии информационного моделирования при разработке проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов транспортной инфраструктуры. На одном пилотном проекте может апробироваться один или несколько элементов технологии информационного моделирования.
- Программное обеспечение для информационного моделирования: Совокупность программных средств, предназначенных для обеспечения процесса информационного моделирования.
- План реализации проекта с использованием информационного моделирования: Технический документ, который разрабатывается, как правило, генпроектной и/или генподрядной организацией для регламентации взаимодействия с субпроектными/субподрядными организациями и согласовывается с заказчиком. Отражает информационные требования заказчика, способы использования цифровых моделей (ЦИМ/ЦММ), требуемые уровни проработки, роли и функциональные обязанности участников процесса информационного моделирования и другие аспекты.
- Проект с использованием информационного моделирования: Инвестиционно-строительный проект, реализуемый с применением технологий информационного моделирования.
- Раздел архивных данных (архивный раздел, архив): Область среды общих данных, в которую переносятся и долгосрочно хранятся данные из области публикации после их согласования, окончания использования.
- Раздел общих данных (общий раздел, общий доступ): Область среды общих данных, в которой материалы участников проекта выкладываются в общий доступ для использования в виде задания или ссылки при разработке материалов смежных разделов. Материалы различных разделов используются для координации проекта, а также для различных проверок и анализа. Исходные файлы, которые хранятся в этой области, не могут быть изменены после размещения в ней.
- Раздел опубликованных данных (опубликовано, публичный раздел, раздел готовых данных): область среды общих данных, в которой выкладываются готовые, согласованные между участниками проекта материалы по определённой стадии для передачи их вне команды, создающей информационные модели.
- Раздел рабочих данных (рабочий раздел, в работе): Область среды общих данных, пространство хранения текущих незавершённых моделей, над которыми осуществляется работа и которые еще не достигли уровня проработки, при котором файлы могут быть открыты и использованы как результат проектирования или как ссылка (задание) для других участников проекта.
- Размерность информационной модели: Уровень концепции информационного моделирования, использованной для описания состояния автомобильной дороги.
Примечание - В информационном моделировании автомобильных дорог размерность моделей может быть от 1 до 7: 1D (линейные графики), 2D (картографические материалы, схемы и чертежи в плане), 3D (трёхмерные инженерные модели - САПР-модели автомобильных дорог), 4D (модели реализации проектов во времени), 5D (модели управления финансами и ресурсами при реализации проектов), 6D (модели интеллектуальных транспортных систем), 7D (эксплуатационные модели - ГИС-модели автомобильных дорог).
- Система: Функционально связанный набор компонентов.
- Система автоматизированного управления дорожно-строительными машинами (САУ ДСМ): Система автоматизированного управления положением рабочих органов дорожно-строительных машин (автогрейдеров, бульдозеров, фрез, асфальтоукладчиков) по заданной модели.
- Система автоматизированного проектирования автомобильных дорог (САПР АД): Организационно-техническая система, предназначенная для автоматизации проектирования автомобильных дорог.
- Система управления проектом: Совокупность процессов, инструментов, методов, методологий, ресурсов и процедур для управления проектом.
- Сводная цифровая модель (сводная модель): (англ. federated model): Цифровая информационная модель объекта, состоящая из соединенных между собой отдельных ЦИМ/ЦММ (например, по различным дисциплинам или частям объекта строительства) таким образом, что внесение изменений в одну из моделей не приводит к изменению в других.
Примечание - основное назначение сводной модели - поддержка процесса согласования технических решений и выявления коллизий.
- Среда общих данных (СОД, англ. common data environment, CDE): Комплекс программно-технических средств, представляющий единый источник данных, обеспечивающий совместное использование информации всеми участниками инвестиционно-строительного проекта. Среда общих данных основана на процедурах и регламентах, обеспечивающих эффективное управление итеративным процессом разработки и использование информационной модели, сбора, выпуска и распространения документации между участниками инвестиционно-строительного проекта.
- Стадия (этап) жизненного цикла автомобильной дороги: Часть жизненного цикла автомобильной дороги, имеющая неизменный набор целей.
Примечание - Укрупнённо жизненный цикл автомобильных дорог состоит из стадий: планирование, проектирование, строительство, эксплуатация. В свою очередь, каждая стадия в зависимости от сложности проекта, реализуемого на этой стадии, может рассматриваться как состоящая из более простых этапов (подэтапов): например, проектирование можно рассматривать как совокупность изысканий, предпроектных работ, проектирования стадий "П" и "Р".
- Сценарий использования информационной модели (BIM-сценарий): Стандартизованный процесс, используемый для решения задачи информационного моделирования (BIM-задачи).
- Транспортная модель: Математическая модель, предназначенная для имитационного моделирования транспортных потоков на сети автомобильных дорог с целью для их анализа или прогнозирования.
- Требования заказчика к информационным моделям: Требования заказчика (государственного заказчика, застройщика, технического заказчика или юридического лица, осуществляющего функции технического заказчика), определяющие информацию, представляемую заказчику в процессе реализации инвестиционно-строительного проекта с применением информационного моделирования, способы использования цифровых моделей, а также требования к применяемым информационным стандартам и регламентам.
- Уровень проработки (англ. level of development, LOD): Набор требований, определяющий полноту проработки элемента цифровой информационной модели. Уровень проработки задает минимальный объем геометрической, пространственной, количественной, а также любой атрибутивной информации, необходимой для решения задач моделирования на конкретной стадии жизненного цикла объекта строительства.
- Файлы информационных моделей: Набор файлов, созданных в различных программах и приложениях в рамках достижения целей проекта.
- Функциональное поведение компонента: Изменение компонента в соответствии с заложенными в него правилами взаимодействия с окружающими условиями.
- Цели информационного моделирования (цели ИМ, BIM-цели): Цели, определяющие потенциальную ценность ИМ для проекта и участников проектной группы. Цели ИМ помогают определить способы и задачи применения технологии информационного моделирования в проекте или в организации.
- Цифровая информационная модель (ЦИМ): Объектно-ориентированная параметрическая 3D-модель, представляющая в цифровом виде физические, функциональные и прочие характеристики объекта (или его отдельных частей) в виде совокупности информационно насыщенных элементов. Создается для решения конкретных прикладных задач проекта.
Примечание - ЦИМ и ЦММ являются обязательными составными частями информационной модели ИМ.
- Элемент модели: Часть цифровой информационной модели, представляющая компонент, систему или сборку в пределах объекта строительства или строительной площадки.
4 Сокращения
BIM |
- |
(англ. Building Information Modeling) - Building Product Model и Product Information Model - информационная модель строительства |
BEP |
- |
(англ. BIM Execution Plan) - плана реализации BIM-проекта |
IFC |
- |
(англ. Industry Foundation Classes) - универсальный открытый объектно-ориентированный формат данных |
АБЗ |
- |
асфальтобетонный завод |
АРМ |
- |
автоматизированное рабочее место |
АСУДД |
- |
автоматизированная система управления дорожным движением |
ВЗП |
- |
верх земляного полотна |
ВОР |
- |
ведомость объемов работ |
ВТ |
- |
вычислительная техника |
ГИП |
- |
главный инженер проекта |
ДПС |
- |
дорожно-патрульная служба |
ДРСУ |
- |
дорожное ремонтно-строительное управление |
ДСУ |
- |
дорожно-строительное управление |
ДЭП |
- |
дорожно-эксплуатационное предприятие |
ДЭУ |
- |
дорожно-эксплуатационный участок |
ЗИП |
- |
знаки переменной информации |
ЗУ |
- |
земельный участок |
ИМД |
- |
информационная модель дороги (информационное моделирование дорог) |
ИТ |
- |
информационные технологии |
ИТЗ |
- |
информационные требования заказчика |
ЛЭП |
- |
линия электропередач |
НИР |
- |
научно-исследовательская работа |
ОГС |
- |
опорная геодезическая сеть |
ПГС |
- |
промышленное и гражданское строительство |
ПЗ |
- |
пояснительная записка |
ПО |
- |
программное обеспечение |
ПОС |
- |
проект организации строительства |
ПРП (ПВП) |
- |
плана реализации проекта (план выполнения проекта) |
ПСП |
- |
переходно-скоростная полоса |
САПР |
- |
система автоматизированного проектирования |
СОД |
- |
среда общих данных |
СХД |
- |
система хранения данных |
ФДА |
- |
Федеральное дорожное агентство |
ФКУ |
- |
Федеральное казенное учреждение |
ЦМИИ |
- |
Цифровая модель инженерных изысканий |
ЦММ |
- |
Цифровая модель местности |
ЦМР |
- |
Цифровая модель рельефа |
ЦМС |
- |
Цифровая модель ситуации |
ЦСПС |
- |
центр сертификации программной продукции в строительстве |
ЭП |
- |
электронная подпись |
5 Общие положения
- В рамках технологии информационного моделирования (BIM-технологии) процесс проектирования выражается в создании информационной модели объекта строительства (реконструкции, ремонта), выступающей в качестве общего ресурса, содержащего весь необходимый объем данных об объекте, используемого и наполняемого на всех этапах жизненного цикла объекта.
- Настоящий методический документ определяет порядок взаимодействия заказчика и исполнителя (далее - Участников) при согласовании и утверждении проектной документации или ее части, представленной в виде информации в электронной форме с использованием СОД, а также включает требования к дополнительным разделам технического задания на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на "пилотных" проектах применительно к строительству, капитальному ремонту и реконструкции автомобильных дорог.
- Информационный обмен с использованием СОД осуществляется с обязательным применением средств защиты информации в соответствии с федеральным законодательством.
- Участники информационного обмена признают, что используемые средства подготовки и передачи данных информационной модели достаточны для обеспечения требуемого уровня надежности и безопасности.
6 Регламент взаимодействия участников разработки проектной и рабочей документации на "пилотных проектах" строительства, капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог с применением BIM-технологии
6.1 Состав рабочих групп Участников их функции и обязанности
6.1.1 С целью эффективной организации работ по отработке BIM-технологии при реализации "пилотных" проектов для обеспечения возможности своевременной корректировки хода работ по отдельным "пилотным" проектам с учетом опыта смежных "пилотных" проектов, а также обеспечения возможности обобщения результатов реализации отдельных "пилотных" проектов, создается рабочая группа.
- В рабочую группу должны войти представители:
Федерального дорожного агентства (ФДА); согласно пп. 6.1.7, управлений дорог (ФКУ), согласно пп. 6.1.8., которые будут выступать в роли Заказчика разработки "пилотных" проектов;
организаций, определенных по результатам конкурсных процедур в качестве Исполнителей.
- После определения представителей рабочей группы на уровне ФДА, в соответствии с положениями пп. 6.1.7. настоящего Регламента, Руководитель рабочей группы ФДА в адрес Руководителей ФКУ, которые будут выступать Заказчиками работ по "пилотному" проектированию, соответствующим письмом направляет требование о создании рабочей группы ФКУ, а также доводит сведения об участниках рабочей группы ФДА.
- Не позднее 10 рабочих дней после получения письма от Руководителя рабочей группы ФДА, в ФКУ, которые будут выступать Заказчиками работ по "пилотному" проектированию, должны быть определены представители рабочий группы, в соответствии с положениями п. 6.1.8 Регламента, сведения о которых должны быть доведены ответным письмом в адрес Руководителя рабочей группы ФДА.
- В течение 10 рабочих дней после заключения Государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации на "пилотном" проекте Руководитель организации, выбранной по результатам конкурсных процедур (далее - Исполнитель), соответствующим распоряжением по организации определяет представителей рабочей группы Исполнителя в соответствии с положениями п. 6.1.9 Регламента. Сведения об участниках рабочих групп Исполнителя должны быть предоставлены в адрес Руководителя рабочей группы ФКУ, соответствующим письмом.
- В случае внесения изменений в состав рабочей группы (введение новых участников или замены существующих) обновленные сведения о составах групп должны быть направлены инициатором изменений соответствующим письмом другим участникам в течение 2 рабочих дней.
- Рабочая группа на уровне ФДА
- Основной задачей участников рабочей группы на уровне ФДА (далее - рабочая группа ФДА), является обеспечение общего контроля и единой координации хода реализации отдельных "пилотных" проектов в части задач информационного моделирования, обеспечение возможности взаимодействия всех участников "пилотного" проектирования, учет и обобщение опыта выполнения на отдельных "пилотных" проектах, и своевременная корректировка хода реализации смежных "пилотных" проектов.
- В состав рабочей группы уровня ФДА должны быть включены:
Руководитель рабочей группы ФДА;
Куратор "пилотных" проектов.
- В приказе о создании рабочей группы ФДА должна быть отражена следующая информация:
ФИО участника рабочей группы;
должность участника рабочей группы;
контактные данные участника рабочей группы (контактные телефоны, электронная почта);
роль, в которой он выступает в "пилотном" проекте.
- Руководитель рабочей группы ФДА - отвечает за общую реализацию всех "пилотных" проектов и достижение заявленных целей "пилотного" проектирования, подведение и утверждение итогов реализации "пилотных" проектов. Принимает ключевые решения по корректировке хода реализации "пилотных" проектов, в части задач информационного моделирования.
Требования к кандидату:
занимает должность не ниже заместителя начальника управления;
обладает полномочиями по принятию административных и управленческих решений для организации работ с членами рабочей группы ФДА и ФКУ.
- Куратор "пилотных" проектов - курирует выполнение работ всех "пилотных" проектов, взаимодействует с рабочими группами ФКУ и Исполнителя. Осуществляет общий контроль и единую координацию хода реализации всех "пилотных" проектов, в том числе определяет необходимость корректировки хода реализации отдельных "пилотных" проектов, организовывает совещания, участвует в решении ключевых вопросов, разрешении противоречий, возникших в ходе разработки "пилотных" проектов. Подводит итоги и обобщает результаты реализации "пилотных" проектов.
Требования к кандидату:
занимает должность не ниже заместителя начальника отдела;
обладает полномочиями вызывать на совещания и ставить задачи членам рабочей группы ФКУ;
обладает знаниями процессов проектирования объектов транспортной инфраструктуры;
обладает знаниями в сфере информационного моделирования;
имеет четкое понимание целей "пилотного" проектирования.
- Рабочая группа на уровне ФКУ
- Основной задачей участников рабочей группы на уровне ФКУ (далее - рабочая группа ФКУ), является обеспечение непосредственного контроля над ходом реализации отдельного "пилотного" проекта, обеспечение взаимодействия с Исполнителем, согласование и утверждение проектной документации или ее части с использованием среды общих данных, составление регулярных отчетов, передаваемых Куратору о ходе реализации "пилотного" проекта, возникших проблемах и противоречиях, подведение итогов реализации "пилотных" проектов в части применения BIM-технологии при разработке проектной документации.
- В состав рабочей группы ФКУ должны быть включены:
Руководитель рабочей группы ФКУ;
Инженер-координатор;
BIM-координатор.
- В приказе о создании рабочей группы должна быть отражена следующая информация:
ФИО участника рабочей группы;
должность участника рабочей группы;
контактные данные участника рабочей группы (контактные телефоны, электронная почта);
роль, в которой он выступает в "пилотном" проекте.
- Руководитель рабочей группы ФКУ - отвечает за реализацию "пилотного" проекта, заказчиком которого выступает ФКУ. Как должностное лицо, принимает и утверждает ключевые решения по ходу реализации "пилотных" проектов.
Требования к кандидату:
занимает должность не ниже заместителя начальника ФКУ;
обладает полномочиями по принятию административных и управленческих решений для организации работ с членами рабочей группы ФКУ и Исполнителя.
- Инженер-Координатор - курирует выполнение работ по разработке проектной документации по "пилотному" проекту, заказчиком которого выступает ФКУ, обеспечивает взаимосвязь с разработчиком проектной документации, участвует в обсуждении, согласовании и принятии, разрабатываемых проектных решений. Обрабатывает поступающие от разработчика проектной документации запросы, организовывает работу по подготовке ответов со стороны заказчика. Подготавливает аналитические записки в адрес Куратора (ФДА) о ходе реализации "пилотных" проектов. Принимает решения о допуске к СОД сторонних организаций и/или контролирующих органов.
Требования к кандидату:
занимает должность не ниже начальника отдела;
обладает полномочиями вызывать на совещания и ставить задачи членам рабочей группы ФКУ и Исполнителя;
обладает знаниями процессов проектирования объектов транспортной инфраструктуры;
имеет четкое понимание целей "пилотного" проектирования.
- BIM-Координатор - отвечает за организацию работ по формированию BIM-модели со стороны заказчика. Выполняет проверку BIM-модели, передаваемую Исполнителем, является уполномоченным лицом Заказчика, имеющим доступ к соответствующим разделам СОД. Подготавливает и передает Инженеру-координатору отчеты об обнаруженных коллизиях и ошибках, допущенных Исполнителем при формировании BIM-модели, а также проверяет BIM-модель на ее соответствие информационным требованиям Заказчика (ИТЗ). Подготавливает отчет о достаточности требований, указанных в ИТЗ, для качественного формирования информационной модели или готовит предложения по внесению изменений в ИТЗ, если в ходе реализации "пилотного" проекта возникла такая потребность. Участвует во всех совещаниях, связанных с реализацией "пилотного" проекта, обеспечивает возможность демонстрации BIM-модели всем заинтересованным лицам со стороны Заказчика.
Требования к кандидату:
обладает знаниями в сфере информационного моделирования;
обладает навыками работы с программным обеспечением, поддерживающим процессы информационного моделирования;
имеет четкое понимание целей "пилотного" проектирования.
- Рабочая группа на уровне Исполнителя
- Основной задачей участников рабочей группы на уровне Исполнителя (далее - рабочая группа Исполнителя), является разработка документации, а также формирование информационной модели проектируемого "пилотного" проекта в соответствии с информационными требованиями Заказчика и планом выполнения проекта; обеспечение взаимосвязи и координация действий проектных групп Исполнителя и ФКУ с использованием СОД.
- В состав рабочей группы Исполнителя должны быть включены:
Руководитель рабочей группы Исполнителя;
BIM-менеджер;
BIM-координатор;
Администратор СОД.
- В приказе о создании рабочей группы Исполнителя должна быть отражена следующая информация:
ФИО участника рабочей группы;
должность участника рабочей группы;
контактные данные участника рабочей группы (контактные телефоны, электронная почта);
роль, в которой он выступает в "пилотном" проекте.
- Руководитель рабочей группы Исполнителя - отвечает за реализацию "пилотного" проекта в части проектно-изыскательских работ. Осуществляет техническое руководство проектно-изыскательскими работами, организовывает процесс проектирования, обеспечивает координацию проектных групп Исполнителя, в том числе субподрядных проектных организаций. Взаимодействует с BIM-менеджером при оценке принимаемых проектных решений.
Требования к кандидату:
занимает должность главного инженера проекта (ГИП) или комплексного ГИП;
обладает комплексными знаниями в сфере проектирования объектов транспортной инфраструктуры;
обладает полномочиями по принятию проектных решений и их согласованию с Заказчиком;
обладает полномочиями вызывать на совещания и ставить задачи членам рабочей группы Исполнителя, в том числе субподрядных проектных организаций;
имеет четкое понимание целей "пилотного" проектирования.
- BIM-менеджер - отвечает за создание информационной модели объекта "пилотного" проектирования. Организовывает процесс создания информационной модели по всем специальностям, обеспечивает координацию проектных групп Исполнителя, в том числе субподрядных проектных организаций в части информационного моделирования. Взаимодействует с Руководителем рабочей группы Исполнителя при создании информационной модели.
Требования к кандидату:
обладает комплексными знаниями в сфере информационного моделирования объектов транспортной инфраструктуры;
обладает широкими знаниями и навыками работы с программным обеспечением, поддерживающим процессы информационного моделирования;
обладает знаниями процессов проектирования объектов транспортной инфраструктуры;
обладает полномочиями вызывать на совещания и ставить задачи членам рабочей группы Исполнителя, в том числе субподрядных проектных организаций, в части создания информационной модели;
имеет четкое понимание целей "пилотного" проектирования.
- BIM-координатор - ответственный представитель отдельной группы проектирования в структуре Исполнителя, разрабатывающей проектные решения по отдельной специальности и формирующей частную информационную модель. BIM-координатор отвечает за подготовку, проверку и размещение в общем разделе СОД разрабатываемой проектной информационной модели (по достижению ее необходимой степени готовности) для использования при междисциплинарном информационном обмене.
Требования к кандидату:
занимает должность не ниже ведущего специалиста;
обладает знаниями процессов проектирования свой специальности;
обладает навыками работы с программным обеспечением, поддерживающим процессы информационного моделирования.
- Администратор СОД - отвечает за функционирование СОД в целом, создает в соответствии с предъявляемыми требованиями структуру СОД, поддерживает ее в работоспособном состоянии, проводит необходимые действия по архивированию и резервному копированию данных, обеспечивает и контролирует уровень доступа пользователей к СОД.
Требования к кандидату:
опыт установки, сопровождения и поддержки серверного программного обеспечения;
опыт работы с выбранной в качестве СОД системой;
опыт работы с удаленными пользователями.
6.2 Порядок организации и функционирования среды общих данных
- Для целей "пилотного" проектирования и реализации требований настоящего Регламента, обязанности по организации среды общих данных возлагаются на Исполнителя.
- В течение 10 рабочих дней после заключения Государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации на "пилотном" проекте, Руководитель рабочей группы ФКУ направляет Руководителю рабочей группы Исполнителя перечень участников и их ролей, входящих в рабочие группы ФДА и ФКУ.
- В течение 20 рабочих дней после заключения Государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации на "пилотном" проекте, Исполнитель развертывает СОД, отвечающую требованиям ИТЗ и требованиям, предъявляемым к СОД.
- В соответствии с положениями ИТЗ и требованиями к СОД, Администратор СОД предоставляет доступ к соответствующим разделам СОД и определяет уровень доступа в соответствии с ролью участника.
- После выполнения указанных процедур, BIM-менеджер, в соответствии с контактными данными, полученными от Руководителя рабочей группы ФКУ, направляет всем участникам уведомления о предоставлении им соответствующего доступа к СОД. В данном уведомлении должны быть представлены все необходимые ссылки и данные для обеспечения участникам доступа к СОД.
- Функционирование СОД должно обеспечиваться в непрерывном круглосуточном режиме. Все необходимые процедуры регламентного и профилактического технического обслуживания СОД для обеспечения функционирования СОД в непрерывном круглосуточном режиме выполняются силами Исполнителя.
- Ответственность за надлежащее функционирование СОД возлагается на Администратора СОД.
- Плановые работы регламентного или профилактического технического обслуживания аппаратного или программного обеспечения СОД должны проводится в часы отсутствия активности пользователей СОД.
- В случае необходимости проведения регламентного или профилактического технического обслуживания аппаратного или программного обеспечения СОД, которое ведет к ограничению доступа к СОД, все участники должны быть заблаговременно (не менее чем за 2 рабочих дня) проинформированы соответствующим уведомлением, с указанием видов проводимых работ и срока их окончания. Срок проведения таких работ не должен превышать 1 рабочего дня.
- В случае необходимости проведения внепланового ремонта оборудования, обеспечивающего работу СОД, а также работ, связанных с устранением сбоев в работе программного обеспечения, связанных с ограничением доступа к СОД, все участники должны быть проинформированы соответствующим уведомлением, с указанием видов проводимых работ и срока их окончания. Срок проведения таких работ не должен превышать 2 рабочих дней.
- С целью недопущения потери данных, размещенных в СОД, Администратор СОД должен выполнять процедуры резервного копирования данных. Резервное копирование должно проводиться ежедневно в период наименьшей активности пользователей СОД.
- Администратор СОД обязан ежедневно просматривать отчеты о создании резервных копий и в случае необходимости незамедлительно устранять неполадки в системе резервного копирования.
- В случае необходимости восстановления данных из резервной копии все участники должны быть незамедлительно проинформированы соответствующим уведомлением.
- В случае обнаружения каких-либо проблем, связанных с функционированием СОД, или при наличии вопросов по пользованию СОД, любой участник может обратиться к Администратору СОД за получением соответствующей консультации путем направления электронного письма или с использованием телефонной связи.
- Администратор СОД при получении сообщения, связанного с наличием технических проблем функционирования СОД, должен незамедлительно приступить к устранению указанных проблем. В случае, если решение проблемы может занять более 1 рабочего дня, необходимо пользоваться положениями п. 6.2.10 настоящего Регламента.
- При поступлении обращения, не связанного с наличием технических проблем функционирования СОД, Администратор СОД подготавливает ответ в рамках своей компетенции и в течение 1 рабочего дня следующего за днем обращения направляет его ответным письмом. В случае получения обращения, выходящего за рамки своей компетенции, Администратор СОД перенаправляет такое обращение BIM-менеджеру для подготовки соответствующего ответа.
6.3 Порядок получения доступа к среде общих данных
- Предоставление пользователям доступа к СОД осуществляется Администратором СОД на основании обращения Руководителя рабочей группы ФКУ, направляемого в адрес руководителя рабочей группы Исполнителя, с указанием сведений о составе рабочей группы, согласно раздела 0 настоящего Регламента.
- Уровень доступа определяется согласно роли участника "пилотного" проекта, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к СОД.
- В случае необходимости предоставления доступа сторонним организациям или контролирующим органам Руководитель рабочей группы ФКУ направляет запрос Руководителю рабочей группы Исполнителя с указанием контактных данных нового участника, раздела СОД, к которому необходимо предоставить доступ, и уровня доступа.
- Руководитель рабочей группы Исполнителя уведомляет BIM-менеджера и Администратора СОД о необходимости предоставления доступа с СОД новому участнику и передает ему для исполнения контактные данные нового участника.
- Доступ новому участнику к СОД должен быть обеспечен в течение 1 рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса. После проведения необходимых процедур по предоставлению доступа, Администратор СОД направляет в адрес нового участника соответствующее уведомление.
6.4 Порядок размещения, проверки, согласования и утверждения проектной документации или ее части с использованием СОД
- В соответствии с требованиями к СОД, среда общих данных состоит из 4-х разделов:
раздел рабочих данных ("в работе");
раздел общих данных ("общий доступ");
раздел опубликованных данных ("опубликовано");
раздел архивных данных ("архив").
- Все разделы СОД имеют единую структуру папок, описанную в требованиях к СОД. При этом имеется функциональное разделение разделов по способу использования информационной модели, находящейся в них:
в разделах рабочих данных находятся промежуточные частные информационные модели (частей объекта строительства), над которыми работают (создают, редактируют, модифицируют) разработчики проектных решений отдельно по каждой специальности;
в разделе общих данных из отдельных частных моделей собирается сводная модель, которой пользуются разработчики проектных решений (по каждой специальности) для междисциплинарной координации своих информационных моделей;
раздел опубликованных данных предназначен для предоставления результата проектирования (промежуточного или окончательного) на рассмотрение Заказчика (например, при проведении регулярных совещаний или с целью согласования проектных решений), а также в других необходимых случаях (например, при передаче документации на экспертизу или при организации публичных слушаний);
в раздел архивных данных переносятся информационные модели из раздела опубликованных данных после прохождения этапа согласования, а также окончательно принятые и согласованные проектные решения.
- В разделе общих данных выделяются персональные Рабочие разделы (ветки) для разработчиков проектных решений по отдельной специальности.
- Персональные рабочие разделы (ветки) клонируются на АРМ исполнителей.
- Разработчики проектных решений разрабатывают модели на своих АРМ.
- Перед началом работы, разработчики проектных решений должны синхронизировать свои модели (закачать на локальный АРМ) с разделом общих данных СОД для междисциплинарной координации своих информационных моделей с целью использования в работе актуальной информации по смежным дисциплинам.
- BIM-координатор Исполнителя, отвечающий за разработку проектной информационной модели для использования ее при междисциплинарном информационном обмене, не реже одного раза в неделю или чаще (при достижении необходимой степени готовности модели), если другое не предусмотрено контрактом, размещает ее в свой персональный раздел в разделе общих данных СОД. После чего уведомляет других участников рабочей группы Исполнителя об обновлении модели.
- BIM-менеджер Исполнителя после каждого обновления частных информационных моделей производит сборку сводной модели и выполняет ее проверку на наличие ошибок (коллизий), а также на соответствие требованиям заказчика к информационной модели.
- В случае обнаружения ошибок (коллизий), BIM-менеджер Исполнителя уведомляет Руководителя рабочей группы Исполнителя об обнаруженных ошибках (коллизиях).
- Руководитель рабочей группы Исполнителя определяет кто из разработчиков отдельных специальностей должен устранить ошибку и направляет им соответствующее уведомление о необходимости внесении изменений в разрабатываемую документацию и модель.
- На этапах рассмотрения сводной модели (например, совещание с Заказчиком или окончательное представление результатов проектирования), BIM-менеджер Исполнителя подготавливает модель (и дополнительные необходимые для совещания чертежи и другие документы в формате PDF-файла) к публикации и размещает их в раздел опубликованных данных, после чего отправляет соответствующие уведомление членам рабочей группы ФКУ, содержащее ссылку на размещенный комплект файлов.
- Члены рабочей группы ФКУ рассматривают размещенный комплект файлов, согласовывают их или подготавливают замечания.
- Результаты рассмотрения членами рабочей группы ФКУ модели Инженер-координатор размещает в разделе опубликованных данных, после чего отправляет соответствующие уведомление членам рабочей группы Исполнителя.
- В случае одобрения модели, представленной в разделе опубликованных данных, Руководитель рабочей группы ФКУ подписывает ЭП информационную модель (или комплект файлов), после чего Инженер-координатор копирует подписанную модель (или комплект файлов) в раздел архивных данных, а также перемещает ее в раздел опубликованных данных в папку "Согласовано" для дальнейшего использования в работе, после чего отправляет соответствующие уведомление членам рабочей группы Исполнителя.
- В случае наличия замечаний Инженер-координатор подготавливает соответствующее уведомление, прикладывает его к модели, Руководитель рабочей группы ФКУ подписывает ЭП информационную модель (или комплект файлов), после чего Инженер-координатор копирует подписанную модель (или комплект файлов) в раздел архивных данных, а также перемещает ее в раздел опубликованных данных в папку "Замечания" для дальнейшего использования в работе, после чего отправляет соответствующие уведомление членам рабочей группы Исполнителя.
- Руководитель рабочей группы Исполнителя определяет кто из разработчиков отдельных специальностей должен устранить замечания и направляет им соответствующее уведомление о необходимости внесения изменений в разрабатываемую документацию и модель.
- Готовые комплекты документации BIM-менеджер размещает в разделе опубликованных данных "2. Проектная документация" или "3. Рабочая документация", в зависимости от стадии разработки (структура вложенных папок определена в Требованиях заказчика к СОД).
- После согласования членами рабочей группы ФКУ представленных готовых комплектов документации Руководитель рабочей группы ФКУ подписывает их ЭП.
- Подписанный ЭП комплект документов Инженер-координатор копирует в раздел архивных данных.
- Обобщенная схема взаимодействия участников представлена ниже на рисунке 1.
Рисунок 1 - Обобщенная схема взаимодействия участников
6.5 Порядок информирования Участников об обновлении информации в среде общих данных или изменения ее статуса
- Для повышения оперативности взаимодействия всех участников проектирования при использовании СОД, участники, ответственные за размещение документации и/или информационных моделей в СОД или проверку и согласованные документации и/или информационных моделей, должны информировать других участников о размещении или изменении статуса размещенных документации и/или информационных моделей в соответствующих разделах СОД.
- Основным средством коммуникации при информировании участников является электронная почта.
- Ответственными за информирование других участников являются:
со стороны рабочей группы Исполнителя - BIM-менеджер Исполнителя;
со стороны рабочей группы ФКУ - Инженер-координатор.
6.6 Порядок внесения изменений и дополнений в Регламент
- В ходе реализации "пилотных" проектов, настоящий Регламент может подлежать изменениям в случаях:
возникновения ситуаций, при которых взаимодействие участников неотрегулированно положениями настоящего Регламента;
наличия положений настоящего Регламента, которые оказались не эффективными, избыточными, не достаточно детализированными или трудно применимыми в практическом использовании;
выявления противоречий положений настоящего Регламента нормативно-правовым актам Российской Федерации.
- Руководители рабочих групп участников реализации "пилотных" проектов и Куратор "пилотных" проектов имеют право выступить с предложением о внесении изменений или дополнений в положения настоящего Регламента.
- Решение о внесении изменений или дополнений в положения настоящего Регламента принимается Руководителем рабочей группы ФДА.
- Инициатор внесения изменений или дополнений в положения настоящего Регламента подготавливает обращение в адрес Руководителя рабочей группы ФДА, содержащее обоснование необходимости внесения изменений или дополнений в положения настоящего Регламента, а также предлагаемую новую редакцию положения настоящего Регламента.
- Руководитель рабочей группы ФДА совместно с Куратором "пилотных" проектов рассматривает поступившее предложение в течение 5 рабочих дней. После рассмотрения поступившего предложения Куратор "пилотных" проектов формирует новую редакцию Регламента и отправляет ее на согласование Руководителям рабочих групп ФКУ, участвующих в "пилотном" проектировании.
- Руководители рабочих групп ФКУ совместно с Руководителями рабочих групп Исполнителей рассматривают новую редакцию Регламента и в течение 10 рабочих дней представляют Руководителю рабочей группы ФДА свои замечания, либо направляют уведомление об отсутствии замечаний к новой редакции Регламента.
- Решение о принятии или отклонении полученных замечаний принимает Руководитель рабочей группы ФДА.
- В случае необходимости, новая редакция Регламента может быть вынесена на очное обсуждение и включена в повестку дня заседания рабочей группы Участников. Инициатором такого заседания выступает Руководитель рабочей группы ФДА или Куратор "пилотных" проектов.
- По решению Руководителя рабочей группы ФДА заседание рабочих групп Участников может быть проведено в формате видеоконференции или посредством телефонной связи.
- За подготовку заседания рабочих групп ФКУ отвечает Куратор "пилотных" проектов, который формирует повестку дня, определяет дату и время проведения заседания.
- Повестка заседания должна быть сформирована и направлена участникам заседания не менее чем за 2 рабочих дня до предполагаемой даты заседания.
Повестка заседания должна содержать следующую информацию:
тему совещания;
текст новой редакции Регламента;
дату, время, место проведения заседания или необходимую информацию для подключения участников заседания к собранию, проводимому посредством видеоконференции или телефонной связи;
состав участников заседания;
другую необходимую информацию.
- По итогам заседания Куратор "пилотных" проектов формирует протокол, который подписывается всеми участниками заседания.
- Решения, принятые на заседании рабочих групп Участников, утверждаются Руководителем рабочей группы ФДА.
- Согласованная новая редакция Регламента направляется всем участникам "пилотного" проектирования и обязательна к применению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.3.105-2018 "Методические рекомендации по организации взаимодействия участников разработки проектной и рабочей документации на пилотных проектах строительства, капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог с применением BIM-технологии" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 5 июня 2018 г. N 2084-р)
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) официально опубликован не был
Распоряжением Росавтодора от 5 мая 2022 г. N 1414-Р настоящий документ признан утратившим силу с 5 мая 2022 г.