Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 377526-7 "О внесении изменений в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения уведомительного порядка начала осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 377526-7 "О внесении изменений в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается освободить управляющие организации от обязанности предоставлять в орган государственного жилищного надзора уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом. По мнению Комитета, данное положение законопроекта полностью согласуется с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому начало осуществления управляющей организацией деятельности по управлению многоквартирным домом связано с внесением изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается изменить порядок предоставления уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом. Из законопроекта и пояснительной записки к нему следует, что указанное уведомление будет предоставляться товариществом или кооперативом посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) в течение 30 календарных дней со дня принятия в установленном порядке соответствующего решения и в соответствии с законодательством, регулирующим функционирование системы, в том числе приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 года "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". В случае неисполнения обязанности по представлению указанного уведомления в отношении товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов будет наступать административная ответственность за нарушения порядка размещения информации в системе. Прием и учет соответствующих уведомлений возлагается на орган государственного жилищного надзора.
В этой связи Комитет считает возможным отметить следующее.
1. Предложенный в законопроекте порядок исчисления срока уведомления товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами представляется неопределенным.
Так, указанный срок предлагается исчислять "со дня принятия в установленном порядке соответствующего решения". Вместе с тем из законопроекта не представляется возможным установить, о каком решении и порядке его принятия идет речь. Решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается общим собранием собственников помещений в таком доме, а его реализация осуществляется посредством принятия решения регистрирующим органом о государственной регистрации в качестве юридического лица товарищества, кооператива. В то же время согласно части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации у товарищества собственников жилья имеется право на заключение договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Аналогичным правом обладает жилищный, жилищно-строительный и иной специализированный потребительский кооператив (часть 2.2 статьи 161, часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации). Соответственно в данном случае основанием для направления товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом уведомления в орган государственного жилищного надзора о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами будет являться не дата осуществления государственной регистрации товарищества в качестве юридического лица, а дата заключения товариществом, кооперативом договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Как представляется, такая неопределенность в вопросе исчисления срока уведомления товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами может привести к злоупотреблениям как со стороны органов государственного жилищного надзора, так и со стороны товариществ и кооперативов.
Более того, в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 485-ФЗ 11 июля 2018 года вступают в силу изменения в статьи 110 и 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления товариществом собственников жилья или жилищным, жилищно-строительным кооперативом, такие товарищества или кооперативы обязаны в течение 5 рабочих дней со дня осуществления их государственной регистрации представить в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе соответствующего способа управления многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В этой связи представляется не ясным соотнесение между собой приведенного срока со сроком, предложенным в проектируемых положениях законопроекта.
Поэтому Комитет считает, что ко второму чтению должен быть выработан ясный и прозрачный подход к исчислению срока уведомления товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
2. В законопроекте не учитывается, что в соответствии с частью 4.1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя у товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов обязанность по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства возникает с 1 июля 2019 года. Вступление в силу законопроекта устанавливается в общем порядке, что, соответственно, повлечет за собой обязанность товариществ и кооперативов, в том числе созданных на указанных территориях, по представлению уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом посредством системы. По мнению Комитета, это может привести к правовой коллизии на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя. В связи с чем, полагаем необходимым предусмотреть в законопроекте переходный период для товариществ и кооперативов, созданных на этих территориях, или отложить для них срок вступления в силу проектируемых положений.
3. Согласно приложенному к законопроекту Перечню правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием законопроекта, принятие законопроекта не потребует никаких изменений.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1.1.2 раздела 10 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 года, товарищество, кооператив обязаны разместить в системе информацию о дате начала осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами не позднее 7 дней со дня начала осуществления обязанности по управлению многоквартирным домом либо со дня произошедших изменений. Таким образом, принятие законопроекта, которым устанавливается иной срок размещения в системе информации о начале осуществления товариществом, кооперативом деятельности по управлению многоквартирными домами, по мнению Комитета, повлечет за собой изменение в указанный приказ.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию законопроекта.
На законопроект поступило 83 отзыва законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 63 из которых поддерживают законопроект, 20 - замечаний и предложений к законопроекту не имеют.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 377526-7 "О внесении изменений в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.