Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Новосибирской области
"Об утверждении Программы
социально-экономического развития
Новосибирской области
на 2011-2015 годы"
Программа социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы
Введение
Программа социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 г. N 166-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", распоряжением администрации Новосибирской области от 06.10.2008 г. N 382-ра "О разработке Программы социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2015 года", постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.04.2009 г. N 164 "О разработке концепций решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области".
Программа является важнейшим элементом многоуровневой системы стратегического планирования в Новосибирской области, в основу которой положены современные управленческие новации и механизмы реализации, системная и последовательная модернизация Новосибирской области и государственно-частное партнерство.
Настоящая Программа представляет собой управленческий документ проблемно-ориентированного характера, целью которого является определение приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Новосибирской области по реализации целей Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года (далее - Стратегия). Вместе с тем, Программа учитывает особенности текущего периода развития Новосибирской области и Российской Федерации в целом.
Программа развивает, дополняет и конкретизирует на период до 2015 года основные стратегические установки, отраслевые и территориальные приоритеты, цели и задачи, отраженные в Стратегии и в Схеме территориального планирования Новосибирской области на период до 2025 года, обеспечивая преемственность разноуровневых планово-прогнозных документов.
Следует отметить, что мировой финансово-экономический кризис не меняет общие цели и задачи Стратегии, однако он оказал влияние на динамику их реализации.
Обозначенные в Стратегии основные конкурентные преимущества (сильные стороны) Новосибирской области, определяющие ее специфику по сравнению с другими субъектами Сибирского федерального округа, не теряют своей актуальности в условиях кризиса и по-прежнему формируют мощный институциональный, инновационный, инфраструктурный и культурный потенциал области.
Накопленный в последние годы потенциал положительных результатов реализации Стратегии формирует надежную основу для дальнейшего устойчивого социально-экономического развития Новосибирской области и позволяет достаточно уверенно преодолевать последствия негативного воздействия кризисных явлений в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики Новосибирской области.
Определяющим фактором подобной устойчивости экономической системы Новосибирской области является диверсифицированная структура производства, сравнительно благоприятные условия функционирования хозяйствующих субъектов и высокая предпринимательская активность, поддерживаемая реализацией системы антикризисных мер и решений, принятых законодательным и исполнительными органами государственной власти Новосибирской области.
Основными принципами, заложенными в Программу, являются:
1) усиление конкурентоспособности региональной социально-экономической системы и всей системы управления за счет ее последовательной и системной модернизации. Приоритеты стратегического развития Новосибирской области заключаются в ориентации на инновационный путь развития, преодолении хронической технологической отсталости, широкомасштабном обновлении как производственной, так и социальной сферы. Это становится особенно важным в условиях первых лет реализации Программы, когда Новосибирская область будет развиваться в условиях последствий глобального финансово-экономического кризиса, когда именно повышение конкурентоспособности и эффективности производства смогут нейтрализовать последствия кризиса для экономической и социальной сферы Новосибирской области;
2) дальнейшее следование принципу "опоры на собственные силы". Использование подобной модели экономической политики и взаимодействия с федеральными органами государственной власти делает более устойчивой финансово-экономическую систему Новосибирской области и гарантирует защиту от негативного воздействия внешних факторов изменения экономической и ценовой конъюнктуры;
3) повышение степени социальной защищенности граждан Новосибирской области, усиление социальной направленности всех управленческих решений и активная политика по формированию "среднего класса", расширение среднего класса как фактора стабильности и роста внутреннего рынка Новосибирской области. Социальная направленность Программы должна найти отражение в определении конкретных направлений деятельности органов государственной власти Новосибирской области, ориентированных на устранение ключевых проблем в жизнедеятельности населения и мобилизацию всех располагаемых ресурсов для эффективного решения задач социального развития;
4) более широкое использование принципа государственно-частного партнерства и социальной ответственности бизнеса. Корпоративная социальная ответственность должна опираться на инвестиции, имеющие социальную направленность, и на социально ответственное поведение, что является взаимовыгодным как для компании, так и для общества. В Программе предусмотрены механизмы сотрудничества хозяйствующих субъектов и органов государственной власти Новосибирской области. Такое взаимодействие предполагает участие бизнеса в разработке и реализации Программы;
5) обеспечение преемственности со Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года и со Схемой территориального планирования Новосибирской области. Соблюдение данного принципа является не только необходимым условием эффективности функционирования, но и фактором дееспособности системы многоуровневого стратегического управления Новосибирской области, которая в свою очередь определяет планомерность и последовательность процессов модернизации и социально-экономического развития;
6) обеспечение согласованности с программными документами долгосрочного развития Российской Федерации, стратегическими документами социально-экономического развития субъектов Сибирского федерального округа, с системой мероприятий органов государственной власти Российской Федерации по преодолению последствий кризиса. Основные направления Программы социально-экономического развития Новосибирской области должны корреспондировать с этими документами, равно как и с направлениями реализации муниципальной и административной реформы.
Программа исходит из того, что Новосибирская область в последние годы сформировала значительный потенциал для реализации долгосрочных целей и перспективных задач. Темпы экономического роста в Новосибирской области превышают средние темпы роста по Российской Федерации, и это дает возможность усилить конкурентные преимущества Новосибирской области в Сибирском федеральном округе. В то же время поддержание высоких темпов экономического роста и обеспечение качества экономического развития на территории Новосибирской области связано с необходимостью создания устойчивых механизмов, консолидирующих усилия всех уровней власти, бизнеса и населения. Такие механизмы должны быть направлены как на решение существующих проблем, так и на создание условий для успешного преодоления будущих вызовов развития, что особенно важно в условиях увеличивающейся нестабильности мировой экономики.
В этой связи Программа направлена, с одной стороны, на разрешение имеющихся в экономике и социальной сфере проблем, с другой стороны - на закрепление и усиление существующих позитивных тенденций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.