Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 марта 2018 г. N 170
Модель
ранжирования проектов (программ) и ведомственных целевых программ, реализующихся в составе государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642
I. Общие положения
1. Настоящая модель ранжирования проектов (программ) и ведомственных целевых программ, реализующихся в составе государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (далее соответственно - модель ранжирования, ранжирование), разработана с учетом Методических рекомендаций по проведению ранжирования проектов (программ) и ведомственных целевых программ с учетом оценки достижения целей государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 607, в целях обеспечения процедуры проведения ранжирования приоритетных проектов (программ), ведомственных проектов (программ), межпрограммных проектов (программ) (далее - проекты (программы) и ведомственных целевых программ, реализующихся в составе государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642, определенной в качестве пилотной для внедрения механизмов проектного управления (далее - ГПРО).
2. Модель ранжирования позволяет определить ценность проектов (программ) и ведомственных целевых программ в ходе достижения целей ГПРО с учетом стоимости их реализации и имеющихся потенциальных рисков. Модель ранжирования является инструментом поддержки принятия взвешенного, сбалансированного управленческого решения по отбору проектов (программ) и ведомственных целевых программ для включения в ГПРО.
3. Ранжирование заключается в приоритизации проектов (программ) и ведомственных целевых программ, обеспечивающих достижение целей ГПРО на основе применения критериев ценности и реализуемости (для проектов), позволяющих определить значимость проектов (программ) и ведомственных целевых программ относительно друг друга, а также их вклад в достижение целей ГПРО.
II. Процедура ранжирования
4. Ранжирование осуществляется ежегодно, до формирования предложений по структуре (изменению структуры) и финансовому обеспечению реализации ГПРО в очередном финансовом году и плановом периоде. Ежегодному ранжированию подлежат как новые проекты (программы) и ведомственные целевые программы, так и реализуемые в составе ГПРО.
5. Процедура ранжирования осуществляется Департаментом стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки Российской Федерации на основании возложенных на него функций проектного офиса Министерства образования и науки Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. N 1368 "Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации проектной деятельности в рамках стратегического направления Российской Федерации "Образование" и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации" по согласованию с Департаментом финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации.
6. Результаты ранжирования рассматриваются координационным советом проектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, созданным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2017 г. N 287.
7. В случае внесения изменений в ГПРО, предусматривающих изменение состава проектов (программ) и ведомственных целевых программ, а также их целей, сроков (этапов) реализации и объемов финансового обеспечения, осуществляется внеочередное ранжирование новых и реализуемых проектов (программ) и ведомственных целевых программ.
III. Критерии ранжирования
8. Ранжирование осуществляется по критериям ценности (для проектов (программ) и ведомственных целевых программ) и реализуемости (для проектов (программ).
9. Критерии ценности характеризуют способность проектов (программ) и ведомственных целевых программ достигать цели ГПРО.
Совокупность критериев ценности представляет собой группу критериев ценности.
В качестве критериев ценности в соответствии с паспортом ГПРО определены:
"качество образования";
"доступность образования";
"онлайн-образование".
При выставлении баллов по критериям ценности используется балльная шкала от 0 (не влияет) до 100 (максимальное влияние) баллов на одну цель (1 балл соответствует 1% вклада в достижение цели). При этом один проект (программа) и ведомственная целевая программа могут оказывать влияние (оцениваться) по нескольким целям одновременно.
Ценность проектов (программ) и ведомственных целевых программ указывается по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящей модели ранжирования.
10. Критерии реализуемости отражают возможности реализации проектов (программ), в том числе исходя из значимости потенциальных рисков.
В качестве критериев реализуемости определены:
"отсутствие организационных рисков";
"технологическая реализуемость".
При выставлении оценок по критериям реализуемости используется балльная шкала от 0 (не влияет) до 5 (максимальное влияние) баллов.
Реализуемость проектов (программ) указывается по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящей модели ранжирования.
11. По каждому критерию экспертным путем определен вес, который отражает значимость критериев относительно друг друга в группе. Определение весов осуществлено экспертным путем - через распределение баллов в пределах: для группы критериев ценности - от 1 до 10 (максимальный вес), для группы критериев реализуемости - от 1 до 5 (максимальный вес).
Распределение баллов по критериям ценности и обоснование экспертной оценки:
"доступность образования" - 10 баллов. Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируются: общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, право граждан на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Данные государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации закреплены в положениях статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
"качество образования" - 9 баллов. Согласно пункту 29 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ качество образования является комплексной характеристикой образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
"онлайн-образование" - 7 баллов. Статья 17 Федерального закона N 273-Ф3 устанавливает формы получения образования и формы обучения: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). В рамках указанных форм получения образования и форм обучения освоение образовательных программ может осуществляться посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, применение которых регулируется положениями статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ.
Распределение баллов по критериям реализуемости и обоснование экспертной оценки:
"технологическая реализуемость" - 5 баллов. Эффективность реализации проектов (программ) обусловлена наличием необходимых технических и технологических инфраструктуры решений и возможностей;
"отсутствие организационных рисков" - 2 балла. Статья 3 Федерального закона N 273-ФЗ в качестве одного из основополагающих принципов реализации государственной политики в сфере образования определяет единство образовательного пространства на территории Российской Федерации. Таким образом, реализуемые в рамках ГПРО проекты (программы) преимущественно распространяют свое действие на территорию всей Российской Федерации и затрагивают различные субъекты правоотношений в сфере образования. Таким образом, степень вовлеченности субъектов Российской Федерации, структурных подразделений Министерства и подведомственных ему организаций, федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций в реализацию проекта (программы) прямо пропорциональна степени организационных рисков реализации проекта (программы).
12. Сумма баллов по критериям ценности для проекта (программы) или ведомственной целевой программы (V) рассчитывается по следующей формуле:
(1)
где:
- вес i-го критерия ценности;
- оценка i-го критерия ценности, балл;
i= 1,2 ... I - количество критериев ценности;
13. Сумма баллов по критериям реализуемости для проекта (программы) (F) рассчитывается по следующей формуле:
(2)
где:
- весу j-го критерия реализуемости;
- оценка j-го критерия реализуемости, балл;
j = 1 ... J - количество критериев реализуемости;
14. Результаты оценки проектов (программ) и ведомственных целевых программ по критериям ценности и реализуемости указываются по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящей модели ранжирования.
15. В целях учета оценки финансовых затрат на реализацию проекта (программы) в рейтинге проектов (программ) определяется балльная оценка бюджета проекта (БП), рассчитываемая как доля бюджета проекта (программы) в общем объеме бюджетных ассигнований на проектную часть ГПРО с округлением до одного знака после запятой по следующей формуле.
(3)
где:
- бюджет проекта (программы);
- бюджетные ассигнования на проектную часть ГПРО.
В расчетах балльной оценки бюджета проекта (программы) участвуют только объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренные в проектной части ГПРО.
При этом в модели ранжирования принимается, что минимальный балл, используемый при оценке финансовых затрат на реализацию проекта (программы), равен 1 баллу.
Балльная оценка бюджета проекта (программы) указывается по рекомендуемому образцу, приведенному в графе 7 приложения N 2 к настоящей модели ранжирования.
16. Рейтинг проекта (программы) (РП) устанавливается как отношение суммы баллов, полученной по итогам его оценки по критериям ценности и реализуемости, к его бюджету, выраженному в баллах, и рассчитывается по следующей формуле.
(4)
Рейтинг проекта (программы) указывается в графе 9 приложения N 2 к настоящей модели ранжирования.
IV. Порядок оформления результатов ранжирования
17. Перечень проектов (программ), включаемых в ГПРО по результатам проведенного ранжирования, с учетом объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию проектной части ГПРО, указывается по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящей модели ранжирования исходя из их приоритетности в следующей очередности по группировке:
обязательные реализуемые проекты (программы), если по ним не принято решение о досрочном завершении, инициируемые в рамках соответствующих решений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - Совет), президиума Совета;
обязательные к реализации новые проекты (программы), инициируемые в рамках соответствующих решений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Совета и президиума Совета;
межпрограммные проекты (программы) и отдельные мероприятия межпрограммных проектов (программ);
проекты (программы), не требующие финансирования из федерального бюджета;
иные проекты (программы), имеющие наивысшую оценку по критериям ценности и реализуемости по итогам ранжирования.
Процессная часть ГПРО указывается отдельной строкой по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящей модели ранжирования.
18. Оценка обеспеченности целей ГПРО проектами (программами) и ведомственными целевыми программами с учетом объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию ГПРО указывается по форме, приведенной в приложении N 4 к настоящей модели ранжирования.
19. Перечень проектов (программ), не включенных в ГПРО по результатам проведенного ранжирования, указывается по форме, приведенной в приложении N 5 к настоящей модели ранжирования.
Данные проекты в случае принятия соответствующего решения (выделение дополнительного финансирования или пересмотр состава, или объемов финансирования проектов и/или процессов, включаемых в проектную и/или процессную часть, пересмотр целевых значений целевых показателей эффективности ГПРО), могут быть учтены при проведении ежегодного либо внеочередного ранжирования, предусмотренного пунктами 4 и 7 настоящей модели ранжирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.