Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Порядок разработки и финансирования межгосударственных инновационных проектов и мероприятий в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года (прилагается).
2. Предоставить Экономическому совету Содружества Независимых Государств право вносить изменения в указанный Порядок в соответствии с предложениями государств - участников СНГ.
3. Межгосударственному совету по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах осуществлять мониторинг практики применения настоящего Порядка в государствах - участниках Межгосударственной программы.
От Азербайджанской Республики
-
От Республики Армения
Первый вице-премьер-министр
А. Мирзоян
От Республики Беларусь
А. Кобяков
От Республики Казахстан
Б. Сагинтаев
От Кыргызской Республики
М. Абылгазиев
От Республики Молдова
От Российской Федерации
Д. Медведев
От Республики Таджикистан
К. Расулзода
От Туркменистана
-
От Республики Узбекистан
А. Арипов
От Украины
УТВЕРЖДЕН
Решением Совета глав
правительств СНГ о Порядке
разработки и финансирования
межгосударственных инновационных
проектов и мероприятий в рамках
Межгосударственной программы инновационного
сотрудничества государств - участников СНГ
на период до 2020 года
от 1 июня 2018 года
Порядок
разработки и финансирования межгосударственных инновационных проектов и мероприятий в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработки и финансирования межгосударственных инновационных проектов и мероприятий в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года (далее - Порядок) определяет организацию и механизм взаимодействия участников Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года (далее - Программа) в разработке и финансировании межгосударственных инновационных проектов и мероприятий в рамках Программы.
2. Основанием для разработки и принятия настоящего Порядка являются:
Решение Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года о Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года;
Решение Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2015 года о Комплексе мероприятий на 2015-2016 годы по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года.
3. В настоящем Порядке используются следующие понятия:
консорциум - объединение участников проекта, заключивших между собой соглашение о реализации межгосударственного инновационного проекта, который закрепляет статус организации-координатора, условия и порядок участия других организаций в проекте, распределение работ по проекту между его участниками, распределение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Консорциум формируется из научных, научно-исследовательских, образовательных и иных организаций не менее чем из трех государств - участников СНГ для проведения совместной научно-исследовательской и инновационной деятельности;
мероприятия Программы - совокупность действий, направленных на осуществление определенной цели в рамках Программы;
организация-координатор - организация - участник консорциума, выполняющая функции координатора проекта;
финансирующие организации - государственные органы исполнительной власти и негосударственные органы, фонды и организации, участвующие в совместном финансировании межгосударственных инновационных проектов и мероприятий Программы;
инновационный проект - совокупность мероприятий по разработке, освоению и выводу на рынок новых или усовершенствованных продуктов и услуг, процессов или способов производства (передачи) продуктов и услуг, а также проект, содержанием которого являются проведение прикладных научных исследований и (или) разработок, их практическое использование в производстве и реализации.
II. Цели финансирования межгосударственных инновационных проектов и мероприятий Программы
Финансирование межгосударственных инновационных проектов и мероприятий Программы осуществляется в целях:
создания условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономики государств - участников СНГ;
содействия развитию социально ориентированной инновационной экономики в государствах - участниках СНГ;
реализации приоритетов экономического развития в инновационной сфере на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве;
обеспечения реализации межгосударственных инновационных проектов;
содействия дальнейшей интеграции рынков государств - участников СНГ;
обеспечения взаимодействия национальных инновационных систем в процессе формирования общего межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений.
III. Формы финансирования межгосударственных инновационных проектов и мероприятий Программы
Финансирование межгосударственных инновационных проектов и мероприятий Программы осуществляется за счет следующих источников:
бюджетные средства государств - участников СНГ;
внебюджетные источники, привлекаемые для финансирования межгосударственных инновационных проектов и мероприятий Программы.
Финансирование межгосударственных инновационных проектов и мероприятий Программы может осуществляться в форме кредитов, финансового лизинга, инвестиций в ценные бумаги, эмитируемые участниками программных мероприятий и проектов, а также за счет денежных, имущественных и иных вкладов в рамках партнерских соглашений о совместной деятельности и иных способов привлечения инвестиций, не противоречащих законодательству государств - участников Программы, межгосударственным и межправительственным соглашениям государств - участников СНГ.
Предусматривается возможность смешанного финансирования в случае, когда участники Программы могут применять различные схемы бюджетного и внебюджетного финансирования в рамках одного межгосударственного инновационного проекта и (или) мероприятия Программы.
Объемы и источники финансирования мероприятий, инновационных и инвестиционных проектов определяются в каждом конкретном случае решениями Совета глав правительств СНГ об их разработке и реализации.
IV. Подготовка межгосударственного инновационного проекта для включения в Программу
Данным разделом определяется порядок подготовки и рассмотрения межгосударственного инновационного проекта для его включения в Программу, который состоит из следующих этапов:
1. Составление заявки на участие в Программе.
Консорциум проекта составляет Информационную карту межгосударственного инновационного проекта, организация-координатор направляет оригиналы документов, в том числе Информационную карту и письмо-согласие на участие в проекте от организации-участника, в национальный контактный центр, который проводит верификацию документов. Национальный контактный центр государства - координатора проекта оказывает консультативную помощь в составлении Информационной карты межгосударственного инновационного проекта.
Информационная карта межгосударственного инновационного проекта после представления в национальный контактный центр государства - участника проекта и подтверждения полноты представленной в ней информации направляется в национальные контактные центры других государств-участников.
Национальные контактные центры в течение пяти рабочих дней проводят предварительную экспертизу Информационной карты межгосударственного инновационного проекта на соответствие требованиям Программы и интересам государств - участников проекта. После ее согласования национальный контактный центр государства-координатора уведомляет организацию-координатора о возможности начала подготовки заявки на включение межгосударственного инновационного проекта в Программу.
Заявка на включение межгосударственного инновационного проекта в Программу состоит из бизнес-плана, Информационной карты межгосударственного инновационного проекта, соглашения между организациями - участниками межгосударственного инновационного проекта, закрепляющего условия, порядок их участия в данном проекте и включающего техническое задание, финансовый и календарный планы межгосударственного инновационного проекта.
К заявке также прикладываются нотариально заверенные копии учредительных документов участников межгосударственного инновационного проекта с приложениями, изменениями и дополнениями. Оригинал направляется Оператору Программы.
Консультативную помощь и содействие в составлении и подготовке заявки оказывают национальный контактный центр государства - координатора проекта и Оператор Программы.
Оператор Программы согласовывает с национальными государственными заказчиками заявки на включение межгосударственного инновационного проекта в Программу.
2. Национальная (государственная) экспертиза межгосударственного инновационного проекта.
Условия включения межгосударственного инновационного проекта в Программу определяются Положением о конкурсной комиссии Программы (приложение 2 к Программе) и Порядком отбора и экспертизы инновационных проектов для включения в Программу (приложение 3 к Программе).
Национальный заказчик Программы в месячный срок рассматривает заявку на соответствие межгосударственного инновационного проекта целям и задачам Программы, национальным интересам, реальности выполнения работ по проекту, новизне, обоснованности запрашиваемых бюджетных и привлекаемых внебюджетных финансовых средств составу и объемам работ по проекту.
Результаты национальной (государственной) экспертизы государств - участников межгосударственного инновационного проекта предоставляются национальным заказчиком государства - координатора межгосударственного инновационного проекта Оператору Программы для формирования перечня межгосударственных инновационных проектов.
Оператор Программы проводит аккредитацию участников межгосударственного инновационного проекта. Аккредитация осуществляется в соответствии с Положением об аккредитации и условиях участия юридических и физических лиц в проектах Программы (приложение 1 к Программе).
3. Межгосударственное рассмотрение перечня межгосударственных инновационных проектов.
Оператор Программы формирует перечень межгосударственных инновационных проектов для рассмотрения на заседании Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах (МС НТИ).
После рассмотрения на заседании МС НТИ перечня межгосударственных инновационных проектов секретариат МС НТИ направляет решение по данному вопросу в Исполнительный комитет СНГ для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.
В случае одобрения перечня межгосударственных инновационных проектов на заседаниях Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ и Экономического совета Содружества Независимых Государств Исполнительный комитет СНГ направляет перечень межгосударственных инновационных проектов в правительства государств - участников СНГ для подтверждения возможности выполнения (финансирования) работ по проектам.
Национальный заказчик государства - координатора межгосударственного инновационного проекта осуществляет свод заключений от государств - участников проекта, который направляется заказчику-координатору и в Исполнительный комитет СНГ.
Исполнительный комитет СНГ представляет перечень межгосударственных инновационных проектов на утверждение Совета глав правительств СНГ в целях придания им статуса проектов Программы.
V. Финансирование межгосударственных инновационных проектов Программы
1. Межгосударственные инновационные проекты должны быть направлены на решение сложных научно-технических задач и формирование опережающего научно-технического задела в интересах развития новых прорывных технологий и образцов инновационной продукции.
2. Межгосударственные инновационные проекты, нацеленные на решение актуальных задач, инициируются консорциумами. Информационную и организационную поддержку формирования консорциума обеспечивают национальные контактные центры.
3. Финансирование работ по формированию межгосударственных инновационных проектов осуществляется за счет собственных средств участников консорциума.
4. Финансирование межгосударственных инновационных проектов обеспечивают финансирующие организации государств - участников СНГ, участвующие в отборе межгосударственных инновационных проектов в соответствии с установленными полномочиями и регламентами их работы.
Рекомендуемый образец плана финансового обеспечения реализуемых и планируемых к реализации межгосударственных инновационных проектов приведен в приложении 1.
5. Определение состава межгосударственных инновационных проектов, реализуемых в рамках Программы, проводится на основе решений финансирующих организаций государств - участников СНГ о финансировании межгосударственных инновационных проектов (далее - решения). Организацию работ по подготовке решений обеспечивает Оператор Программы.
6. При подготовке решений Оператор Программы:
предлагает состав финансирующих организаций государств - участников СНГ, участвующих в проведении отбора межгосударственных инновационных проектов;
согласовывает общие и специфические для финансирующих организаций государств - участников СНГ условия участия консорциума в отборе межгосударственных инновационных проектов, включая предельные возможные объемы финансирования, выделяемые финансирующими организациями государств - участников СНГ, а также график проведения отбора межгосударственных инновационных проектов.
7. Участники консорциума подают заявки в национальные финансирующие организации в соответствии с графиком и условиями проведения отбора межгосударственных инновационных проектов.
8. Оператор Программы обеспечивает обмен информацией между национальными финансирующими организациями о поступивших предложениях.
9. Решения о поддержке межгосударственных инновационных проектов принимаются финансирующими организациями государств - участников СНГ, берущими на себя обязательства по финансированию межгосударственных инновационных проектов, консенсусом.
10. Финансирующие организации государств - участников СНГ заключают с участниками консорциума соглашения о финансовой поддержке межгосударственных инновационных проектов.
11. Финансирующие организации государств - участников СНГ обеспечивают мониторинг реализации поддержанных межгосударственных инновационных проектов и информируют Оператора Программы о ходе их реализации.
12. Оператор Программы информирует МС НТИ о ходе реализации межгосударственных инновационных проектов.
13. Финансирование инновационных проектов, включенных в межгосударственные целевые программы (МЦП) и принятых для реализации в рамках Программы, осуществляется за счет бюджетных средств государств - участников СНГ, внебюджетных средств и их комбинации в порядке, не противоречащем законодательству этих государств.
Финансирование инновационных проектов, реализуемых в рамках МЦП, которым решением Совета глав правительств СНГ придан статус структурного элемента Программы, осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ Содружества Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 года.
14. Финансирование инновационных проектов, не включенных в МЦП, которым решением Совета глав правительств СНГ придан статус проектов Программы, осуществляется за счет средств из внебюджетных источников и бюджетов государств - участников СНГ в рамках национальных программ.
15. Объемы и источники финансирования инновационных проектов определяются в каждом конкретном случае решением Совета глав правительств СНГ об их разработке и реализации.
VI. Финансирование мероприятий Программы
1. Финансирование мероприятий Программы, включенных в МЦП, осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ Содружества Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 года.
Финансирование мероприятий Программы, не включенных в МЦП, осуществляется за счет средств из внебюджетных источников и бюджетов государств - участников СНГ в рамках национальных программ и (или) в пределах средств, предусматриваемых министерствам и ведомствам на осуществление ими своих функций.
2. Привлечение средств из внебюджетных источников для финансирования мероприятий Программы может осуществляться заказчиком - координатором, Оператором Программы, национальными заказчиками и другими финансирующими организациями.
Рекомендуемый образец плана финансового обеспечения реализуемых и планируемых к реализации мероприятий Программы приведен в приложении 2.
3. Заказчик - координатор Программы по предложениям национальных государственных заказчиков формирует заявку по финансовому обеспечению мероприятий Программы с пояснительной запиской, обоснованиями, расчетами, ожидаемыми результатами. Указанная заявка направляется заказчиком - координатором Программы на рассмотрение МС НТИ (Наблюдательный совет) не позднее чем за год до начала реализации мероприятий Программы. После одобрения МС НТИ (Наблюдательным советом) пакет документов с предложением по финансовому обеспечению мероприятий Программы направляется в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
VII. Заключительные положения
Принципы и порядок распределения прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные в результате реализации межгосударственных инновационных проектов и мероприятий Программы, определяются в соответствии с Порядком распределения прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные в результате реализации межгосударственных инновационных проектов и мероприятий в рамках Программы, утверждаемым Советом глав правительств СНГ.
Распределение результатов совместных работ, включая доход от реализации товаров (услуг) между государствами - участниками конкретного совместного межгосударственного инновационного проекта и (или) мероприятия Программы, осуществляется, как правило, согласно их долевому участию и с учетом вклада интеллектуальной собственности.
Национальные заказчики, национальные контактные центры и другие финансирующие организации государств - участников Программы ежегодно по запросу заказчика - координатора Программы предоставляют информацию о реализации межгосударственных инновационных проектов и мероприятий Программы в соответствии с требованиями, указанными в приложении 3.
Приложение 1
План
финансового обеспечения реализуемых и планируемых к реализации межгосударственных инновационных проектов Программы (рекомендуемый образец)
Курс пересчета:
Наименование проекта/ государства финансирования/ |
Общая потребность |
Объем осуществленного финансирования |
Требуемый объем финансирования |
Требуемый объем финансирования |
|||||
I |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
Всего |
|||||
ВСЕГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по проекту (наименование проекта) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Армения |
|
|
|
|
||||
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджетные средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Беларусь |
|
|
|
|
||||
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджетные средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Казахстан |
|
|
|
|
||||
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджетные средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кыргызская Республика |
|
|
|
|
||||
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджетные средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика |
|
|
|
|
||||
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджетные средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Российская |
|
|
|
|
||||
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджетные средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика Таджикистан |
|
|
|
|
||||
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджетные средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Украина |
|
|
|
|
||||
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджетные средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: |
объемы финансирования должны быть приведены к сопоставимому формату (единой валюте исчисления). |
Заказчик - координатор Программы: | |
(Ф.И.О., должность) | |
место печати |
подпись |
|
|
Оператор Программы: | |
(Ф.И.О., должность) | |
место печати |
подпись |
Приложение 2
План
финансового обеспечения реализуемых и планируемых к реализации мероприятий Программы
(рекомендуемый образец)
наименование валюты
N |
Наименование мероприятия |
Основное содержание мероприятия |
Сроки реализации мероприятия |
Организации, участвующие в мероприятии |
Государства, участвующие в мероприятии |
Национальный бюджет, |
||||
I |
II |
III кв. |
IV кв. |
Всего |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заказчик - координатор Программы: | |
(Ф.И.О., должность) | |
место печати |
подпись |
|
|
Оператор Программы: | |
(Ф.И.О., должность) | |
место печати |
подпись |
|
|
Приложение 3
Требования
к содержанию ежегодного отчета национальных заказчиков, национальных контактных центров и других финансирующих организаций по итогам реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ
на период до 2020 года
Ежегодный отчет о ходе реализации Программы для рассмотрения Советом глав правительств СНГ должен включать:
сведения о результатах реализации Программы за отчетный год и весь период реализации;
сведения о наличии, объемах использования финансовых средств с представлением подробной структуры расходов, включающей количественные данные о реализации всех этапов межгосударственного инновационного проекта (научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и др.) за счет бюджетных и внебюджетных средств (собственные средства предприятия, заемные, привлеченные средства и др.) за отчетный год;
сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы показателям, установленным при их утверждении;
информацию о ходе и полноте выполнения мероприятий Программы;
сведения о внедрении и эффективности межгосударственных инновационных проектов;
оценку влияния результатов реализации Программы на экономику государств - участников Программы с помощью оперативных целевых показателей эффективности реализации Программы;
информацию о проблемах при реализации Программы.
Оговорка Кыргызской Республики
Кыргызская Республика будет участвовать в финансировании мероприятий в рамках Порядка разработки и финансирования межгосударственных инновационных проектов и мероприятий в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года в пределах средств заинтересованных министерств и ведомств Кыргызской Республики, предусмотренных республиканским бюджетом на соответствующий год.
Премьер-министр |
М. Абылгазиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета глав правительств СНГ от 1 июня 2018 г. "О Порядке разработки и финансирования межгосударственных инновационных проектов и мероприятий в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года"
Текст решения официально опубликован не был