Письмо Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2018 г. N АК/43550/18
"Об использовании образов медицинских работников в рекламе учебных заведений для медицинских работников"
В соответствии с пунктом 25 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2018 году, утвержденным приказом ФАС России от 19.04.2018 N 508/18, ФАС России направляет разъяснение по вопросу применения пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" по использованию образов медицинских работников в рекламе учебных заведений, занимающихся подготовкой медицинских работников.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Таким образом, использование образов медицинских работников допускается исключительно в рекламе:
- медицинских услуг;
- средств личной гигиены.
При этом, реклама любых товаров с использованием образов медицинских работников допускается в случае, если указанная реклама распространяется исключительно:
- в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;
- в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Таким образом, в случае, если в рекламе учебного заведения, осуществляющего подготовку медицинских работников объектом рекламирования выступают образовательные услуги, использование в указанной рекламе образов медицинских работников допускается исключительно в случае, если указанная реклама распространяется в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий или в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Также необходимо отметить, что запрет, содержащийся в пункте 4 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", касается не только визуального образа медицинских и фармацевтических работников, но любых визуальных, звуковых и иных средств, формирующих образ медицинских и фармацевтических работников в сознании потребителя рекламы.
Под образом понимается отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление. При этом необходимо заметить, что использование образов может быть визуальным, звуковым, текстовым.
Визуальным использованием образов медицинских и фармацевтических работников в рекламе, по мнению ФАС России, является изображение в рекламе данных лиц (включая неизвестных или вымышленных), в том числе демонстрация частей тела, силуэтов и т.п.
Следовательно, под образом медицинского и фармацевтического работника понимается, в том числе, указание в тексте рекламы наименования специальности медицинского работника (например, стоматолог, отоларинголог, хирург и т.п.) или профессиональной принадлежности (врач, доктор, фармацевт, аптекарь и т.п.).
Голос человека сам по себе является формой предоставления информации и, по мнению ФАС России, не рассматривается как использование образа медицинского работника, если он явно не создает наглядного представления о медицинском или фармацевтическом работнике.
При этом, следует исходить из того, что сформировать в сознании потребителя рекламы впечатление присутствия медицинского или фармацевтического работника возможно также путем включения в рекламу деталей, свидетельствующих об участии в сюжете рекламного ролика медицинского или фармацевтического работника.
|
А.Б. Кашеваров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Использование образов медработников допускается исключительно в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены.
При этом реклама любых товаров с использованием образов медработников допускается, если она распространяется исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий; в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Если в рекламе учебного заведения, осуществляющего подготовку медработников, объектом рекламирования выступают образовательные услуги, то использование образов медработников допускается исключительно в случае, если указанная реклама распространяется в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий или в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Под образом медицинского и фармацевтического работника понимается в т. ч. указание в тексте рекламы наименования специальности или профессиональной принадлежности.
Голос человека сам по себе является формой предоставления информации и не рассматривается как использование образа медработника, если он явно не создает наглядного представления о субъекте.
Отмечено, что сформировать в сознании потребителя рекламы впечатление присутствия медицинского или фармацевтического работника возможно также путем включения деталей, свидетельствующих об участии данного в сюжете рекламного ролика.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2018 г. N АК/43550/18 "Об использовании образов медицинских работников в рекламе учебных заведений для медицинских работников"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", декабрь 2018 г., N 23, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", январь 2019 г., N 1
Письмом ФАС России от 2 декабря 2022 г. N МШ/109196-ПР/22 настоящий документ признан недействующим с 2 декабря 2022 г.