Указание Генеральной прокуратуры РФ от 27 апреля 2018 г. N 254/23
"Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в таможенной сфере"
Вступление в силу с 01.01.2018 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, изменения законодательных актов Российской Федерации и анализ состояния законности в таможенной сфере требуют внесения коррективов в организацию прокурорского надзора за исполнением законов в таможенной сфере.
В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в таможенной сфере, надлежащей реализации требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере", руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:
1. Транспортных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, транспортных прокуроров (на правах районных):
1.1. Активизировать прокурорский надзор за исполнением законов в таможенной сфере, в области обустройства государственной границы Российской Федерации, при производстве по делам об административных правонарушениях, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, при расследовании таможенными органами, органами внутренних дел на транспорте и следственными подразделениями на транспорте Следственного комитета Российской Федерации уголовных дел о преступлениях в области таможенного дела.
1.2. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением таможенного законодательства при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза и их убытии, при совершении таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров, их классификацией, исчислением и взысканием таможенных платежей, при контроле и корректировке таможенной стоимости, применении мер тарифного и нетарифного регулирования, реализации таможенными органами полномочий в области валютного контроля, при включении в реестры и исключении из них таможенных представителей, перевозчиков, владельцев складов временного хранения, уполномоченных экономических операторов, а также других лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
1.3. Систематически изучать материалы таможенных и служебных проверок, жалоб граждан и участников внешнеэкономической деятельности, актов (справок) проверок нижестоящих таможенных органов вышестоящими, а также органами государственного контроля (надзора), обращая особое внимание на решения, принятые должностными лицами таможенных органов в порядке ведомственного контроля, судебные акты, вынесенные не в пользу таможенных органов, в том числе послужившие основанием для взыскания денежных средств из федерального бюджета в связи с признанием действий (бездействия) таможенных органов незаконными.
2. Транспортных прокуроров (на правах районных):
2.1. Планировать и проводить проверки исполнения федерального законодательства в сфере таможенного дела на основе тщательного и всестороннего анализа состояния законности.
При реализации надзорных полномочий особое внимание сосредоточить на соблюдении установленного порядка при экспорте природных ресурсов, углеводородного сырья и иных стратегически важных товаров. Усилить координационную деятельность на данном направлении надзора, организовать необходимое взаимодействие с территориальными правоохранительными органами.
При наличии оснований добиваться от таможенных органов реализации предоставленных полномочий по осуществлению ареста имущества и товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги, пени не уплачены или уплачены не полностью, а также прав по остановке транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем.
На регулярной основе проверять в таможенных органах исполнение законодательства об оружии; о сохранности федеральной собственности, в том числе при распоряжении обращенным в собственность государства имуществом, а также вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и по уголовным делам о преступлениях, совершенных в таможенной сфере; о противодействии незаконному обороту наркотических и сильнодействующих веществ; о государственной службе; бюджетного законодательства, в том числе при закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд; при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.
В случае выявления нарушений законодательства безотлагательно принимать меры по их устранению, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причиненного ущерба.
2.2. Учитывая, что в соответствии с частью 3 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование осуществляется в электронной форме, исключить случаи проведения проверок исполнения таможенного законодательства без использования возможностей Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.
2.3. На системной основе анализировать соблюдение контролирующими и правоохранительными органами законодательства при исполнении актов Президента и Правительства Российской Федерации о специальных экономических мерах и других поручений, данных в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. В рамках координационной деятельности принять меры по усилению работы контролирующих и правоохранительных органов, направленной на выявление поставщиков и каналов ввоза в Россию запрещенной продукции, наладить обмен информацией о случаях ее выявления и изъятия. Результаты работы на данном направлении деятельности систематически заслушивать на координационных и оперативных совещаниях.
2.4. Обеспечить действенный надзор за соблюдением прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности и граждан, исполнением таможенного законодательства при предоставлении льгот и преференций, определении таможенной стоимости товаров. Добиваться от таможенных органов своевременного выявления и пресечения случаев уклонения от уплаты таможенных платежей, налогов и иных обязательных платежей.
2.5. В случаях неисполнения законных требований прокурора об устранении нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незамедлительно направлять транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, проекты заявлений в арбитражный суд о признании незаконными решений и действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов либо о признании недействительными соответствующих ненормативных правовых актов.
2.6. Организовать в десятидневный срок с момента принятия таможенными органами решений проверку законности вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, для их своевременного опротестования при наличии оснований. Вести учет проверенных дел. В каждом случае назначения штрафов за совершенные административные правонарушения субъектам малого и среднего предпринимательства проверять законность и обоснованность принятого решения с учетом требований статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривающей условия замены назначенного административного штрафа на предупреждение.
При наличии оснований приносить протесты на постановления по делам об административных правонарушениях. В целях оспаривания решений административных органов о привлечении к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя за правонарушение, совершенное в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской или иной экономической деятельности, направлять проекты заявлений в арбитражный суд в транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации. При обнаружении в материалах дел об административных правонарушениях сведений, указывающих на признаки уголовно наказуемых деяний, в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации, направлять их в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В ходе проверки дел об административных правонарушениях обращать внимание на эффективность реализации таможенными органами полномочий по внесению представлений для устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Систематически проводить анализ административной практики таможенных органов. Обращать внимание на случаи неуплаты штрафов, назначенных в качестве наказания за административные правонарушения в сфере таможенного дела. Требовать от таможенных органов исполнения обязанности по привлечению виновных лиц к административной ответственности по статье 20.25 (уклонение от исполнения административного наказания) КоАП РФ.
2.7. Средствами прокурорского надзора добиваться своевременного выявления и пресечения преступлений, особое внимание уделять установлению лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния в таможенной сфере.
В полном объеме использовать полномочия для обеспечения прокурорского надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью таможенных органов, исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в таможенной сфере. Обеспечить своевременное реагирование на выявленные нарушения законов, их устранение и привлечение виновных лиц к ответственности.
2.8. Обеспечить эффективный надзор за исполнением законов при реализации уполномоченными должностными лицами и организациями государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, мест ее пересечения, а также осуществления закупок для государственных нужд в этой области правоотношений.
Проверять организацию работы пунктов пропуска, их соответствие установленным требованиям по оборудованию и оснащению. При этом следует обращать внимание на наличие (либо отсутствие) утвержденных пределов пунктов пропуска, законность осуществления в них предпринимательской деятельности, сохранность и целевое использование государственного имущества, своевременность исполнения государственных контрактов на строительство, реконструкцию, оборудование и обслуживание пунктов пропуска, целевое расходование денежных средств, выделенных на их содержание и оснащение, полноту выполнения заявок государственных органов на установку, ремонт и обслуживание технических средств, находящихся на балансе филиалов ФПСУ "Росгранстрой".
По всем выявленным фактам коррупции, злоупотреблений, хищений, нецелевого использования федерального имущества и бюджетных средств безотлагательно принимать меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, направлению материалов в следственные органы для принятия решений в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством. Использовать все средства прокурорского реагирования в целях реального возмещения государству причиненного материального ущерба.
2.9. Проблемы применения таможенного законодательства, наиболее актуальные вопросы практики предупреждения, выявления и расследования преступлений в таможенной сфере обсуждать на координационных и межведомственных совещаниях, семинарах, круглых столах, по результатам которых разрабатывать дополнительные меры, направленные на обеспечение законности и укрепление правопорядка на данном направлении. Практиковать приглашение для участия в указанных мероприятиях представителей научных и образовательных учреждений.
3. Транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, на системной основе обобщать и анализировать состояние законности в указанной сфере, итоги использовать при планировании надзорной деятельности. Полученные результаты отражать в направляемых в Генеральную прокуратуру Российской Федерации докладных записках по итогам работы за год, дополнительно указывая сведения о количестве доначисленных и довзысканных по результатам прокурорских проверок таможенных платежах.
Управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации обобщать поступившие сведения, при необходимости подготавливать соответствующие информационные письма и вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию федерального законодательства и прокурорской деятельности на этом направлении надзора.
4. Настоящее указание опубликовать в журнале "Законность".
5. Контроль за исполнением указания возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации по направлению деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание Генеральной прокуратуры РФ от 27 апреля 2018 г. N 254/23 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в таможенной сфере"
Текст указания опубликован в журнале "Законность", 2018 г., N 7
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23 сентября 2024 г. N 697
Изменения вступают в силу с 23 сентября 2024 г.