Решение Суда по интеллектуальным правам от 15 июня 2018 г. по делу N СИП-594/2017
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 7 июня 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 15 июня 2018 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе: председательствующего судьи Силаева Р.В., судей Голофаева В.В., Снегура А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению иностранного лица - Monster Energy Company (1 Monster Way, Corona, California, 92879, USA) о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, 123995, ОГРН 1047730015200) от 20.07.2017 об отказе в удовлетворении возражения против предоставления на территории Российской Федерации правовой охраны товарному знаку по международной регистрации N 1298750,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Moncler S.P.A (Via Stendhal, 47 I 20144 Milano (IT), 20144).
В судебном заседании приняли участие представители:
от компании Monster Energy Company - Грядов А.В. (по доверенности от 28.07.2016);
от Федеральной службы по интеллектуальной собственности - Глоба Г.А. (по доверенности от 15.05.2018 N 01/32-408/41);
от компании Moncler S.P.A - Фотяхетдинова М.Б. и Пахомова Ю.Ю. (по доверенности от 18.01.2018).
Суд по интеллектуальным правам,
установил:
иностранное лицо - Monster Energy Company (далее - компания Monster Energy) обратилась в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) от 20.07.2017 об отказе в удовлетворении возражения против предоставления на территории Российской Федерации правовой охраны товарному знаку по международной регистрации N 1298750 в отношении товаров 12, 30, 32-го классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен правообладатель спорного товарного знака - иностранное лицо - Moncler S.P.A. (далее - компания Moncler).
Представитель компании Monster Energy в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Роспатент и компания Moncler в отзывах и их представители в ходе судебного заседания требования компании Monster Energy оспорили, просили в их удовлетворении отказать, настаивая на законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта.
При разрешении спора суд исходит из нижеследующего.
Компания Moncler является правообладателем комбинированного товарного знака по международной регистрации N 1298750, зарегистрированного в отношении широкого перечня товаров 12, 20, 24, 30 и 32-го классов МКТУ.
Международная регистрация указанного товарного знака со словесным элементом "MONCLER" с конвенционными приоритетами от 12.06.2015 в отношении товаров 12, 20, 30, 32-го классов МКТУ и от 07.08.2015 в отношении товаров 24-го класса МКТУ произведена Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности 04.12.2015 на имя компании Moncler. Правовая охрана данному товарному знаку на территории Российской Федерации была предоставлена 22.02.2017 в отношении товаров 12, 20, 30 и 32-го классов МКТУ.
Компания Monster Energy является правообладателем следующих товарных знаков:
- словесного "JAVA MONSTER" по свидетельству Российской Федерации N 339859 (дата приоритета - 08.12.2005) для товаров 32-го классов МКТУ;
- комбинированного "" по свидетельству Российской Федерации N 448808 (дата приоритета - 25.10.2010) для товаров 5, 29, 30, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "ЯВА МОНСТР" по свидетельству Российской Федерации N 449365 (дата приоритета - 02.11.2010) для товаров 5, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "ДЖАВА МОНСТР" по свидетельству Российской Федерации N 449366 (дата приоритета - 02.11.2010) для товаров 5, 32 и 33-го классов МКТУ;
- "" по свидетельству Российской Федерации N 450769 (дата приоритета - 22.10.2010) для товаров 5, 29, 30, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "JAVA MONSTER" по свидетельству Российской Федерации N 450771 (дата приоритета - 27.10.2010) для товаров 5, 29, 30, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "MUSCLE MONSTER" по свидетельству Российской Федерации N 466003 (дата приоритета - 16.10.2009) для товаров 5-го и 32 го класса МКТУ;
- словесного "M MONSTER RIPPER ENERGY + JUICE" по свидетельству Российской Федерации N 466004 (дата приоритета - 17.06.2010) для товаров 5-го и 32-го классов МКТУ;
- словесного "M MONSTER KHAOS ENERGY + JUICE" по свидетельству Российской Федерации N 468774 (дата приоритета - 19.01.2010) для товаров 5-го и 32-го классов МКТУ;
- словесного "M JAVA MONSTER" по свидетельству Российской Федерации N 448807 (дата приоритета - 22.10.2010) для товаров 5, 29, 30, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "BLACK MONSTER" по свидетельству Российской Федерации N 474972 (дата приоритета - 02.11.2010) для товаров 5, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "BLACK MONSTER" по свидетельству Российской Федерации N 477768 (дата приоритета - 02.11.2010) для товаров 5, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "БЛЭК МОНСТР" по свидетельству Российской Федерации N 476098 (дата приоритета - 08.11.2010) для товаров 5, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "БЛЕК МОНСТР" по свидетельству Российской Федерации N 472455 (дата приоритета - 02.11.2010) для товаров 5, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "БЛАК МОНСТР" по свидетельству Российской Федерации N 480480 (дата приоритета - 02.11.2010) для товаров 5, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "Черный Монстр" по свидетельству Российской Федерации N 481015 (дата приоритета - 09.11.2010) для товаров 5, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "МИДНАЙТ МОНСТР" по свидетельству Российской Федерации N 475787 (дата приоритета - 02.11.2010) для товаров 5, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "MIDNITE MONSTER" по свидетельству Российской Федерации N 474027 (дата приоритета - 02.11.2010) для товаров 5, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "BLACK MONSTER RIPPER" по свидетельству Российской Федерации N 474679 (дата приоритета - 09.06.2011) для товаров 5-го и 32-го классов МКТУ;
- словесного "BLACK MONSTER KHAOS" по свидетельству Российской Федерации N 472356 (дата приоритета - 09.06.2011) для товаров 5-го и 32-го классов МКТУ;
- словесного "BLACK MONSTER RIPPER ENERGY + JUICE" по свидетельству Российской Федерации N 474572 (дата приоритета - 09.06.2011) для товаров 5-го и 32-го классов МКТУ;
- словесного "BLACK MONSTER KHAOS ENERGY + JUICE" по свидетельству Российской Федерации N 473794 (дата приоритета - 09.06.2011) для товаров 5-го и 32-го классов МКТУ;
- словесного "U.S.A. MONSTER" по свидетельству Российской Федерации N 523000 (дата приоритета - 11.01.2011) для товаров 32-го и 33-го классов МКТУ;
- словесного "M MONSTER REHAB" по свидетельству Российской Федерации N 523791 (дата приоритета - 09.11.2012) для товаров 05, 30 и 32-го классов МКТУ;
- словесного "BLACK MONSTER REHAB" по свидетельству Российской Федерации N 526260 (дата приоритета - 24.06.2013) для товаров 05, 30. 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "MONSTER DETOX" по свидетельству Российской Федерации N 523545 (дата приоритета - 05.05.2012) для товаров 05, 30 и 32-го классов МКТУ;
- словесного "M MONSTER REHAB ЧАЙ+ЛИМОН+ENERGY" по свидетельству Российской Федерации N 530741 (дата приоритета - 09.11.2012) для товаров 05, 30 и 32-го классов МКТУ;
- словесного "MONSTER ASSAULT" по свидетельству Российской Федерации N 533758 (дата приоритета - 11.02.2013) для товаров 5-го и 32-го классов МКТУ;
- словесного "BLACK MONSTER ENERGY ABSOLUTELY ZERO" по свидетельству Российской Федерации N 530866 (дата приоритета - 09.10.2013) для товаров 5-го и 32-го классов МКТУ;
- словесного "MONSTER THRILLER" по свидетельству Российской Федерации N 522740 (дата приоритета - 21.11.2012) для товаров 5, 30 и 32-го классов МКТУ;
- словесного "JUICE MONSTER" по свидетельству Российской Федерации N 538846 (дата приоритета - 09.01.2013) для товаров 5-го и 32-го классов МКТУ;
- словесного "JAVA MONSTER" по свидетельству Российской Федерации N 564100 (дата приоритета - 24.09.2014) для товаров 32-го класса МКТУ;
- словесного "ЧЕРНЫЙ МОНСТР" по свидетельству Российской Федерации N 564499 (дата приоритета - 30.10.2014) для товаров 5, 30, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "БЛЭК МОНСТР" по свидетельству Российской Федерации N 561581 (дата приоритета - 30.10.2014) для товаров 5, 30, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "БЛЕК МОНСТР" по свидетельству Российской Федерации N 561582 (дата приоритета - 30.10.2014) для товаров 5, 30, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "BLACK MONSTER ENERGY ULTRA" по свидетельству Российской Федерации N 566658 (дата приоритета - 22.10.2014) для товаров 5, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "ЯВА МОНСТР" по свидетельству Российской Федерации N 566201 (дата приоритета - 18.12.2014) для товаров 5, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "ДЖАВА МОНСТР" по свидетельству Российской Федерации N 566790 (дата приоритета - 18.12.2014) для товаров 5, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "MONSTER" по свидетельству Российской Федерации N 535292 (дата приоритета - 09.04.2013) для услуг 35-го классов МКТУ;
- словесного "MONSTER ENERGY" по свидетельству Российской Федерации N 534298 (дата приоритета - 09.04.2013) для услуг 35-го классов МКТУ;
- словесного "MONSTER ENERGY" по свидетельству Российской Федерации N 542957 (дата приоритета - 12.03.2013) для услуг 35-го классов МКТУ.
Кроме того, компания Monster Energy являлась подателем ряда заявок на регистрацию в качестве товарных знаков, в том числе следующих обозначений:
- словесного "KHAOS M JUICE MONSTER ENERGY + JUICE" (заявка N 2014735582 с приоритетом от 22.10.2014) для товаров 5, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "RIPPER M JUICE MONSTER ENERGY + JUICE" (заявка N 2014735583 с приоритетом от 22.10.2014) для товаров 5, 32 и 33-го классов МКТУ;
- словесного "MONSTER ENERGY ULTRA CITRON" (заявка N 2014734833 с приоритетом от 15.10.2014) для товаров 5-го и 32-го классов МКТУ;
- словесного "MONSTER ENERGY ULTRA GREEN" (заявка N 2014734945 с приоритетом от 16.10.2014) для товаров 5-го и 32-го классов МКТУ;
- словесного "Black Monster" (заявка N 2014735914 с приоритетом от 24.10.2014) для товаров 5, 30, 32 и 33-го классов МКТУ;
- "" (заявка N 2015706373 с приоритетом от 11.03.2015) для товаров 5, 30, 32 и 33-го классов МКТУ;
- комбинированного (заявка N 2015716801 с приоритетом от 04.06.2015) для товаров 5, 30 и 32-го классов МКТУ;
- словесного "M MONSTER KHAOS ENERGY + JUICE" (заявка N 2015721456 с приоритетом от 13.07.2015) для товаров 32-го класса МКТУ;
- комбинированного (заявка N 2015731474 с приоритетом от 01.10.2015) для товаров 5-го и 32-го классов МКТУ;
- словесного "БЛЭК МОНСТР ХАОС ЭНЕРДЖИ + ДЖУС" (заявка N 2015731475 с приоритетом от 01.10.2015) для товаров 5-го и 32-го классов МКТУ;
- словесного "BLACK MONSTER RIPPER" (заявка N 2015734512 с приоритетом от 26.10.2015) для товаров 32-го класса МКТУ;
- словесного "BLACK MONSTER RIPPER ENERGY + JUICE" (заявка N 2015734513 с приоритетом от 26.10.2015) для товаров 32-го класса МКТУ;
- словесного "MONSTER JUICE" (заявка N 2015738515 с приоритетом от 25.11.2015) для товаров 32-го класса МКТУ.
Компания Monster Energy, полагая, что принадлежащий компании Moncler товарный знак по международной регистрации N 1298750 сходен до степени смешения с принадлежащими компании Monster Energy товарными знаками, имеющими более ранний приоритет, а также способен ввести потребителей в заблуждение относительно изготовителя товара, обратилась 21.04.2017 в Роспатент с возражением против предоставления правовой охраны на территории Российской Федерации указанному товарному знаку, мотивированным нарушением требований пунктов 3 и 6 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
По результатам рассмотрения коллегией палаты по патентным спорам этого возражения Роспатент принял решение от 20.07.2017 об отказе в его удовлетворении. Правовая охрана товарного знака по международной регистрации N 1298750 на территории Российской Федерации была оставлена в силе.
Указанное решение Роспатента мотивировано тем, что сравниваемые товарные знаки не являются сходными до степени смешения.
При этом Роспатент отметил, что в поданном возражении содержался ряд неточностей в отношении приведенных в возражении противопоставленных обозначений, поскольку по приведенным заявкам были приняты решения о государственной регистрации товарных знаков в отношении определенных товаров. Так, противопоставление по заявке N 2014735914 было зарегистрировано в отношении товаров 05, 32 и 33-го классов МКТУ за номером свидетельства Российской Федерации 590685; противопоставление по заявке N 2015706373 - в отношении товаров 05, 32 и 33-го классов МКТУ за номером свидетельства 599233; противопоставление по заявке N 2015716801 - в отношении товаров 05 и 32-го классов МКТУ за номером свидетельства 610773; противопоставление по заявке N 2015731474 - в отношении товаров 05 и 32-го классов МКТУ за номером свидетельства 604635; противопоставление по заявке N 2015731475 - в отношении товаров 05 и 32-го классов МКТУ за номером свидетельства 610489; противопоставление по заявке N 2015734512 - в отношении товаров 32-го класса МКТУ за номером свидетельства 595701.
Также Роспатент указал в оспариваемом решении, что в тексте возражения компании Monster Energy приводится изображение товарного знака , которое не соответствует изображениям ни одного из противопоставленных товарных знаков и обозначений, в связи с чем это обозначение не может быть учтено в сопоставительном анализе. Также не могут быть приняты во внимание выявленные правообладателем сведения о товарных знаках по международным регистрациям N 484647, 555652 и 1048069, содержащих вышеуказанное изображение
, поскольку эти регистрации самим лицом, подавшим возражение, не противопоставлялись.
Кроме того, Роспатент указал, что, исходя из даты конвенционного приоритета (12.06.2015) спорного товарного знака для товаров 12, 30, 32 классов МКТУ, в отношении которых подано возражение, не все противопоставленные товарные знаки могут быть приняты во внимание. К числу таких относятся следующие противопоставления: заявка N 2015721456 с приоритетом от 13.07.2015, заявка N 2015731474 с приоритетом от 01.10.2015, заявка N 2015731475 с приоритетом от 01.10.2015, заявка N 2015734512 с приоритетом от 26.10.2015, заявка N 2015734513 с приоритетом от 26.10.2015, заявка N 2015738515 с приоритетом от 25.11.2015, поскольку они имеют более позднюю дату приоритета, чем спорный товарный знак.
Как следствие, Роспатент провел сопоставление спорного товарного знака компании Moncler лишь с 51 из 57 противопоставленных компанией Monster Energy обозначений (товарных знаков и заявок на их регистрацию).
При этом Роспатент констатировал, что различные виды безалкогольных напитков и пиво, приведенные в перечнях спорного и противопоставленных товарных знаков и заявленных на регистрацию обозначений, а также услуги связанные с их реализацией и продвижением, указанные в противопоставлениях, являются однородными.
Вместе с тем Роспатент, сопоставляя товарные знаки на предмет их сходства до степени смешения, пришел к выводу об отсутствии такого смешения по семантическому, фонетическому и графическому признакам.
Относительно сходства по семантическому критерию Роспатент указал, что комбинированный товарный знак компании Moncler включает в свой состав словесный элемент "MONCLER", который не является лексической единицей какого-либо распространенного языка и, как следствие, является фантазийным. В то же время в основу серии противопоставленных товарных знаков положено слово "MONSTER", которое является лексической единицей английского языка и в переводе означает: урод, изверг, чудовище, монстр что-то либо громадное, произносится как [монстэ]. Как следствие, ассоциирование этих обозначений в смысловом отношении отсутствует.
При сравнении товарных знаков на фонетическое сходство Роспатент указал, что, несмотря на наличие в сравниваемых обозначениях совпадающих звуков, они отличаются по звучанию. Роспатент отметил, что оспариваемое обозначение "MONCLER" произносится как [] с ударением на последний слог, в то время как у противопоставленных обозначений "MONSTER" / "МОНСТР" ударение падает на первый слог ([
] / [
]). При этом Роспатент обратил внимание на наличие в противопоставленных словесных обозначениях таких слов, как "JAVA", "ЯВА", "ДЖАВА", "BLACK", "БЛЭК", "Черный", "MIDNITE", "МИДНАЙТ" и пр., которые обуславливают иное звучание товарных знаков компании Monster Energy в целом, чем звучание единственного словесного элемента "MONCLER" в спорном товарном знаке.
Относительно графических критериев сходства сравниваемых товарных знаков, Роспатент указал, что при сопоставлении спорного товарного знака с противопоставленными словесными знаками он существенного влияния не оказывает, поскольку указанные противопоставления выполнены стандартными шрифтами без изобразительных элементов, способствующих запоминанию знаков потребителем.
Относительно противопоставлений ,
и
Роспатент пришел к выводу, что они производят иное зрительное впечатление, чем спорный товарный знак
, поскольку сравниваемые обозначения характеризуются разным шрифтовым исполнением, а входящие в их состав изобразительные элементы отличаются друг от друга, как по смыслу, так и визуально.
В частности, Роспатент учел, что в противопоставленных товарных знаках, изобразительные элементы представляют собой след от когтей животного. В то время как в спорном товарном знаке изобразительный элемент представляет собой стилизованную букву "М" с фигуркой петуха.
Таким образом, Роспатент, принимая во внимание отсутствие сходства по фонетическому и графическому критерию, а также отсутствие ассоциирования сравниваемых обозначений по смыслу при их восприятии, сделал вывод, что сравниваемые товарные знаки не сходны друг с другом, следовательно, товары, маркированные ими, не будут смешиваться в гражданском обороте.
Оценивая изложенные обстоятельства в совокупности, Роспатент пришел к выводу о необоснованности доводов компании Monster Energy о том, что правовая охрана спорного товарного знака на территории Российской Федерации в отношении товаров 30, 32-го классов МКТУ была предоставлена в нарушение требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 1483 ГК РФ.
Относительно изложенных в возражении компании Monster Energy доводов о несоответствии спорного знака требованиям подпункта 1 пункта 3 той же статьи Роспатент указал следующее.
Словесный элемент "MONCLER" спорного товарного знака является фантазийным в отношении всех указанных в перечне регистрации товаров. Следовательно, оспариваемый товарный знак не способен вызывать не соответствующих действительности представлений ни о товаре, ни о месте его происхождения.
Вместе с тем, учитывая, что вывод о способности обозначения вводить потребителя в заблуждение относительно производителя товара или лица, оказывающего услуги, может быть сделан в том случае, если однородные товары (услуги), маркированные спорным обозначением, имеют совместную встречаемость в гражданском обороте с товарами (услугами) иного лица, и у потребителя сложилась устойчивая ассоциация об их принадлежности этому лицу, Роспатент принял во внимание также и то, что сравниваемые товарные знаки не являются сходными до степени смешения, а, следовательно, не ассоциируются друг с другом в гражданском обороте.
При этом, как отметил Роспатент, в материалах возражения отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о том, что потребитель вводится в заблуждение относительно лица, производящего товары под спорным знаком, и воспринимает его в качестве товарного знака компании Monster Energy, как в отношении товаров 30, 32-го классов МКТУ, так и в отношении товаров 12-го класса МКТУ, к которым относятся различные транспортные средства.
В силу изложенного Роспатент констатировал, что отсутствуют основания для вывода о несоответствии спорного товарного знака и подпункту 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ.
Компания Monster Energy, не согласившись с выводами Роспатента, положенными в основу указанного ненормативного правового акта, обратилась 16.10.2017 в Суд по интеллектуальным правам с настоящим заявлением о признании его недействительным.
Так, заявитель полагает, что Роспатентом были нарушены нормы материального права при сравнении спорного и противопоставленных обозначений по фонетическому, графическому и семантическому признакам.
Заявитель указывает, что Роспатент, при сравнении обозначений по фонетическому признаку ограничился двумя критериями, в то время как применимые нормы материального права содержат больше критериев, которые необходимо учитывать при сравнении обозначений по названному признаку.
По мнению компании Monster Energy, сравнение обозначений по фонетическому признаку должно происходить на основании таких критериев, как наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях, близость звуков, составляющих обозначения, расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу, наличие совпадающих слогов и их расположение, число слогов в обозначениях, место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений, близость состава гласных/согласных, характер совпадающих частей обозначений, вхождение одного обозначения в другое, ударение (пункт 14.4.2.4 (согласно заявлению компании Monster Energy, поданному в суд) Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 05.03.2003 N 32, далее - Правила от 05.03.2003 N 32, Правила).
С точки зрения компании Monster Energy, первые девять из названных критериев обуславливают сходство сравниваемых обозначений.
В частности, заявитель указывает, что в сравниваемых обозначениях совпадает большинство звуков, такие как: m, o, n, e, r. Указанные звуки расположены одинаково, совпадающие слоги находятся в начале сравниваемых обозначений, в обоих обозначениях два слога, гласные и согласные в своем большинстве совпадают, а также совпадают 5 из 7 букв, которыми начинаются и заканчиваются словесные элементы.
По мнению компании Monster Energy, вывод Роспатента об отсутствии фонетического сходства фактически обусловлен только разницей в ударении в сравниваемых обозначениях. При этом заявитель полагает вывод Роспатента о том, что ударение в словесном элементе "MONCLER" падает на последний слог необоснованным. Заявитель отмечает, что указанный вывод не подтверждён какими-либо доказательствами. Компания Monster Energy отмечает, что правила ударений существуют только для слов определенного языка, в то время как слово "MONCLER" не является лексической единицей какого-либо распространенного языка.
Также заявитель указывает на очевидное звуковое сходство сравниваемых обозначений, поскольку начальные части в обозначениях тождественны, а конечные части сходны.
При этом компания Monster Energy обращает внимание суда на то, что словесный элемент "MONSTER" является сильным элементом в противопоставленных товарных знаках, поскольку имеет запоминающиеся привлекательное смысловое значение и положен в основу серии товарных знаков. В связи с этим заявитель ссылается на пункт 4.2.1.4 Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденных приказом Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 31.12.2009 N 197 (далее - Методические рекомендации N 197), согласно которому если заявленное обозначение содержит в совсем составе тот же элемент, который положен в основу серии товарных знаков, то это обозначение следует рассматривать, как сходное до степени смешения с серией товарных знаков, в которую по утверждению заявителя входит более 80 его товарных знаков.
Кроме того, заявитель акцентирует внимание на постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2006 N 3691/06 по делу N А40-10573/2004, в котором указано, что для признания сходства товарных знаков достаточно уже самой опасности, а не реального смешения товарных знаков в глазах потребителя.
Также компания Monster Energy отмечает, что по графическому признаку сравниваемые обозначения сходны. В обоснование указанного довода заявитель указывает, что сравниваемые обозначения выполнены буквами латинского алфавита, одинаковым шрифтом, печатными заглавными буквами в одну строку. Сравниваемые изобразительные элементы представляет собой стилизованное обозначение буквы "М" и при первом взгляде на упаковку напитка, содержащую спорный товарный знак, по мнению заявителя, потребитель с большей вероятностью воспримет его как товарный знак компании Monster Energy.
С позиций смыслового критерия, заявитель отмечает, что как указывалось выше, спорный товарный знак содержит в себе стилизованную букву "М" с добавлением силуэта животного. Противопоставленный товарный знак содержит в себе также стилизованную букву М, в виде следов от когтей животного, а также словесный элемент "MONSTER", который в переводе означает - чудовище, монстр.
Компания Monster Energy также оспаривает вывод Роспатента о том, что в материалы возражения не было представлено документов, свидетельствующих о введении в заблуждение потребителей относительно лица, производящего товары под спорным обозначением. По мнению заявителя, для применения пункта 3 статьи 1483 ГК РФ достаточно самой опасности введения потребителя в заблуждение, что подтверждается судебной практикой по делам N СИП-175/2016 и N СИП-527/2016.
С точки зрения компании Monster Energy, опасность введения потребителей в заблуждение существует в связи с однородностью товаров, охраняемых спорными товарными знаками, их сходством, а также известностью продукции заявителя.
Относительно известности своей продукции заявитель отмечает, что входит в состав крупнейшей американской корпорации по производству безалкогольных напитков Monster Bevarage Corporation, которая имеет длительную историю и безупречную репутацию в Соединённых Штатах Америки и в мире на протяжении 80 лет. Фирменное наименование заявителя было зарегистрировано в государственном реестре компания в штате Дэлавер 21.05.2013.
Продукция, выпускаемая заявителем, приобрела широкую известность по всему миру за счет огромного количества спонсорских акций спортивных и музыкальных мероприятий. Бренд "MONSTER" также связан с автомобилями, мотоциклами и другими транспортными средствами, которые участвуют в соревнованиях, спонсором которых является компания Monster Energy. На такие транспортные средства нанесена символика названной компании, в том числе и словесное обозначение "MONSTER".
Помимо энергетических напитков заявитель выпускает различные промоматериалы, спортивный инвентарь под товарными знаками "MONSTER" / "MONSTER ENERGY", среди которых различная одежда, брелоки, игрушки, наклейки, мотоциклетные шлемы, перчатки и многое другое. Символика компании также используется в различных видеоиграх, связанных с мотоспортом и автогонками.
Кроме того, заявитель ссылается на информацию из сети Интернет, из электронной энциклопедии Википедия. При этом заявитель обращает внимание, что у компании существуют собственные страницы во всемирных социальных сетях, канал на видео-сервисе YouTube.
Таким образом, компания Monster Energy полагает очевидным, что появление на российском рынке продукции 12, 30 и 32-го классов МКТУ под спорным товарным знаком, сходным до степени смешения с товарным знаком "MONSTER", входящим в состав товарных знаков и фирменного наименования заявителя вызовет в сознании потребителей ассоциации с продукцией компании Monster Energy.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзывах на него, письменных пояснениях, представленных лицами, участвующими в деле, выслушав пояснения представителей этих лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 указанной статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок на обращение в суд с заявлением о признании недействительным оспариваемого решения Роспатента компанией Monster Energy не пропущен, что уполномоченным органом и третьим лицом не оспаривается.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статья 13 ГК РФ, пункт 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из полномочий Роспатента, закрепленных в Положении о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 218 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности", рассмотрение возражения общества на отказ в предоставления правовой охраны спорному товарному знаку и принятие решения по результатам рассмотрения такого возражения находится в рамках компетенции этого государственного органа.
Таким образом, оспариваемое решение принято Роспатентом в рамках своих полномочий, что компанией Monster Energy не оспаривается.
При проверке оспариваемого решения Роспатента на соответствие требованиям действующего законодательства судебной коллегией установлено следующее.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 2.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", при рассмотрении возражений против выдачи патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товаров суды определяют основания для признания недействительным патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товаров, исходя из законодательства, действовавшего на момент подачи заявки на выдачу патента, заявки на товарный знак, заявки на наименование места происхождения товаров. Вместе с тем подлежит применению порядок рассмотрения соответствующих возражений, действующий на момент обращения за признанием недействительными патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товаров.
С учетом даты конвенционного приоритета спорного товарного знака (12.06.2015 для товаров 12, 30 и 32-го классов МКТУ), правовая база для оценки охраноспособности обозначения включает в себя ГК РФ (в редакции, действовавшей на указанную дату), Правила от 05.03.2003 N 32. Кроме того, подлежат учету сложившиеся в правоприменительной практике методологические подходы, нашедшие отражение, в том числе в Методических рекомендациях N 197.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его производителя.
Согласно подпункту 2.5.1 Правил от 05.03.2003 N 32 к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
Согласно подпункту 2 пункта 6 статьи 1483 ГК РФ также не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных пункте 6 статьи 1483 ГК РФ, допускается только с согласия правообладателя.
При этом судебная коллегия отмечает, что заявителем и третьим лицом не оспаривается содержащийся в решении Роспатента вывод об однородности товаров 30 и 32-го класса МКТУ, для которых зарегистрированы оспариваемый и противопоставленные товарные знаки, в отношении которых было подано возражение.
В соответствии со статьями 1512, 1513 ГК РФ предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено заинтересованным лицом путем подачи возражения в Роспатент по основаниям, указанным статьей 1483 ГК РФ.
Заинтересованность компании Monster Energy в подаче возражения лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение пяти лет со дня публикации сведений о государственной регистрации товарного знака в официальном бюллетене (статья 1506), если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пунктов 6, 7 и 10 статьи 1483 указанного Кодекса (подпункт 2 пункта 2 статьи 1512 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 13 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, утвержденного информационным письмом от 13.12.2007 N 122, вопрос о сходстве до степени смешения обозначений может быть разрешен судом без назначения экспертизы.
Как разъяснено в пункте 37 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015, при выявлении сходства до степени смешения обозначений учитывается общее впечатление, которое они производят в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил от 05.03.2003 N 32 обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В силу пункта 14.4.2.2 тех же Правил словесные обозначения сравниваются: со словесными обозначениями; с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы. Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим). Признаки, перечисленные в указанном пункте, могут учитываться как в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с подпунктом "а" указанного пункта названных Правил звуковое (фонетическое) сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков, близость звуков, составляющих обозначение, расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу, наличие совпадающих слогов и их расположение, число слогов в обозначениях, место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений, близость состава гласных, близость состава согласных, характер совпадающих частей обозначений, вхождение одного обозначения в другое, ударение.
Подпунктом "б" указанного пункта Правил предусмотрено, что графическое (визуальное) сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление, вид шрифта, графическое написание с учетом характера букв, расположение букв по отношению друг к другу, алфавит, цветовая гамма.
Смысловое сходство определяют на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей (подпункт "в" пункта 14.4.2.2 Правил от 05.03.2003 N 32).
Согласно пункту 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями, а также с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пункте 14.4.2.3 названных Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В частности, согласно пункту 14.4.2.3 названных Правил изобразительные обозначения сравниваются: с изобразительными обозначениями; с объемными обозначениями; с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят изобразительные или объемные элементы. Сходство изобразительных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма; вид и характер изображений; сочетание цветов и тонов и т.д. Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 3 Методических рекомендаций N 197, оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого в том числе с учетом неохраняемых элементов. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих словесных или графических элементов, их композиционного и цветографического решения и др.
В соответствии с пунктом 6.3.1 тех же Методических рекомендаций при исследовании положения словесного и изобразительного элемента в комбинированном обозначении учитывается фактор визуального доминирования одного из элементов. Такое доминирование может быть вызвано как более крупными размерами элемента, так и его более удобным для восприятия расположением в композиции (например, элемент может занимать центральное место, с которого начинается осмотр обозначения).
Значимость положения элемента в комбинированном обозначении зависит также от того, в какой степени элемент способствует осуществлению обозначением его основной функции - индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
В силу пункта 6.3.3 Методических рекомендаций N 197 элемент комбинированного обозначения может играть существенную роль в индивидуализации товара наряду со словесным элементом.
Степень важности изобразительного элемента в комбинированном обозначении зависит от того, насколько этот элемент оригинален, каковы его размеры и пространственное положение относительно словесного элемента. Перечисленные факторы могут учитываться как каждый в отдельности, так и в совокупности.
При этом согласно пункту 5.2.4 тех же Методических рекомендаций сходство сочетаний цветов и тонов изобразительных и объемных обозначений может рассматриваться в качестве признака сходства. В некоторых случаях этот признак может быть основным, например, когда цвет (сочетание цветов) является фоном, на котором расположены другие элементы обозначения, или когда совокупность цветов составляет основу его композиции.
В пункте 6.3.1 названных Методических рекомендаций указано, что при исследовании положения словесного и изобразительного элемента в комбинированном обозначении учитывается фактор визуального доминирования одного из элементов. Такое доминирование может быть вызвано как более крупными размерами элемента, так и его более удобным для восприятия расположением в композиции (например, элемент может занимать центральное место, с которого начинается осмотр обозначения).
Как установлено Роспатентом в оспариваемом решении и не оспаривается лицами, участвующими в деле, слово "MONSTER" и его транслитерация на русский язык "МОНСТР" согласно словарно-справочным материалам имеет определенное смысловое значение и переводится с английского языка на русский, как чудовище, урод, чудище, страшилище, монстр.
При этом в словарно-справочных источниках не содержится указаний на наличие определенного смыслового значения у словесного элемента "MONCLER", в связи с чем Роспатент пришел к обоснованному выводу о том, что указанное обозначение является фантазийным, поскольку не имеет семантического значения, которое могло бы быть известно российским потребителям.
Вместе с тем, как следует из отзыва компании "Moncler", словесный элемент "Moncler" образовано из первых трех букв названия коммуны Monestier-de-Clermont во Франции, в которой было расположено первое производство товаров под спорным товарным знаком. При этом компания Moncler отметила, что фирма изначально французская, ее название произносится как [мон-клЕр] с ударением на последний слог на французский манер.
Соответствующие объяснения третьего лица - правообладателя спорного товарного знака носят непротиворечивый характер, подтверждаются общедоступными сведениями из сети Интернет (том 5, листы дела 30-35), достоверность которых лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Данные обстоятельства в совокупности с использованием в спорном товарном знаке изобразительного элемента петуха, являющегося известным символом Франции (часть 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), позволяли Роспатенту сделать вывод о связи спорного словесного элемента с французским языком.
С учетом этого судебная коллегия с позиций рядового потребителя соглашается, вопреки доводам заявителя, с мнением Роспатента и третьего лица о том, что в словесном элементе спорного товарного знака ударение падает на последний слог, что соответствует правилам французского языка.
Довод заявителя о том, что соответствующие правила французского языка не применимы в данном споре, поскольку слово "MONCLER" является фантазийным принято судом во внимание. Вместе с тем данное обстоятельство не исключает, что российский потребитель товаров 12, 30 и 32-го классов МКТУ, не являющийся в большинстве своем носителем указанного иностранного языка, что позволяло бы ему определить этимологию указанного слова, тем не менее интуитивно способен определить французское происхождение слова, созвучного, в частности, широкоупотребимому в Российской Федерации слову "", и по аналогии определить ударную гласную.
Таким образом, судебная коллегия не может согласиться с доводом компании Monster Energy о явной ошибочности вывода Роспатент относительно ударения в слове "MONCLER".
Коллегия судей также соглашается и с иной аргументацией Роспатента об отсутствии сходства до степени смешения сравниваемых обозначений по фонетическому признаку.
Так, коллегия судей пришла к выводу о том, что Роспатент при вынесении оспариваемого решения обоснованно исходил из того, что сопоставляемые обозначения (MONSTER / MONCLER) существенно отличаются за счет их вторых слогов (мон-стэ [] / мон-клер), словесные элементы "МОНСТР" и "MONCLER"; разного числа слогов (1 и 2 соответственно); состава букв - в спорном обозначении присутствуют буквы (звуки) "к" и "л", отсутствующие в противопоставленных обозначениях; ударения, так как ударение, как указывалось выше, в слове "MONCLER" наиболее вероятно будет поставлено потребителем на последний слог, тогда как в противопоставленных товарных знаках ударным является первый, а в переводе на русский язык единственный слог "МОН" ("MON").
При этом коллегия судей принимает во внимание доводы заявителя о том, что каждый в отдельности из девяти выделенных им фонетических критериев позволяет формально предполагать возможное сходство сравниваемых словесных обозначений. Однако совокупный анализ сравниваемых словесных элементов по фонетическому критерию (критериям) не позволяет прийти к выводу о наличии сходства между сравниваемыми обозначениями до степени смешения.
Роспатент в оспариваемом решении также обосновано учел, что в противопоставленных товарных знаках (серии) за исключением товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 535292, наряду со словесными элементами "MONSTER" / "МОНСТР" присутствуют также и другие словесные элементы ("BLACK", "БЛЭК", "ЧЕРНЫЙ", "ЯВА", "JAVA", "RIPPER", "U.S.A.", "KHAOS", "THRILLER", "ULTRA" и другие) в количестве от одного до пяти, за счет которых при прочтении потребителем данных товарных знаков звуковое восприятие будет различаться. Присутствие иных помимо "MONSTER" / "МОНСТР" словесных элементов в противопоставленных товарных знаках обуславливает иное их звучание, отличное от спорного обозначения.
Ссылка заявителя на пункт 4.2.1.4 Методических рекомендаций N 197, согласно которому если заявленное обозначение содержит в совсем составе тот же элемент, который положен в основу серии товарных знаков, это обозначение следует рассматривать, как сходное до степени смешения с серией товарных знаков, в которую по утверждению заявителя входит более 80 его товарных знаков, отклоняется коллегией судей как необоснованная. Так, соответствующая аргументация компании Monster Energy основана на ее субъективном мнении (ее представителей) о сходстве до степени смешения словесных элементов "MONCLER" с одной стороны и "MONSTER" / "МОНСТР" с другой, однако данное мнение признано судом ошибочным. Как следствие, факт регистрации на имя заявителя серии товарных знаков не имеет значения в данном конкретном споре.
Также коллегия судей обращает внимание заявителя на существенные различия сравниваемых обозначений по графическому критерию. Так, в спорном товарном знаке значительную (большую) часть занимает изобразительный элемент в виде абриса стилизованного колокола, внутри которого также расположены стилизованная буква "М" (напоминающая, по мнению коллегии судей, с точки зрения рядового потребителя, два горных пика, пирамиды либо пирамидальных деревьев), выполненная в оригинальной графической манере, а также силуэт птицы (петуха). При этом словесный элемент "MONCLER" выполнен в нижней части изображения с расположением букв по дуге, повторяющей нижнюю линию в абрисе "колокола".
Соответствующее композиционное построение спорного товарного знака, по мнению коллегии судей, носит, с точки зрения индивидуализирующей функции товарного знака, завершенный самодостаточный и оригинальный характер.
Противопоставленные комбинированные товарные знаки компании Monster Energy по свидетельствам Российской Федерации N 448808 и N 644433 включают в себя изобразительный элемент в виде следа от когтей животного (остальные противопоставленные знаки являются словесными, состоящие от двух до пяти слов, с доминирующим словом "MONSTER").
Доводы заявителя, сводящиеся к его мнению о том, что указанный графический элемент в совокупности со словом "MONSTER" может быть воспринят потребителем как стилизованная буква "М", что позволяет ассоциировать старшие товарные знаки заявителя со спорным младшим товарным знаком третьего лица, включающим стилизованную букву "М" и изображение птицы, являющейся по определению теплокровным яйцекладущим позвоночным животным, отклоняются как носящие сугубо субъективный характер, отражающий мнение лица, заинтересованного в исходе спора.
Согласно правовой позиции высшей судебной инстанции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 3691/06, угроза смешения противопоставляемых знаков в отношении однородных товаров и услуг широкого (доступного) потребления усиливается тем, что более ранние товарные знаки имеют доминирующие элементы, объединяющие обозначения в одну серию.
Рядовой потребитель идентифицирует товары и услуги, в первую очередь, по привычным ему серийным элементам товарных знаков. Как правило, он руководствуется общими впечатлениями (часто нечеткими) о виденном ранее знаке и не имеет возможности сравнить знаки.
Коллегия судей не усматривает в спорном и противопоставленных товарных знаках совпадения большинства признаков, по которым определяется сходство изобразительных обозначений (пункт 14.4.2.3 Правил N 32), таких как: сходная внешняя форма; композиционное построение, выражающееся в идентичном расположении основных элементов. При этом совпадение цветового решения - черно-белая гамма спорного товарного знака и большинства противопоставленных товарных знаков, - не имеет, по мнению коллегии судей, в данной конкретной ситуации довлеющего значения над иными признаками.
При этом доминирующими элементами, по мнению коллегии судей, в спорном товарном знаке являются именно изобразительные элементы, включая самый большой по размеру - абрис колокола, отсутствующий в противопоставленных товарных знаках, поскольку они расположены в центральной части обозначений, с которой начинается осмотр потребителем; занимают большую часть композиции; словесный элемент спорного товарного знака вписан в графический элемент, повторяя изгиб его нижней линии.
Мнение заявителя о возможном ассоциировании потребителем изображения следов когтей в его товарном знаке со стилизованным изображением буквы "М" (напоминающем, как указывалось выше, два горных пика, пирамидальных дерева либо пирамиды) в спорном товарном знаке, по мнению коллегии судей, носит неочевидный характер. В силу оригинальности сравниваемых графических элементов, различных стилистики выполнения и композиционного расположения элементов коллегия судей считает, что потребитель не будет ассоциировать сравниваемые обозначения друг с другом.
Доказательств обратного, отражающих мнение конкретных потребителей, в материалы дела представлено не было.
Аргументация заявителя не опровергает выводов Роспатента, признанных судом верными.
С учетом изложенного спорный и противопоставленные товарные знаки производят различное зрительное впечатление.
На основании изложенного суд, вопреки доводам заявителя, пришел к выводу о соответствии предоставления спорному товарному знаку правовой охраны на территории Российской Федерации пункту 6 статьи 1483 ГК РФ и, как следствие, о соответствии оспариваемого компанией Monster Energy ненормативного правового акта Роспатента указанной норме права.
Также коллегией судей не усматривается оснований и для признания неправомерным вывода Роспатента о соответствии предоставления правовой охраны спорному товарному знаку на территории Российской Федерации подпункту 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ.
Суд отмечает, что оспариваемый товарный знак сам по себе не содержит ложных или способных ввести в заблуждение потребителя сведений, поскольку его элементы не содержат сведений о товарах, в отношении которых он зарегистрирован, более того словесное обозначение, входящее в составе спорного товарного знака фактически повторяет фирменное наименование компании Moncler.
Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Сам по себе факт использования обозначения до даты подачи заявки на товарный знак иным производителем не свидетельствует о возможности введения потребителя в заблуждение относительно производителя товара. Для вывода о возможности введения потребителей в заблуждение через ассоциацию с иным производителем товара, основанную на предшествующем опыте, необходимо наличие доказательств, подтверждающих возникновение (и сохранение) у потребителей стойкой ассоциативной связи между самим товаром, маркированным соответствующим обозначением, и его предшествующим производителем.
При этом для вывода о возникновении возможности введения потребителей в заблуждение через ассоциацию с иным производителем товара, основанную на предшествующем опыте, необходимо наличие доказательств, не только подтверждающих введение в гражданский оборот товаров со сходным обозначением иным производителем, но и подтверждение возникновения у потребителей стойкой ассоциативной связи между самим товаром и его предшествующим производителем.
Аналогичная правовая позиция нашла отражение в постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 13.02.2015 по делу N СИП-631/2014.
Таким образом, при определении ложности представления, вызываемого обозначением, влекущей введение потребителей в заблуждение относительно экономической связи спорящих субъектов предпринимательской деятельности для целей подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ во внимание должны приниматься следующие факторы: 1) сила (степень) ассоциаций у потребителей, возникающая при восприятии ими сравниваемых обозначений; 2) сходство этих обозначений; 3) близость областей деятельности спорящих субъектов; 4) однородность товаров и услуг, входящих в объем правовой охраны сравниваемых обозначений. Также могут принимать во внимание и иные факторы, например, местонахождение бизнеса спорящих субъектов; характеристики рынка; намерение лица на создание в глазах общественности не соответствующего действительности представления относительно его экономической связи с лицом, заявляющим о наличии у него "старших" прав на спорное обозначение.
Доказательства широкой известности товаров компании Monster Energy, маркируемых противопоставленными товарными знаками, в том числе об активном участии компании в проведении спортивных и культурных мероприятий, были представлены подателем возражения. Известность продукции 30 и 32-го классов МКТУ и товарных знаков компании Monster Energy иными лицами, участвующими в деле, фактически не оспаривается.
Из оспариваемого ненормативного правового акта не следует, что Роспатент пришел к противоположному выводу относительно популярности и известности продукции, маркируемой товарными знаками лица, подавшего возражения.
В то же время коллегия судей обращает внимание заявителя на то, что в соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Вместе с тем, поскольку оспариваемый и противопоставленные товарные знаки не являются, как установлено выше, сходными до степени смешения, наличие в гражданском обороте товаров, маркированных оспариваемым товарным знаком, не может нарушать права и законные интересы заявителя в экономической и иной предпринимательской деятельности, в том числе возникающие в связи с использованием принадлежащих ему товарных знаков.
Кроме того, коллегия судей отмечает, что действия заявителя по оспариванию правовой охраны спорного товарного знака в отношении товаров 12-го класса МКТУ, в отношении которых правовая охрана товарным знакам самого заявителя не предоставлялась и которые не являются однородными товарам, указанным в регистрациях противопоставленных товарных знаков компании Monster Energy, нельзя признать обоснованными, поскольку в отношении таких товаров у заявителя отсутствует защищаемый правовой интерес.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами Роспатента о том, что доводы заявителя о несоответствии предоставления на территории Российской Федерации правовой охраны спорному международному товарному знаку компании Moncler требованиям пунктов 3 и 6 статьи 1483 ГК РФ не соответствуют обстоятельствам дела и указанным правовым нормам.
Иные доводы заявителя не опровергают вышеприведенные выводы суда об охраноспособности спорного товарного знака. Такие доводы, по мнению суда, носят сугубо формальный характер, сводятся к оспариванию отдельных выводов Роспатента и не опровергают правоту Роспатента в вопросе отсутствия сходства до степени смешения сравниваемых товарных знаков, что в данном конкретном деле имеет принципиально важное значение для правильного разрешения материально-правового спора двух правообладателей товарных знаков - компаний Monster Energy и Moncler.
Судебная коллегия считает, что оспариваемое решение принято Роспатентом с соблюдением требований действующего законодательства, оснований для признания его недействительным не имеется. Как следствие, требования компании Monster Energy удовлетворению не подлежат.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
требования компании Monster Energy Company оставить без удовлетворения.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Силаев |
судьи |
В.В. Голофаев |
|
А.А. Снегур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 15 июня 2018 г. по делу N СИП-594/2017
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 28 сентября 2018 г. N С01-754/2018 по делу N СИП-594/2017 настоящее решение оставлено без изменения
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2018 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-754/2018
20.08.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-754/2018
15.06.2018 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-594/2017
24.05.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-594/2017
23.04.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-594/2017
02.04.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-594/2017
17.10.2017 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-594/2017