Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Методические материалы по обеспечению учета при планировании на региональном и местном уровнях строительства новых объектов социальной инфраструктуры и закупок дорогостоящего оборудования за счет бюджетного финансирования возможностей оказания соответствующих услуг в социальной сфере негосударственными организациями на основе собственных мощностей
1. Общие положения
1.1. Методические материалы по обеспечению учета при планировании на региональном и местном уровнях строительства новых объектов социальной инфраструктуры и закупок дорогостоящего оборудования за счет бюджетного финансирования возможностей оказания соответствующих услуг в социальной сфере негосударственными организациями на основе собственных мощностей (далее - Методические материалы и Учет соответственно) разработаны в рамках реализации пункта 19 Плана мероприятий (дорожной карты) "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.06.2016 N 1144-р.
1.2. Методические материалы определяют цели, принципы, используемые понятия, условия и порядок осуществления Учета.
1.3. Методические материалы предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) при разработке и внесении изменений в государственные и муниципальные программы в социальной сфере, в рамках которых планируется увеличение объема существующих услуг в социальной сфере и/или введение новых услуг, оказание которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета (при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 2.2 Методических материалов), а также при формировании проекта адресной инвестиционной программы (далее - АИП) и проекта бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
1.4. Цели Учета:
повышение доступности услуг в социальной сфере за счет экономии времени при использовании уже готовых зданий и помещений;
сокращение бюджетных расходов при безусловном обеспечении высокого качества услуг.
1.5. Принципы осуществления Учета:
ориентация на фактически имеющиеся возможности негосударственных организаций оказывать услуги в социальной сфере на собственных мощностях;
ориентация на оптимизацию бюджетных расходов при осуществлении Учета.
1.6. Понятия, используемые при осуществлении Учета:
объект социальной инфраструктуры - объект недвижимого имущества, предназначенный для оказания услуг населению в социальной сфере (объект здравоохранения, социального обслуживания, образования, культуры, спорта, объект, используемый для организации отдыха граждан и туризма, иной объект социально-культурного назначения)*(1);
дорогостоящее оборудование - объект движимого имущества, который относится к основным средствам согласно налоговому законодательству (средство труда для оказания услуг*(2)) с первоначальной стоимостью более ______ млн руб.*(3);
негосударственные организации - коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных компаний и корпораций, общественных объединений, являющихся политическими партиями);
собственные мощности негосударственных организаций - объекты социальной инфраструктуры и дорогостоящее оборудование, находящееся у негосударственной организации на правах собственности, аренды (лизинга) или безвозмездного пользования;
государственные (муниципальные) организации - государственные (муниципальные) учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия.
2. Условия осуществления Учета
2.1. Для осуществления Учета в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) необходимо использование отраслевых информационных ресурсов - реестров поставщиков социальных услуг, формируемых в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; реестров медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС), формируемых в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; а также иных отраслевых (ведомственных) реестров негосударственных организаций (далее совместно именуемые - Реестры), мощности которых могут использоваться для оказания услуг в социальной сфере в рамках реализации государственных или муниципальных программ, формируемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями муниципальных образований, осуществляющими деятельность в социальной сфере. Примерный порядок ведения Реестров (кроме реестра поставщиков социальных услуг и реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС) приведен в Приложении 1 к Методическим материалам. Данный порядок утверждается распорядительным документом руководителя соответствующего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрации муниципального образования. Ответственность за ведение Реестров должна быть возложена на конкретные должностные лица.
2.2. Порядок принятия решений о разработке государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), их формирования и реализации*(4) должен предусматривать проведение оценки возможностей оказания услуг в социальной сфере негосударственными организациями на собственных мощностях (далее - Оценка), если в рамках программы планируется увеличение объема существующих услуг в социальной сфере и/или введение новых услуг за счет отдельных бюджетных расходов, а также оформление результатов Оценки в виде приложений к проекту программы. Для этого высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования рекомендуется внести в указанный порядок соответствующие изменения.
3. Рекомендуемый порядок осуществления Учета
3.1. При разработке или внесении изменений в государственную (муниципальную) программу, в рамках которой планируется увеличение объема существующих услуг в социальной сфере и/или введение новых услуг (далее - Программа), разработчик (ответственный исполнитель) Программы проводит Оценку.
3.2. Оценка проводится в период после принятия решения о разработке Программы (внесения изменений в Программу) и до момента представления проекта Программы (проекта изменений в Программу) на утверждение органу, уполномоченному утверждать Программу или изменения в Программу (далее - Уполномоченный орган).
3.3. Оценка проводится путем анализа сведений, содержащихся в Реестре, и предложений негосударственных организаций о заинтересованности в оказании услуг в рамках Программы. В ходе анализа разработчик (ответственный исполнитель) Программы может запрашивать уточняющую информацию у негосударственной организации, сведения о которой включены в Реестр, или негосударственной организации, подавшей предложение о заинтересованности в оказании соответствующих услуг в рамках Программы.
3.4. Для получения предложений негосударственных организаций о заинтересованности в оказании соответствующих услуг в рамках Программы разработчик (ответственный исполнитель) программы осуществляет следующие действия:
размещает на своем сайте извещение о разработке Программы (внесения изменений в Программу), в том числе указание о намерении в рамках Программы увеличить объем существующих услуг в социальной сфере и/или ввести новые услуги за счет отдельных бюджетных расходов, приглашение негосударственным организациям направить свое предложение о заинтересованности в оказании соответствующих услуг в рамках Программы и форму такого предложения (далее - Извещение, примерная форма Извещения - Приложение 2);
направляет Извещение в территориальные ассоциации (объединения) поставщиков соответствующих услуг, торгово-промышленные палаты, объединения субъектов малого предпринимательства, фонды поддержки субъектов предпринимательства, центры инноваций в социальной сфере, фонды поддержки социального предпринимательства, гарантийные фонды, лизинговые компании, ресурсные центры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) и другие организации, через которые содержание Извещения может доводиться до сведения соответствующих негосударственных организаций или которые могут располагать сведениями о соответствующих негосударственных организациях;
в рамках межведомственного взаимодействия информирует о содержании Извещения другие органы государственной власти и/или органы местной администрации, которые могут располагать сведениями о соответствующих негосударственных организациях;
осуществляет иные действия, результатом которых может стать получение разработчиком (ответственным исполнителем) Программы информации о соответствующих негосударственных организациях, или доведение до сведения соответствующих негосударственных организаций содержания Извещения;
направляет извещения конкретным негосударственным организациям, которые могут быть заинтересованы в оказании услуг в рамках Программы, в том числе тем организациям, сведения о которых стали известны разработчику (ответственному исполнителю) Программы в результате осуществления им действий, указанных в абзацах 3-5 настоящего пункта.
3.5. В число негосударственных организаций, которым разработчик (ответственный исполнитель) Программы направляет извещение, необходимо включать негосударственные организации, ранее заключившие концессионные соглашения с разработчиком (ответственным исполнителем) Программы или иными исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации (местными администрациями или органами местной администрации) о создании объекта социальной инфраструктуры в соответствующей области оказания услуг.
3.6. Разработчик (ответственный исполнитель) Программы предоставляет консультации для негосударственных организаций в случае их обращения к нему с вопросами.
3.7. Факторы, учитываемые при принятии решения в результате проведения Оценки:
1. Требуемый размер бюджетных расходов на привлечение негосударственной организации для оказания услуг в рамках Программы на собственных мощностях в сравнении с требуемым размером бюджетных расходов на строительство нового объекта социальной инфраструктуры и/или приобретение дорогостоящего оборудования и с требуемым размером бюджетных расходов на финансирование оказания услуг на базе нового объекта и/или на базе приобретенного дорогостоящего оборудования. Для обеспечения экономической обоснованности выводов оценки при сравнении предполагаемых бюджетных расходов на услуги, оказываемые негосударственной организацией, и предполагаемых бюджетных расходов на оказание услуг на базе нового объекта и/или на базе приобретенного дорогостоящего оборудования рекомендуется во втором случае при определении размера расходов учитывать амортизацию вновь создаваемого (приобретаемого) имущества для оказания услуг;
2. Наличие возможности обеспечить качественную эксплуатацию и сопоставление размеров расходов на эксплуатацию нового объекта социальной инфраструктуры и/или дорогостоящего оборудования, которые будут понесены негосударственной организацией и государственной (муниципальной) организацией;
3. Срок начала оказания соответствующих услуг негосударственной организацией в сравнении со сроком введения в эксплуатацию нового объекта социальной инфраструктуры и/или сроком начала использования для оказания услуг приобретенного дорогостоящего оборудования;
4. Способность негосударственной организации оказывать услуги в необходимых объемах, с соблюдением установленных требований к качеству, в рамках нормативного бюджетного финансирования, а также с соблюдением иных условий оказания услуг (наличие лицензии и т.д.);
5. Устойчивость положения негосударственной организации на рынке (опыт работы, наличие необходимой материально-технической базы, квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых оборотных средств и т.д.);
6. Отсутствие сведений о негосударственной организации в реестре недобросовестных поставщиков;
7. Иные факторы, влияющие на возможность и устойчивость оказания услуг негосударственной организацией.
3.8. В случае положительного результата Оценки разработчик (ответственный исполнитель) Программы предлагает соответствующим негосударственным организациям заключить соглашение о намерениях по сотрудничеству в рамках реализации Программы. Примерная форма такого соглашения приведена в Приложении 3 к Методическим материалам. Если соглашение о намерениях подписывается обеими сторонами, то оно прилагается к проекту Программы (проекту изменений в Программу), представляемому на утверждение Уполномоченному органу, а организация предоставления услуг в рамках Программы в данном случае предусматривается путем применения конкурентных способов (предоставление субсидии на возмещение затрат по оказанию услуг, конкурсное распределение субсидий на оказание услуг, закупка услуг в соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд). Рекомендуется применение конкурентных способов, где учитываются не только ценовые, но и качественные параметры оказания услуг (например, открытый конкурс). Если соглашения о намерениях заключаются с несколькими негосударственными организациями, то все они прикладываются к проекту Программы.
3.9. В случае отрицательного результата Оценки разработчик (ответственный исполнитель) Программы оформляет и представляет Уполномоченному органу в качестве приложения к проекту Программы (проекту изменений в Программу) обоснование невозможности оказания соответствующих услуг негосударственными организациями на основе собственных мощностей. Форма такого обоснования приведена в Приложении 4 к Методическим материалам. Организация предоставления услуг в рамках Программы в данном случае предусматривается путем выделения бюджетных ассигнований на строительство новых объектов социальной инфраструктуры и/или приобретение дорогостоящего оборудования для государственных или муниципальных организаций, предоставляющих соответствующие услуги.
3.10. Оценка проводится применительно ко всему сроку, на который рассчитана реализация государственной (муниципальной) программы с ее (Оценки) ежегодной корректировкой. В случае положительной Оценки для первого года (и последующих лет) в государственную (муниципальную) программу включается мероприятие по оказанию соответствующих услуг населению путем конкурентного привлечения негосударственных организаций, располагающих необходимыми собственными мощностями. В этом случае при подготовке проекта регионального (местного) бюджета на следующий финансовый год (и плановый период) соглашение (соглашения) о намерениях прилагается (прилагаются) к обоснованию бюджетных ассигнований на реализацию государственной (муниципальной) программы в части финансового обеспечения оказания соответствующих услуг.
3.11. В случае получения положительной Оценки на более поздние годы увеличение объема предоставления услуг в социальной сфере и/или введение новых услуг за счет бюджетных средств сдвигается (при наличии возможности) во времени при включении в государственную (муниципальную) программу на соответствующий срок мероприятия по строительству необходимого объекта (закупке необходимого дорогостоящего оборудования) и его (мероприятия) отражения в АИП и проекте бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета). При этом прилагается обоснование невозможности оказания соответствующих услуг негосударственными организациями на собственных мощностях в первый год реализации государственной (муниципальной) программы. В случае последующего подтверждения положительной Оценки в государственную (муниципальную) программу, АИП и региональный (местный) бюджет вносятся соответствующие изменения, предусматривающие оказание услуг населению путем конкурентного привлечения негосударственных организаций, располагающих необходимыми собственными мощностями.
______________________________
*(1) Приведенный перечень объектов соответствует формулировке в Плане мероприятий ("дорожной карте") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере", утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.06.2016 N 1144-р (пункт 1 раздела II).
*(2) Часть 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации.
*(3) В субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях могут устанавливаться разные значения, например, более 1-1,5 млн руб.
*(4) Наличие такого порядка предусматривается статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.