Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "ДРСУ" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия) при проведении ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-111 Подъездная дорога от автомобильной дороги М-10 "Россия" к государственному комплексу "Завидово" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0336100012518000047) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе;
2. Аукционной комиссией неправомерно принято решение о соответствии заявки ООО "ДОРЭКС" (победителя) на участие в Аукционе документации об Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 27.04.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 080 445 694 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.05.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущена 1 заявка от участников закупки;
7) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе от 22.05.2018 N 0336100012518000047-1-1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "представленные участником закупки значения показателей имеют двусмысленное толкование и установлены без учета взаимосвязи значений показателей, характеризующих предлагаемый к поставке товар "бруски обрезные". Участник закупки с порядковым номером 1, указывая значения взаимозависимых показателей "Ширина" и "Толщина", установленных в требованиях к значениям показателей товара 54 "бруски обрезные", должен был указать в заявке только те значения показателей, которые характеризуют предлагаемый к поставке товар - "бруски обрезные" и не допустить разночтения и (или) двусмысленного толкования указанных им (участником) сведений в отношении товара".
Пунктом N 54 приложения N 4 к документации об Аукционе (далее - Техническое задание) к товару "Бруски обрезные" установлено, в том числе, следующее требование "Ширина*: не более 150 мм., Толщина*: 40-75 мм. Требования к значениям показателей установлены в соответствии с ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", проектом государственного контракта".
Инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) установлено, в том числе, "Для показателей, отмеченных символом "*", участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров либо в форме конкретных (точных) значений, либо описывая значение показателя диапазоном возможных значений".
При этом, согласно пункту 1.1 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" "Пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья. Термины и определения - по ГОСТ 18288".
Пунктами 20, 21 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" установлено, что брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины, доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины (далее - ГОСТ).
Изучив заявку N 2, (Заявителя) представленную на заседание Комиссии представителем Заказчика, Комиссия установила, что указанная заявка по позиции 54 "Бруски обрезные" содержит следующую информацию "Ширина*: 40-150 мм. Толщина*: 40-75 мм. Значения показателей соответствуют ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", проекту государственного контракта".
Таким образом, Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе представлены диапазонные значения ширины и толщины указанного товара, что не противоречит требованиям Инструкции в части представления показателей товаров, отмеченных символом "*", при этом, указанные показатели ширины и толщины товара соответствуют требованиям Технического задания и ГОСТ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение о соответствии ООО "ДОРЭКС" (победителя) документации об Аукционе, поскольку, согласно сведениям, размещенным на сайте Оператора электронной площадки, при аккредитации на сайте Оператора электронной площадки ООО "ДОРЭКС" представлено решение единственного учредителя ООО "ДОРЭКС" от 01.06.2014 об одобрении крупной сделки с максимальной суммой сделки 400 000 000 рублей, вместе с тем, начальная максимальная цена контракта - 1 080 445 694 рубля.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил заявку ООО "ДОРЭКС" на участие в Аукционе, в составе которой представлено решение единственного учредителя ООО "ДОРЭКС" от 11.05.2018 N 31 об одобрении крупной сделки с максимальной суммой сделки 1 080 445 694 рубля.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение о соответствии второй части заявки ООО "ДОРЭКС" положениям документации об Аукционе, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 21.05.2018 по делу N 18/44/105/515 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены нарушения части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в проекте государственного контракта положения о том, контракт является сделкой, совершенной под отлагательным условием, положения о том, что оплата производится при наличии лимита финансирования контракта, а также в неправомерном установлении в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведений о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренных частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании Решения Заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем не учета при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе ненадлежащих требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний, а также исключения из государственного контракта положения о том, что контракт является сделкой, совершенной под отлагательным условием, а также положения о том, что оплата производится при наличии лимита финансирования контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "ДРСУ" обоснованной в части неправомерного принятия Аукционной комиссией решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 01.06.2018 N 18/44/105/606 по нарушениям, указанным в пункте 1 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
6. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 21.05.2018 N 18/44/105/515 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.