Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Континиум" (далее - Заявитель) на действия Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому сопровождению комплексных информационных систем Минвостокразвития России (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0122100013518000004) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе сведений о соответствии требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно лицензии ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (далее - Лицензия ФСБ);
2. Заказчиком нарушен срок предоставления разъяснений положений документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 11.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 48 070 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 28.05.2018;
5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
6) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе Лицензии ФСБ России, поскольку в рамках данной закупки комплексные информационные системы, подлежащие обслуживанию, не являются шифровальным (криптографическим) средством или информационной системой, или телекоммуникационной системой, защищенной с использованием шифровальных (криптографических) средств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 11.2.3 документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "документы, указанные в Информационной карте электронного аукциона, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона".
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313 определен порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - лицензируемая деятельность).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 к перечню выполняемых работ, составляющих лицензируемую деятельность в отношении шифровальных (криптографических) средств, относятся:
- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
- ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
- работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является оказание услуг по техническому сопровождению комплексных информационных систем Минвостокразвития России.
В соответствии с ГОСТ 33707-2016 (ISO/IEC 2382:2015) "Информационные технологии (ИТ)" автоматизированная информационная система - система, предназначенная для сбора, хранения, обработки, передачи и использования защищаемой информации с требуемым уровнем ее защищенности.
Согласно Федеральному закону от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" средства электронной подписи - шифровальные (криптографические) средства, используемые для реализации хотя бы одной из следующих функций - создание электронной подписи, проверка электронной подписи, создание ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе (далее - Техническое задание) в рамках предмета закупки предусмотрена установка и настройка программного обеспечения информационных систем, не требующих доработки программного обеспечения данной информационных систем (включая криптографические средства защиты информации на серверное и клиентское оборудование).
Также Техническим заданием предусмотрен перечень информационных систем, подлежащих сопровождению: ИС "Сайт", ИС "СЭД", ИС "Портал", ИС "Инвестпортал", ИС "Госзакупки", ИС "ИТ", ИС "МТО", ИС "Бухгалтерия", ИС "Кадры".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в информационных системах, подлежащих обслуживанию в рамках данной закупки, используется электронная цифровая подпись, в том числе для системы межведомственного электронного документооборота. Средства работы с электронной подписью являются неотъемлемыми техническими ресурсами информационных систем Заказчика. При этом, при облуживании вышеуказанных информационных систем исполнитель должен пользоваться средствами шифрования, т.е. программными средствами, являющимися частью информационных систем.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявитель не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что в рамках данной закупки отсутствуют лицензируемые виды работ, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком нарушен срок предоставления разъяснений положений документации об Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. При этом в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
На заседании Комиссии установлено, что участником закупки в адрес Заказчика направлен запрос от 24.05.2018 г. N 219193 о разъяснении положений документации об электронном аукционе.
При этом ответ на указанный запрос размещен в ЕИС 28.05.2018 в 09:06, т.е. на следующий рабочий день после истечения двух дней с даты поступления от Оператора электронной площадки указанного запроса.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно извещению о проведении Аукциона начало срока оказания услуг со дня заключения государственного контракта по 31 декабря 2019 года, при этом пунктом 3.1, 3.2 информационной карты и пунктом 3.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлен срок оказания услуг с 01 июня 2018 года по 31 декабря 2019 года включительно.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанное противоречие в части начала срока оказания услуг является технической ошибкой, и услуги в рамках закупки будут оказываться на условиях извещения о проведении Аукциона, а именно со дня заключения государственного контракта.
Таким образом, действия Заказчика, установившего противоречивые сведения о дате начала оказания услуг нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы Комиссия не располагает сведениями о том, что указанное нарушение оказало влияние на результаты закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Континиум" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 01.06.2018 N 18/44/105/608 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.