Высший Государственный Совет Союзного государства постановляет:
1. Принять к сведению информацию Постоянного Комитета Союзного государства о выполнении Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014 - 2017 годы) (прилагается).
2. Утвердить Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на 2018 - 2022 годы (прилагаются).
3. Правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации обеспечивать реализацию Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018 - 2022 годы и представлять в установленном порядке ежегодно в четвертом квартале информацию о ходе их выполнения в Совет Министров Союзного государства.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель |
А. Лукашенко |
Приложение
к постановлению Высшего
Государственного Совета
Союзного государства
от 19 июня 2018 г. N 3
Информация
о выполнении Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014 - 2017 годы)
Выполнение Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014 - 2017 годы) в основном завершено. Отмечается положительная динамика в реализации интеграционных задач по формированию единого экономического пространства, проведению согласованной политики в социальной и гуманитарной сферах, обеспечению безопасности Союзного государства.
1. Проведение согласованной внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства.
Внешнеполитическая деятельность двух государств остается одним из приоритетов Высшего Государственного Совета Союзного государства.
За минувшее четырехлетие Российская Федерация и Республика Беларусь успешно выполнили две программы согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2014 - 2015 годы и на 2016 - 2017 годы. Министерствами иностранных дел Республики Беларусь и Российской Федерации подготовлена аналогичная программа на 2018 - 2019 годы. Реализация программ обеспечила выработку согласованных подходов Беларуси и России к наиболее важным проблемам международных отношений и укрепила авторитет Союзного государства во внешней политике.
Координируется позиция государств в сотрудничестве с ООН и другими международными региональными организациями в целях обеспечения региональной и европейской безопасности, а также повышения роли Беларуси и России в борьбе с новыми вызовами и угрозами.
Совершенствуется практика проведения министерствами иностранных дел Республики Беларусь и Российской Федерации переговоров и консультаций в двустороннем и многостороннем форматах по вопросам развития отношений с третьими странами.
Особое внимание уделяется вопросам дипломатического сопровождения деятельности Союзного государства. На совместных заседаниях коллегий министерств иностранных дел обсуждаются вопросы дальнейшего внешнеполитического взаимодействия, предусмотренные программами.
2. Формирование единого научно-технологического пространства.
Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и ГКНТ Беларуси совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами сторон определены и актуализированы Основные направления формирования и функционирования единого научно-технологического пространства Союзного государства, которые одобрены постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 г. N 19.
В целях их реализации создана Комиссия по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства, утвержден ее состав и определены функции и полномочия.
Актуализирован Примерный перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства для их дальнейшей разработки, утверждения и реализации (далее - Примерный перечень).
В соответствии с Примерным перечнем в период с 2014 по 2017 годы выполнялись 16 программ Союзного государства, из которых 8 завершены:
"Перспективные полупроводниковые гетероструктуры и приборы на их основе" на 2011 - 2015 годы ("Прамень");
"Совершенствование системы защиты общих информационных ресурсов Беларуси и России на основе высоких технологий" на 2011 - 2015 годы;
"Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012 - 2016 годов";
"Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012 - 2016 годы" ("Компомат");
"Разработка современной и перспективной технологии создания в государствах - участниках Союзного государства тепловизионной техники специального и двойного назначения на базе фотоприемных устройств инфракрасного диапазона третьего поколения" на 2013 - 2016 годы ("Союзный тепловизор");
"Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура" на 2013 - 2016 годы;
"Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года";
"Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли" на 2013 - 2017 годы ("Мониторинг-СГ").
В 2014 - 2017 годах на реализацию программ из бюджета Союзного государства направлено более 10,5 млрд. российских рублей.
Постоянный Комитет Союзного государства совместно с министерствами и ведомствами Республики Беларусь и Российской Федерации - государственными заказчиками программ Союзного государства проводят работу по обеспечению коммерциализации результатов научно-технологических программ и проектов Союзного государства, практическому введению их в хозяйственный оборот государств - участников Договора о создании Союзного государства и использованию научных изысканий и разработок в производстве товаров или предоставлении услуг.
Советом Министров Союзного государства в июне 2017 г. рассмотрены результаты внедрения в практику научно-технических достижений, полученных на основе реализации союзных программ "Композит", "Основа" и "Траектория".
В ходе выполнения указанных программ созданы объекты интеллектуальной собственности, подтвержденные патентами и свидетельствами на регистрацию изобретений. Экономический эффект от их внедрения в производство исчисляется сотнями миллионов российских рублей, полученных от реализации современной конкурентоспособной продукции.
Союзные программы становятся инструментом обеспечения инновационного развития, создания перспективных космических технологий, электронной компонентной базы, вычислительной техники, оптики, полимерных волокон и нитей для использования как в оборонных, так и гражданских целях. Программы не только самоокупаются, но и приносят прибыль.
В целях оптимизации расходов средств бюджета Союзного государства на реализацию программ Советом Министров Союзного государства утвержден Порядок возмещения за счет средств бюджета Союзного государства части расходов по уплате процентов по кредитам, полученным в российских и белорусских кредитных организациях в рамках финансирования программ и проектов Союзного государства (постановление от 8 декабря 2017 г. N 39).
3. Повышение эффективности торгово-экономического сотрудничества и его дальнейшее развитие.
Прогнозные показатели товарооборота во взаимной торговле Беларуси и России в 2014 - 2016 годах оказались ниже ожидаемых.
Снижение взаимного товарооборота в 2015 году по отношению к 2014 году составило 26,3 процента, в 2016 году к 2015 году - 4,7 процента.
Во второй половине 2016 г. и в 2017 году сложилась положительная тенденция в динамике взаимной торговли. Товарооборот между странами в 2017 году составил 32,4 млрд. долларов США, что превышает показатель 2016 года на 23,5 процента. Тем не менее объем товарооборота между странами не достиг уровня 2014 года - 37,4 млрд. долларов США.
Белорусский экспорт в Россию увеличился в 2017 году на 17,2 процента до уровня 12,8 млрд. долларов США, а российский экспорт в Беларусь возрос на 28,0 процентов и сложился на уровне 19,6 млрд. долларов США.
При этом объемы экспортных и импортных поставок также оказались ниже показателей 2014 года, которые составляли 15,2 и 22,2 млрд. долларов США соответственно.
Росту взаимного товарооборота способствует, в том числе, развитие сотрудничества в машиностроительном и агропромышленном комплексах, углубление промышленной кооперации, активное участие сторон в реализации импортозамещающих проектов, снятие препятствующих торговле барьеров и ограничений, а также создание условий равного доступа субъектам хозяйствования на рынки Беларуси и России.
По итогам 2017 года рост российского экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в Беларусь составил 17,9 процента, машин, оборудования и транспортных средств - 29,9 процента, топливно-энергетических товаров - 31,1 процента к уровню 2016 года.
В свою очередь белорусский экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в Россию увеличился на 10,5 процента, машин, оборудования и транспортных средств - на 23,1 процента, продукции химической промышленности - на 18,2 процента, текстильной продукции - на 13,3 процента к уровню 2016 года.
Россия и Беларусь остаются основными торговыми партнерами. Доля России в товарообороте Беларуси постоянно росла: по итогам 2015 года она составляла 48,4 процента, 2016 года - 51,3 процента, в 2017 году она практически не изменилась - 51,1 процента.
Беларусь занимает устойчивое четвертое место по объемам товарооборота с Россией среди стран мира и первое - среди стран СНГ. Ее доля в товарообороте России выросла с 4,6 процента в 2015 году до 5,0 процентов в 2016 году и составила 5,2 процента в 2017 году.
В решении неурегулированных вопросов по снятию препятствующих торговле барьеров и ограничений содействуют межведомственные рабочие группы по промышленности, сельскому хозяйству, строительству, фармацевтике, импортозамещению и государственным закупкам (созданы решением Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства от 12 февраля 2016 г. N 1).
4. Развитие агропромышленного комплекса.
Реализация согласованной аграрной политики в рамках Союзного государства призвана обеспечить формирование общего аграрного рынка.
В 2016 и 2017 годах в Беларуси и России объемы сельскохозяйственного производства превысили показатели 2014 и 2015 годов.
В Беларуси в 2016 году его рост составил 3,3 процента. В 2017 году темп роста валовой продукции сельского хозяйства составил 4,1 процента.
По итогам 2016 года Беларусь поставила в Россию продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на сумму 3 629,0 млн. долларов США, а в 2017 году белорусский экспорт указанной группы товаров в Россию вырос на 10,5 процента и составил 4 144,0 млн. долл. США. При этом доля сельскохозяйственной продукции в общем объеме белорусского экспорта в Россию сократилась с 34,2 процента в 2016 году до 32,3 процента в 2017 году.
В России в 2016 году рост сельскохозяйственного производства составил 4,8 процента, а в 2017 году производство увеличилось на 2,4 процента по отношению к 2016 году.
В 2016 году стоимостной объем поставок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из России в Беларусь составил 905,7 млн. долларов США. В 2017 году российский экспорт сельхозпродукции в Беларусь вырос на 17,9 процента до 1079,5 млн. долл. США. Тем не менее доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в совокупном объеме поставок из России в Беларусь сократилась с 6,0 процентов в 2016 году до 5,5 процента в 2017 году.
Снижение доли взаимных экспортно-импортных поставок сельхозпродукции и продуктов питания на рынки Беларуси и России свидетельствует, в том числе, о возможности национальных производителей в более полном объеме обеспечивать перерабатывающие предприятия собственным сырьем, а внутренний рынок - продовольственными товарами высокого качества.
Для соблюдения интересов сельхозпроизводителей в расширении производства конкурентоспособной продукции под нужды российского и белорусского рынков ежегодно разрабатываются прогнозные балансы по сахару, молоку и молокопродуктам, мясу и мясопродуктам, яйцу, маслу растительному, льноволокну, которые утверждаются Советом Министров Союзного государства.
Указанные балансы содержат динамику показателей, характеризующих объемы производства важнейших видов продукции Союзного государства. На их основе определяются объемы взаимных поставок на белорусский и российский рынки различных видов сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственными ведомствами стран на постоянной основе ведется надзор за безопасностью и качеством продукции как производимой на собственной территории, так и поставляемой из третьих стран. В случае выявления несоответствия такой продукции существующим требованиям применяются необходимые меры предупреждения ее попадания на внутренние рынки.
Для унификации требований по ветеринарному и фитосанитарному контролю (надзору) Минсельхозпрод Беларуси и Россельхознадзор проводят поэтапное внедрение белорусской национальной информационной системы прослеживаемости подконтрольных товаров при их перемещении на территориях Беларуси и России в российскую систему ФГИС "Меркурий".
В целях минимизации зависимости от третьих стран - поставщиков племенной продукции правительствами Беларуси и России приняты меры по наращиванию объемов производства импортозамещающей племенной продукции животноводства и птицеводства.
В частности, организована совместная работа по созданию селекционно-генетических центров по животноводству и применению биотехнологических инноваций. Утверждена научно-техническая программа Союзного государства "Разработка инновационных энергосберегающих технологий и оборудования для производства и эффективного использования биобезопасных комбикормов для ценных пород рыб, пушных зверей и отдельных видов животных" ("Комбикорм СГ").
5. Развитие сотрудничества в области использования возобновляемых источников энергии.
В Российской Федерации в 2014 - 2017 годах последовательно реализовывалась политика в области развития возобновляемых источников электроэнергии (далее - ВИЭ).
В 2015 году в России было введено 57 МВт новых мощностей ВИЭ, в 2016 году - 70 МВт. В 2017 году введено 140 МВт.
В настоящее время в России суммарная мощность объектов генерации на основе ВИЭ составляет 2,4 ГВт.
В Республике Беларусь также растет использование возобновляемых источников энергии. Если в 2011 году мощность ветроэнергетических установок составляла 1,6 МВт, то в 2016 году суммарная мощность 56 аналогичных установок достигла 43,2 МВт. На начало 2016 года мощность всех ВИЭ, отпускающих электроэнергию в сеть, составляла 151,3 МВт. К концу 2017 года она увеличилась до 262 МВт.
В Беларуси прорабатываются новые подходы к развитию возобновляемой энергетики, направленные на сбалансированность белорусской энергосистемы и гармоничное развитие всех ее источников.
До конца 2020 г. суммарная мощность всех установок ВИЭ будет доведена до 950 МВт.
6. Сотрудничество в области атомной энергетики.
В Республике Беларусь в 2014 - 2017 годах продолжал реализовываться совместный белорусско-российский инвестиционный проект по строительству атомной электростанции за счет российских кредитных ресурсов в размере 10 млрд. долларов США. Ввод в действие двух энергоблоков общей мощностью 2400 МВт запланирован в 2020 году.
Высшими учебными заведениями Беларуси и ГК "Росатом" организована подготовка специалистов для работы на Белорусской АЭС. На станции будут работать до 2320 специалистов.
Безопасное функционирование БелАЭС будет обеспечиваться автоматизированной системой контроля радиационной обстановки вокруг объекта. В этих целях разрабатывается проект программы Союзного государства в области совершенствования подходов к аварийной готовности, аварийному реагированию и регулированию безопасности при использовании атомной энергии. В работе по развитию инфраструктуры ядерной безопасности АЭС стороны взаимодействуют с МАГАТЭ.
Текущий контроль за ходом строительства осуществляется Координационным комитетом и оперативным штабом по сооружению АЭС, в работе которых принимают участие руководители республиканских, местных органов власти и представители Постоянного Комитета Союзного государства.
7. Формирование объединенной транспортной системы.
В ходе интеграционных процессов в рамках Союзного государства сторонами проводится мониторинг нормативной правовой базы Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере транспорта и вырабатываются предложения по ее гармонизации и унификации.
Подготовлен проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь "О международном автомобильном сообщении", который включает в себя вопросы перевозки пассажиров и грузов между государствами сторон, в том числе транзитом. Отрабатывается порядок согласования маршрутов регулярных пассажирских перевозок, перевозок крупногабаритных и опасных грузов, порядок освобождения от уплаты налогов и сборов, связанных с владением и использованием автотранспортных средств. Будут урегулированы вопросы оплаты за пользование дорожной инфраструктурой. Указанный проект находится в стадии согласования.
В соответствии с планами по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства на 2013 - 2015 годы и на 2016 - 2018 годы выполняются мероприятия по модернизации и развитию автодорожной и железнодорожной инфраструктуры международных транспортных коридоров (МТК-2 и МТК-9), проходящих по территориям России и Беларуси.
В частности, реализован проект по организации скоростного железнодорожного сообщения на направлении Москва - Брест - Берлин с использованием подвижного состава с системой автоматического изменения ширины колеи.
Сторонами также ведется поиск инвесторов для реконструкции автомобильной дороги М-1/Е 30 Брест - Минск - граница Российской Федерации в целях улучшения технических характеристик автодороги, обеспечивающих повышенную безопасность движения транспортных средств и увеличение скоростного режима на всем ее протяжении.
В 2015 - 2016 годах объемы внешнеторговых перевозок грузов в железнодорожном сообщении между Россией и Беларусью находились в пределах 45,2 млн. тонн и 44,7 млн. тонн соответственно.
В 2017 году в связи с активизацией внешнеторговой деятельности объем грузоперевозок в указанном сообщении увеличился на 22 процента и составил 54,4 млн. тонн или на 9,7 млн. тонн больше, чем в 2016 году.
При этом российский экспорт грузов железнодорожным транспортом в Беларусь через пограничные переходы составил 34,5 млн. тонн с ростом на 25 процентов, белорусский экспорт грузов в Россию вырос на 11 процентов - до 16,0 млн. тонн, транзитные перевозки грузов составили 3,9 млн. тонн.
На новом этапе интеграции предусматривается дальнейшая работа по созданию общего рынка транспортных услуг, развитию инфраструктуры, упрощению правил автомобильных и железнодорожных перевозок, что позволит усовершенствовать логистику транзита и увеличить объемы грузоперевозок как внутри Союзного государства, так и в третьи страны.
8. Повышение эффективности и дальнейшее развитие межрегионального сотрудничества.
Взаимодействие регионов Беларуси и России является важным фактором развития интеграционных процессов в рамках Союзного государства. Республикой Беларусь, ее территориальными субъектами установлены торгово-экономические связи практически со всеми регионами Российской Федерации. Наиболее динамично развивается региональное сотрудничество с Брянской, Смоленской, Нижегородской, Московской и Тюменской областями, Республикой Татарстан, городами Москва и Санкт-Петербург.
В России и Беларуси получила широкое распространение производственно-технологическая кооперация, проведение мероприятий по импортозамещению, а также практика совместных действий по стимулированию экспорта белорусско-российской продукции в третьи страны.
Межрегиональное взаимодействие способствовало созданию в Республике Беларусь 2539 предприятий с участием российского капитала, в том числе 1397 совместных и 1128 предприятий со 100 процентами российского капитала. На III Форуме регионов Беларуси и России в 2016 году в Минске отмечалось, что более 60 процентов крупных и средних промышленных предприятий Беларуси работают в кооперации с российскими партнерами.
На IV Форуме регионов Беларуси и России в 2017 году в Москве подведены итоги экономической модернизации и технологического обновления экономик государств, заключено более 20 соглашений между государственными органами, подписано около 150 коммерческих контрактов на общую сумму в 230 млн. долларов США. Объем инвестиций из Российской Федерации в Республику Беларусь в 2017 году составил 3695,6 млн. долларов США.
В целях коммерциализации и внедрения национальных научных разработок в области высоких технологий и инноваций в сферу производства расширяются прямые контакты между научными организациями и субъектами предпринимательской деятельности России и Беларуси, располагающими современными технологиями, производящими конкурентную продукцию с высокой добавленной стоимостью.
На региональном уровне за счет взаимных поставок промышленной и сельскохозяйственной продукции в виде готовых изделий, узлов, комплектующих деталей, продуктов питания обеспечиваются значительные объемы взаимного товарооборота.
Большое внимание уделяется информационному сопровождению межрегионального сотрудничества. На информационном портале Союзного государства размещаются сведения о торгово-экономическом сотрудничестве, инвестиционном потенциале и деловых связях регионов Беларуси и России.
9. Углубление военного и военно-технического сотрудничества и взаимодействие в сфере защиты информационных ресурсов.
Министерствами обороны Республики Беларусь и Российской Федерации подготовлен проект Военной доктрины Союзного государства, который рассмотрен совместной коллегией оборонных ведомств государств в ноябре 2017 г. В настоящее время проводятся процедуры согласования для ее принятия.
Ежегодно выполняется План совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации (далее - РГВ), на реализацию которого в 2016 году было направлено 13,6 млн. российских рублей, а в 2017 году - 26,5 млн. российских рублей.
В 2016 году выполнен План совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства, финансирование которого составило 2,3 млн. российских рублей. В 2017 году на реализацию аналогичного Плана было направлено 2,6 млн. российских рублей.
Советом Министров Союзного государства утверждены аналогичные планы совместных мероприятий по обеспечению функционирования РГВ и по противодействию терроризму на территории Союзного государства на 2018 год (постановления от 8 декабря 2017 г. N 41 и N 42 соответственно).
Приоритетным направлением российско-белорусского сотрудничества является обеспечение безопасности внешней границы Союзного государства. Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь и Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации завершено выполнение программы "Укрепление пограничной безопасности Союзного государства" на 2012 - 2016 годы. В результате ее реализации повысился уровень защищенности Союзного государства от международного терроризма, потоков незаконной миграции, контрабанды оружия, боеприпасов и наркотрафика.
Для повышения уровня оперативно-служебной деятельности органов пограничной службы Беларуси и России по охране внешней границы Союзного государства утверждена аналогичная программа на 2017 - 2021 годы.
В целях дальнейшего развития объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения РГВ, утверждена соответствующая программа Союзного государства на 2018 - 2021 годы (постановление Совета Министров Союзного государства от 8 декабря 2017 г. N 44).
Государственными заказчиками сторон внесен на утверждение проект программы "Совершенствование системы защиты информационных ресурсов Союзного государства и государств - участников Договора о создании Союзного государства в условиях нарастания угроз в информационной сфере" ("Паритет").
Ежегодно проводятся заседания совместной коллегии министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации. В 2016 году коллегией отмечено выполнение всех мероприятий по приоритетным направлениям деятельности оборонных ведомств. В 2017 году на коллегии подведены итоги проведения совместного стратегического учения вооруженных сил Беларуси и России "Запад-2017", а также рассмотрен ход реализации Плана совместных мероприятий министерств обороны по обеспечению военной безопасности Союзного государства на 2016 - 2018 годы.
10. Формирование единого миграционного пространства.
Министерствами внутренних дел Беларуси и России с участием заинтересованных государственных органов управления реализован План мероприятий на период 2014 - 2016 годов по формированию единого миграционного пространства на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства, а также утвержден аналогичный План на 2017 - 2020 годы (постановление Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 г. N 21).
Планы содержат организационно-правовые мероприятия, такие как подготовка международных договоров в сфере миграции, гармонизация законодательства по вопросам миграционной политики, мониторинг заключенных договоров и соглашений.
Организационно-практические мероприятия включают в себя проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий, сближение процедур и регламентов выдачи виз, проработку вопроса о возможности введения единой визы Союзного государства для граждан третьих стран.
Правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации подписаны два соглашения: "О взаимном признании и порядке исполнения решений об отказе во въезде на территории государств - участников Соглашения" и "О порядке обмена сведениями о гражданах Российской Федерации и Республики Беларусь, в отношении которых действуют ограничения на выезд". Указанные соглашения ратифицированы.
При этом реализуется в полной мере право граждан Беларуси и России на свободу передвижения и выбор места жительства.
Для урегулирования вопросов пересечения белорусско-российской границы гражданами третьих стран внешнеполитическими ведомствами сторон прорабатывается проект межправительственного Соглашения о взаимном признании виз и иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства. Указанное Соглашение станет важным этапом создания единого визового пространства Союзного государства.
МВД России и МВД Беларуси планируют координировать совместную деятельность по пропуску через российско-белорусскую границу граждан третьих стран в период подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
В настоящее время существующий пограничный контроль на внешней границе Союзного государства является достаточным и оптимальным. Принцип открытости границ и ряд других договоренностей в этой сфере закреплены международными договорами между Беларусью и Россией.
11. Формирование общего рынка труда и обеспечение социальной защиты граждан.
Унификация законодательства Беларуси и России в сфере трудовых отношений и социальной защиты позволила создать общий рынок труда Союзного государства.
Обеспечены равные права граждан Беларуси и России на трудоустройство и оплату труда. Отменен разрешительный порядок найма на работу. Взаимно признаются трудовые стажи, установлены единые требования к безопасным условиям труда на производстве.
В целях повышения территориальной мобильности рабочей силы, а также для прогнозирования процессов в сфере занятости и безработицы осуществляется мониторинг развития и регулирования рынка труда. В 2016 и 2017 годах к электронным банкам вакансий в Беларуси и России обращались около 17,1 млн. граждан обеих стран.
Созданная нормативная правовая база Республики Беларусь и Российской Федерации обеспечивает их гражданам равные права на пенсионное обеспечение. Около 25,5 тысяч граждан Беларуси и России реализуют пенсионные права наравне с гражданами государства, на территории которого формировались эти права.
В соответствии с международными договорами и законодательствами Республики Беларусь и Российской Федерации белорусским гражданам предоставлены равные права с российскими гражданами в сфере социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на социальные пособия.
Координация действий сторон по реализации согласованной социальной политики осуществляется посредством проведения совместных коллегий министерств труда и социальной защиты Республики Беларусь и Российской Федерации.
12. Развитие сотрудничества в сфере здравоохранения и совершенствование его нормативной правовой базы.
Медицинская помощь гражданам одного государства-участника, постоянно проживающим на территории другого государства-участника, оказывается на основании Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь от 24 января 2006 года.
Однако механизм финансирования медицинской помощи, заложенный в Соглашении, не обеспечивал в полной мере эффективного медицинского обслуживания граждан Республики Беларусь, временно проживающих и работающих по трудовому договору в Российской Федерации.
Данная проблема решена с вступлением в силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2016 г. N 803н "О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования" (указанные Правила были утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н).
С 1 января 2017 г. медицинская помощь гражданам Беларуси, временно пребывающим и работающим в Российской Федерации, оказывается на основании полиса обязательного медицинского страхования.
Министерствами здравоохранения сторон подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере непрерывного медицинского и фармацевтического образования, в соответствии с которым взаимно признаются документы о повышении квалификации и переподготовке, полученные в учреждениях образования Беларуси и России.
Роспотребнадзором совместно с соответствующими структурами и учреждениями Министерства здравоохранения Республики Беларусь обеспечивается санитарно-эпидемиологический надзор на территории Союзного государства в целях предупреждения завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней, а также за качеством и безопасностью подконтрольной продукции.
Органами государственного управления сторон продолжается работа по упорядочению тарифов на медицинские услуги и услуги санаторно-курортных учреждений Беларуси и России.
13. Формирование общего образовательного пространства и молодежной политики.
Отмечается положительная динамика в формировании общего образовательного пространства Союзного государства и обеспечении равных прав граждан Беларуси и России в сфере образования.
Сформирована нормативная база и приняты согласованные меры по организации вступительных компаний в учреждениях высшего образования Беларуси и России, которые позволяют гражданам Союзного государства поступать на равных условиях в вузы двух стран для обучения по всем программам подготовки.
Признана достаточность принимаемых мер по развитию сотрудничества в области повышения квалификации педагогических работников сферы образования Беларуси и России.
Согласованы сроки проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в Российской Федерации и централизованного тестирования (ЦТ) в Республике Беларусь, которые дают возможность белорусским абитуриентам сдавать ЕГЭ в России, а российским абитуриентам участвовать в ЦТ в Беларуси.
Граждане обеих стран пользуются данным правом при поступлении в учреждения высшего образования Беларуси и России. В настоящее время в российских вузах за счет средств федерального бюджета и на платной основе обучаются более 11 тысяч граждан Беларуси, а в вузах Беларуси - около 1500 российских граждан.
В целях дальнейшего совершенствования и сближения систем образования Беларуси и России проводится постоянный мониторинг изменений в системах образования для обеспечения сопоставимости образовательных программ и сроков получения образования, унификации специальностей и квалификаций профессионального образования.
В Беларуси и России обеспечивается взаимное признание и эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях в соответствии с межправительственным Соглашением от 27 февраля 1996 года.
В декабре 2014 г. Министерство образования Республики Беларусь и Министерство образования и науки Российской Федерации подписали Соглашение о сотрудничестве в области государственной молодежной политики. В соответствии с Соглашением проводятся совместные мероприятия в различных сферах деятельности, которые способствуют выявлению одаренной и талантливой молодежи, раскрытию ее творческого потенциала.
Так, за счет средств бюджета Союзного государства ежегодно проводится Форум вузов инженерно-технологического профиля, в ходе которого реализуются мероприятия, направленные, в том числе, на развитие молодежной науки и вовлечение талантливой молодежи в инновационную деятельность.
14. Формирование общего культурно-информационного пространства.
Советом Министров Союзного государства утвержден План мероприятий по созданию общего информационного пространства Союзного государства на 2016 - 2020 годы (постановление от 12 мая 2016 г. N 21).
В средствах массовой информации Беларуси и России всесторонне и объективно освещаются актуальные вопросы создания Союзного государства, принимаемые решения на уровне глав государств и правительств по проблемам социально-экономического развития и торгово-экономических отношений, а также парламентской деятельности.
Особая роль в создании общего информационного пространства Союзного государства отводится печатным СМИ, таким как газеты "Союз. Беларусь-Россия" и "Союзное вече", журнал "Союзное государство". На их страницах публикуется оперативная информация о мероприятиях в рамках форумов регионов Беларуси и России, производственных достижениях российско-белорусских предприятий, научно-исследовательских организаций в реализации программ и проектов Союзного государства.
Телерадиовещательная организация Союзного государства, являясь современным медийным ресурсом, осуществляет новостное вещание по актуальным вопросам союзного строительства, общественно-политическим и социально-культурным аспектам жизни Беларуси и России.
Традиционной формой работы Постоянного Комитета Союзного государства стало проведение пресс-мероприятий для белорусских, российских и союзных СМИ, приуроченные к встречам глав государств с деловыми кругами и общественностью, другим знаменательным событиям в политической и экономической жизни двух стран. Ежегодно организуется более 20 информационных мероприятий.
Проведение масштабных мероприятий, таких как международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске", фестивали Союзного государства "Творчество юных" и "Молодежь за Союзное государство", творческие встречи деятелей культуры и искусства формируют общее историческое наследие народов двух стран и создают культурный имидж Союзного государства.
15. Сотрудничество в сфере физической культуры и спорта.
Министерством спорта Российской Федерации и Министерством спорта и туризма Республики Беларусь проводится работа по унификации отраслевого законодательства. В этих целях создана межведомственная рабочая группа по организации совместной деятельности в рамках Союзного государства. Сотрудничество в области физической культуры и спорта регулируется 22 нормативными правовыми актами.
Ежегодно российские и белорусские спортсмены участвуют в международных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях, проводимых как на территории Беларуси, так и на территории России.
Спортивные ведомства России и Беларуси широко используют имеющиеся современные олимпийские объекты для совместной подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва по биатлону, лыжным гонкам и фристайлу, борьбе вольной и греко-римской, синхронному плаванию, легкой атлетике, акробатике и другим видам спорта.
В рамках Союзного государства проводятся совместные физкультурно-спортивные мероприятия, такие как Спартакиада для детей и юношества. На всех этапах соревнований по массовым видам спорта ежегодно принимают участие около 1800 юных спортсменов.
Сотрудничество научных, медицинских и педагогических учреждений спортивного профиля направлено на разработку и внедрение в учебно-тренировочный и соревновательный процесс новых методических разработок и современных спортивных технологий.
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области противодействия допингу в спорте проводятся научные исследования в этой сфере, организуются информационно-образовательные конференции и семинары, а также совместные тестирования спортсменов.
Проводимые спортивные мероприятия анонсируются и сопровождаются в средствах массовой информации Беларуси, России и Союзного государства, освещаются на белорусских и российских Интернет-порталах.
16. Формирование конкурентоспособного рынка туристических услуг.
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь и Федеральное агентство по туризму в апреле 2016 г. подписали Программу сотрудничества в области туризма на 2016 - 2019 годы, которой предусмотрены меры по отмене избыточных административных ограничений. В частности, в Беларуси отсутствуют барьеры для доступа российских туристических компаний на данный рынок услуг.
Соответствующие ведомства Беларуси и России проводят совместную работу по созданию общего туристского пространства на основе гармонизации национального законодательства и содействуют продвижению конкурентоспособного туристского продукта на рынки Беларуси и России.
В совместной работе используется единая система показателей по учету туристских прибытий и доходов от международного туризма с учетом методологии Всемирной туристской организации.
Формируется единая информационная база данных субъектов туристской деятельности двух стран, проводятся рекламные мероприятия в целях повышения спроса на услуги туризма и продвижения за рубежом новых брендов российско-белорусских туристических проектов.
Ведется работа по выявлению ключевых направлений сотрудничества в области туризма. В 2016 году в рамках постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России обсуждались проблемы и перспективы развития различных направлений туристской деятельности в Союзном государстве.
В июле 2017 г. в г. Минске при поддержке Всемирной туристской организации (ЮНВТО) проведена международная конференция "Инновационные идеи для привлечения туристов" с участием представителей дипмиссий 30 иностранных государств, в ходе которой были продемонстрированы бренды пяти туристических фирм Беларуси и представлена информация о разработке туристического бренда России.
В целях наращивания экспорта туристических услуг и привлечения иностранных туристов на внутренний рынок Союзного государства туристские ведомства Беларуси и России проводят работу по дальнейшей либерализации визового режима.
17. Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Завершена реализация Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года. За четыре года на ее выполнение из бюджета Союзного государства направлено 1 302,7 млн. российских рублей.
В ходе выполнения Программы обеспечено развитие и эффективное применение передовых технологий медицинской помощи и реабилитации граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию.
Выработана стратегия управления территориями с высокими уровнями загрязнения и выведенными из хозяйственного оборота по радиационному фактору, а также усовершенствована единая система радиационной защиты на территориях радиоактивного загрязнения.
В рамках информационной и просветительской деятельности разработаны программы и методические рекомендации для детей школьного возраста по вопросам безопасного проживания на загрязненных территориях.
В соответствии с Программой ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова оказана специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь 1175 гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. ГУ РНПЦ "Мать и дитя" обследовано 107 пациентов и сделано 26 операций с применением современных технологий.
Учреждениями "Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека" Минздрава Беларуси, "Медицинский радиологический научный центр им. А.Ф. Цыба" Минздрава России и ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова при проведении мероприятия Союзного государства "Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", оказана специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь 1247 пациентам.
18. Развитие сотрудничества в области охраны окружающей среды и гидрометеорологии.
Росгидрометом, Минприроды России и Минприроды Беларуси проводится совместная работа по защите жизненно важных интересов населения и государств от воздействия опасных природных явлений, загрязнения окружающей среды, наносящих ущерб отраслям экономики и жизнедеятельности людей.
В этих целях указанными ведомствами обеспечивается подготовка информационно-аналитических материалов о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе радиоактивного заражения, которые используются при разработке показателей социально-экономического развития как на региональном уровне, так и страновом.
Осуществляется обеспечение населения и отраслей экономики гидрометеорологической информацией. Основными потребителями этой информации являются предприятия и организации топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, строительной отрасли, обрабатывающих производств, водного и воздушного транспорта.
Ежегодно проводятся заседания совместной коллегии Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, на которых рассматриваются вопросы оперативно-производственной, научно-методической и организационной деятельности, связанной с охраной окружающей среды.
Росгидромет и Минприроды Беларуси приступили к реализации программы "Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства" на 2017 - 2021 годы (утверждена постановлением Совета Министров Союзного государства от 22 февраля 2017 г. N 10).
Программа направлена на повышение уровня защищенности отраслей экономики, жизненно важных интересов населения России и Беларуси от воздействия опасных природных явлений и адаптации к изменению климата.
Итоги реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014 - 2017 годы) учтены при разработке аналогичного документа на 2018 - 2022 годы.
Постоянный Комитет
Союзного государства
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Высшего Государственного
Совета Союзного государства
от 19 июня 2018 г. N 3
Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на 2018 - 2022 годы
Приоритетные направления | ||||
|
Первоочередные задачи |
Вариант решения |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
1. Формирование единого правового пространства Союзного государства | ||||
1.1. |
Мониторинг исполнения положений Договора о создании Союзного государства, а также проведение сравнительно-правового анализа актов законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, международных договоров, заключенных в рамках Союзного государства, на предмет выявления отраслей, подлежащих гармонизации и унификации |
Подготовка и внесение в высшие органы Союзного государства предложений, в том числе по гармонизации и унификации законодательств (подготовка концепции сближения законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь) |
первое полугодие 2018 г. |
Постоянный Комитет Союзного государства, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, республиканские органы государственного управления Республики Беларусь по конкретным направлениям деятельности |
1.2. |
Координация процесса сближения законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь |
Рассмотрение вопросов сближения законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь на заседаниях Совета Министров Союзного государства |
ежегодно |
Постоянный Комитет Союзного государства, федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, республиканские органы государственного управления Республики Беларусь |
1.3. |
Проработка вопросов имплементации нормативных правовых актов Союзного государства в национальное законодательство Беларуси и России |
Подготовка предложений по порядку имплементации нормативных правовых актов Союзного государства в национальное законодательство Беларуси и России |
2019 - 2020 годы |
Постоянный Комитет Союзного государства, органы государственной власти Российской Федерации и Республики Беларусь |
1.4. |
Выработка согласованных решений по проблемам союзного строительства |
Проведение парламентских слушаний по вопросам развития Союзного государства |
ежегодно |
Парламентское Собрание Союза Беларуси и России |
1.5. |
Формирование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы создания, учета и распоряжения собственностью Союзного государства |
Разработка нормативных правовых актов, связанных с вопросами создания, учета и распоряжения имуществом в Союзном государстве |
2020 - 2022 годы |
Постоянный Комитет Союзного государства с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и республиканских органов государственного управления Республики Беларусь |
2. Координация и взаимодействие в сфере внешней политики | ||||
2. |
Проведение согласованной внешней политики |
Принятие программ согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства |
2018 и 2020 годы |
МИД России
МИД Беларуси |
3. Координация и взаимодействие в сфере миграционной политики | ||||
3.1. |
Формирование единого миграционного пространства Союзного государства |
Выполнение Плана мероприятий по формированию единого миграционного пространства на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2017 - 2020 годы, разработка проекта Концепции миграционной политики Союзного государства и плана ее реализации на период до 2025 года |
2018 - 2020 годы
|
МВД России, МИД России, ФСБ России
МВД Беларуси, МИД Беларуси, Госпогранкомитет Беларуси, КГБ Беларуси |
Гармонизация (унификация) законодательства Беларуси и России, регулирующего порядок въезда, выезда и пребывания граждан третьих стран на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства
|
2018 - 2020 годы |
МВД России, МИД России, ФСБ России
МВД Беларуси, МИД Беларуси, Госпогранкомитет Беларуси, КГБ Беларуси |
||
4. Проведение согласованной макроэкономической политики | ||||
4.1. |
Обеспечение устойчивого экономического развития Союзного государства |
Разработка и обмен среднесрочными прогнозами развития экономик Российской Федерации и Республики Беларусь на очередной год и параметров на последующие два года |
2018 - 2022 годы, ежегодно |
Минэкономразвития России
Минэкономики Беларуси |
5. Совершенствование бюджетной политики Союзного государства | ||||
5.1. |
Совершенствование бюджетного процесса в Союзном государстве |
Подготовка предложений по совершенствованию бюджетного процесса в Союзном государстве |
2018 - 2022 годы |
Постоянный Комитет Союзного государства, Минфин России, Минэкономразвития России
Минфин Беларуси, Минэкономики Беларуси |
5.2 |
Взаимодействие с институтами развития Российской Федерации и Республики Беларусь по разработке программ Союзного государства и внедрению их результатов |
Подготовка предложений о взаимодействии институтов развития Российской Федерации и Республики Беларусь с органами Союзного государства |
2018 год
|
Постоянный Комитет Союзного государства, ГК "Внешэкономбанк"
ОАО "Банк развития" |
5.3. |
Развитие экспорта совместной белорусско-российской продукции на рынки третьих стран |
Подготовка предложений по механизмам поддержки совместной белорусско-российской продукции для экспорта в третьи страны |
2018 - 2019 годы |
Минпромторг России, Минэкономразвития России, ГК "Внешэкономбанк"
Минпром Беларуси совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Беларуси, ОАО "Банк развития Республики Беларусь" |
6. Повышение эффективности торгово-экономического сотрудничества и его дальнейшее развитие | ||||
6.1. |
Обеспечение равных условий доступа товаров, работ и услуг, происхождением из государств - участников Договора о создании Союзного государства, на рынки Союзного государства |
Выработка совместных мер по урегулированию проблемных вопросов доступа на рынки России и Беларуси |
2018 - 2022 годы |
Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минстрой России, Минздрав России, Минсельхоз России
МИД Беларуси, Минэкономики Беларуси, Минпром Беларуси, Минстройархитектуры Беларуси, Минздрав Беларуси, Минсельхозпрод Беларуси |
Гармонизация законодательной и нормативной правовой базы в области антимонопольной политики России и Беларуси |
2018 - 2022 годы |
ФАС России
МАРТ Беларуси |
||
6.2. |
Проведение и реализация в Союзном государстве согласованной политики в области защиты прав потребителей и конкуренции |
Создание условий для проведения и реализации в Союзном государстве согласованной политики в области защиты прав потребителей и конкуренции |
2018 - 2022 годы |
Роспотребнадзор, ФАС России
МАРТ Беларуси |
6.3. |
Развитие сотрудничества в области производства и взаимных поставок лекарственных средств на рынки государств - участников Договора о создании Союзного государства |
Развитие кооперационных связей между российскими и белорусскими фармацевтическими компаниями и создание условий для увеличения доли лекарственных препаратов российского и белорусского производства на рынке Союзного государства и экспортного потенциала фармацевтической отрасли Союзного государства |
2018 - 2022 годы |
Минпромторг России, Минздрав России
Минздрав Беларуси |
7. Реализация согласованной промышленной политики | ||||
7.1. |
Развитие производственно-технологической кооперации и проведение мероприятий по импортозамещению и стимулированию экспорта в третьи страны. Снижение импортозависимости |
Координация, формирование и реализация планов по импортозамещению государств - участников Договора о создании Союзного государства |
2018 - 2022 годы |
Минпромторг России, Минэкономразвития России
Минпром Беларуси, Минэкономики Беларуси
|
7.2. |
Развитие сотрудничества России и Беларуси в сфере высоких технологий и инноваций |
Организация кооперационных связей предприятий государств - участников Договора о создании Союзного государства в области высоких технологий и инноваций |
2018 - 2022 годы |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Минпромторг России, Минэкономразвития России
ГКНТ Беларуси, НАН Беларуси, Минпром Беларуси, Минэкономики Беларуси |
8. Развитие агропромышленного комплекса | ||||
8.1. |
Наращивание объемов производства импортозамещающей племенной продукции животноводства и птицеводства |
Создание и развитие селекционно-генетических центров по животноводству (свиноводству, птицеводству, рыбоводству) |
2018 - 2022 годы |
РАН, Минсельхоз России
НАН Беларуси, Минсельхозпрод Беларуси |
8.2. |
Создание конкурентоспособного оборудования для производства биобезопасных комбикормов для ценных пород рыб, пушных зверей и отдельных видов животных |
Реализация программы Союзного государства
|
2018 - 2021 годы
|
Минсельхоз России
НАН Беларуси |
9. Формирование единого научно-технологического пространства | ||||
9.1. |
Выполнение Основных направлений формирования и функционирования единого научно-технологического пространства Союзного государства |
Разработка и реализация программ и проектов Союзного государства в области науки, техники и технологий |
2018 - 2022 годы |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации
ГКНТ Беларуси, заинтересованные республиканские органы государственного управления Республики Беларусь |
10. Формирование объединенной транспортной системы | ||||
10.1.
|
Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры международных транспортных коридоров, проходящих по территории Союзного государства
|
Реализация проектов на основе среднесрочных планов мероприятий, принимаемых Координационной комиссией по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы Союзного |
2018 - 2022 годы |
Минтранс России, Росавтодор, ГК "Автодор", ОАО "РЖД"
Минтранс Беларуси, Белорусская железная дорога |
Проработка проекта развития высокоскоростного грузопассажирского железнодорожного коридора Китай - Европа (ВСМ "Евразия") |
2018 - 2022 годы |
ОАО "РЖД" совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации
Минтранс Беларуси совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления Республики Беларусь |
||
10.2. |
Гармонизация и унификация нормативной правовой базы государств - участников Договора о создании Союзного государства в сфере транспорта |
Выравнивание условий деятельности субъектов хозяйствования в сфере транспорта, в том числе осуществляющих международные автомобильные перевозки. Подготовка проектов нормативных правовых актов |
2018 - 2022 годы |
Минтранс России
Минтранс Беларуси |
10.3. |
Развитие сотрудничества в научно-технической области, сфере подготовки кадров и обеспечения транспортной безопасности |
Расширение практики подписания соглашений о сотрудничестве между образовательными и научными организациями России и Беларуси, ведущими подготовку кадров и научно-технические исследования в сфере транспорта. Доработка, подписание и реализация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности |
2018 - 2022 годы |
Минтранс России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации
Минтранс Беларуси совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления Республики Беларусь |
10.4. |
Координация деятельности транспортных ведомств в рамках международных организаций |
Подготовка согласованных предложений в международных организациях, членами которых являются государства - участники Договора о создании Союзного государства |
2018 - 2022 годы |
Минтранс России
Минтранс Беларуси |
11. Формирование единого топливно-энергетического рынка | ||||
11.1. |
Создание единого топливно-энергетического комплекса |
Выработка согласованных предложений по программе формирования общего рынка газа, электроэнергии, энергосбережению и повышению эффективности использования энергии, развитию малой энергетики и децентрализованных систем энергообеспечения |
2018 год |
Минэнерго России
Минэнерго Беларуси |
11.2. |
Содействие созданию благоприятной обстановки для строительства и введению в эксплуатацию Белорусской АЭС в установленные сроки |
Рассмотрение на заседаниях Координационного комитета и оперативного штаба по строительству Белорусской АЭС проблемных вопросов, возникающих в процессе строительства и эксплуатации атомной станции, с учетом требований МАГАТЭ, в том числе по подготовке специалистов для работы на АЭС |
2018 - 2021 годы |
ГК "Росатом"
Минэнерго Беларуси, МЧС Беларуси, РУП "Белорусская атомная электростанция", Госстандарт Беларуси |
11.3. |
Проведение мероприятий по обеспечению энергетической безопасности объединенной энергосистемы России и Беларуси |
Обеспечение параллельной работы энергосистем России и Беларуси |
2018 - 2022 годы |
Минэнерго России
Минэнерго Беларуси |
11.4. |
Создание Центра ядерной науки и технологий на территории Республики Беларусь |
Заключение Соглашения между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь о сотрудничестве в проектировании, сооружении и эксплуатации и выводе из эксплуатации Центра ядерных исследований на базе многофункционального исследовательского ядерного реактора на территории Республики Беларусь |
2018 - 2022 годы |
ГК "Росатом"
НАН Беларуси, ГНУ "ОИЭЯИ-Сосны" |
11.5. |
Развитие сотрудничества в области использования возобновляемых источников энергии |
Разработка мероприятий по интеграции возобновляемых источников энергии в энергосистему, включая регулирование режимов их работы |
2018 - 2020 годы |
Минэнерго России, ФБГУ "Российское энергетическое агентство"
Госстандарт Беларуси, Минэнерго Беларуси |
12. Углубление военного и военно-технического сотрудничества и взаимодействие в сфере защиты информационных ресурсов, обеспечение общественной безопасности | ||||
12.1. |
Разработка нормативных правовых актов Союзного государства по обеспечению военной безопасности |
Разработка и утверждение проекта Военной доктрины Союзного государства |
2018 год |
Минобороны России, федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации
Минобороны Беларуси, республиканские органы государственного управления Республики Беларусь |
12.2. |
Обеспечение функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации |
Разработка и реализация ежегодных планов совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации |
2018 - 2022 годы |
Минобороны России
Минобороны Беларуси |
12.3. |
Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию |
Реализация программы Союзного государства |
2018 - 2020 годы |
Минобороны России
Минобороны Беларуси |
12.4. |
Развитие и совершенствование единой системы технического прикрытия железных дорог региона |
Реализация программы Союзного государства |
2018 - 2020 годы |
Минобороны России
Минобороны Беларуси |
12.5. |
Обеспечение общественной безопасности на объектах железнодорожного и воздушного транспорта, используемых для транспортного сообщения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь |
Разработка и реализация программы Союзного государства |
2020 - 2022 годы |
МВД России
МВД Беларуси |
12.6. |
Обеспечение информационной безопасности информационных ресурсов Союзного государства и государств - участников Договора о создании Союзного государства |
Разработка и реализация программы Союзного государства |
2018 - 2022 годы |
ФСТЭК России, ФСБ России
ОАЦ при Президенте Республики Беларусь |
12.7. |
Борьба с терроризмом и преступностью |
Разработка и реализация ежегодных планов совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства |
2018 - 2022 годы |
ФСБ России
КГБ Беларуси |
12.8. |
Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства в соответствии с изменением внешних угроз |
Разработка и реализация программ и мероприятий Союзного государства |
2018 - 2022 годы |
ФСБ России
Госпогранкомитет Беларуси |
12.9. |
Совершенствование инфраструктуры пенитенциарных учреждений России и Беларуси, социального и медицинского обеспечения спецконтингента, включая улучшение условий содержания несовершеннолетних правонарушителей |
Разработка, утверждение и выполнение мероприятий соответствующей программы Союзного государства |
2018 - 2022 годы |
ФСИН России
МВД Беларуси |
13. Повышение эффективности и дальнейшее развитие межрегионального сотрудничества | ||||
13.1. |
Проведение форумов регионов России и Беларуси, осуществление взаимодействия на многосторонних площадках по вопросам торгово-экономических отношений и международной повестки |
Расширение практики заключения соглашений о сотрудничестве между региональными торгово-промышленными палатами России и Беларуси, совместного проведения в регионах-партнерах выставок-ярмарок и других мероприятий, направленных на развитие и диверсификацию взаимной торговли |
2018 - 2022 годы, ежегодно |
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти и государственными органами субъектов Российской Федерации
Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь совместно с республиканскими органами государственного управления и субъектами территорий Республики Беларусь |
14. Формирование общего рынка труда и обеспечение социальной защиты граждан | ||||
14.1. |
Обеспечение функционирования и развития общего рынка труда в целях повышения занятости, снижения уровня безработицы, достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы |
Содействие территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы в рамках Союзного государства. Разработка профессиональных стандартов по приоритетным квалификациям и профессиям |
2018 - 2022 годы |
Минтруд России
Минтруда и соцзащиты Беларуси |
14.2. |
Совершенствование законодательства по охране труда |
Установление гармонизированных норм в сфере охраны труда и методологических подходов к оценке условий труда и управлению профессиональными рисками. Ежегодное совместное проведение международных конференций по вопросам охраны труда |
2018 - 2022 годы |
Минтруд России
Минтруда и соцзащиты Беларуси |
14.3. |
Обеспечение социальной зашиты граждан Союзного государства |
Реализация норм Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года |
2018 - 2022 годы |
Минтруд России
Минтруда и соцзащиты Беларуси |
14.4. |
Развитие благоприятных условий для рождения и воспитания детей, повышение уровня и качества жизни семей с детьми |
Проведение согласованной политики по укреплению института семьи, семейно-нравственных и духовных ценностей как основы демографического благополучия России и Беларуси |
2018 - 2022 годы |
Минтруд России
Минтруда и соцзащиты Беларуси |
15. Развитие сотрудничества в сфере здравоохранения и совершенствование его нормативной правовой базы | ||||
15.1. |
Совершенствование механизма предоставления медицинской помощи гражданам России в Республике Беларусь и гражданам Беларуси в Российской Федерации, а также медицинского страхования граждан России и Беларуси, временно пребывающих на территории Союзного государства |
Реализация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации от 24 января 2006 г. Подготовка протокола о внесении изменений в указанное Соглашение с целью гармонизации оказания медицинской помощи гражданам России и Беларуси |
2018 - 2019 годы |
Минздрав России
Минздрав Беларуси |
15.2. |
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Союзного государства |
Сотрудничество в области санитарно-эпидемиологического благополучия и совместного преодоления возникающих рисков и угроз |
2018 - 2022 годы |
Роспотребнадзор, Минздрав России
Минздрав Беларуси |
15.3.
|
Развитие информационных технологий и телемедицины
|
Сотрудничество в области информационных технологий и телемедицины. Гармонизация стандартов кодирования, словарей и классификаторов медицинской информации |
2018 - 2022 годы
|
Минздрав России, Минпромторг России, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
Обеспечение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи |
Сотрудничество в области медицинской науки, профилактики, диагностики, лечения заболеваний и медицинской реабилитации |
Минздрав Беларуси, Минсвязи Беларуси |
||
15.4. |
Обеспечение непрерывного медицинского и фармацевтического образования с использованием современных технологий |
Реализация Меморандума о взаимопонимании между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере непрерывного медицинского и фармацевтического образования |
2018 - 2022 годы |
Минздрав России
Минздрав Беларуси |
15.5. |
Создание условий для приоритетного доступа медицинской продукции стран ЕАЭС на внутренние рынки, включая сегмент государственных закупок |
Формирование правоприменительной практики внедрения норм гармонизированных в рамках ЕАЭС документов по обращению лекарственных средств и медицинских изделий |
2018 год |
Минпромторг России, Минздрав России
Минздрав Беларуси |
16. Формирование общего образовательного пространства и молодежной политики | ||||
16.1. |
Реализация молодежной политики Союзного государства. Создание совместных программ и расширение молодежных обменов |
Формирование молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России |
2018 - 2022 годы |
Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Росмолодежь, Россотрудничество
Минобразование Беларуси |
16.2. |
Повышение академической мобильности обучающихся, научных и педагогических работников |
Укрепление межвузовского взаимодействия России и Беларуси. Проведение научных, учебно-методических конференций, организация академического обмена обучающимися, научными и педагогическими работниками. Реализация проектов Союзного государства |
2018 - 2022 годы |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Россотрудничество
Минобразование Беларуси |
16.3. |
Дальнейшее совершенствование и сближение систем образования государств - участников Договора о создании Союзного государства |
Мониторинг изменений в системах образования России и Беларуси. Обеспечение сопоставимости образовательных программ и сроков получения образования; унификация специальностей и квалификаций профессионального образования |
2018 - 2022 годы |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации
Минобразование Беларуси |
16.4. |
Совершенствование и реализация механизма совместной аккредитации учреждений высшего образования (образовательных программ высшего образования) |
Подписание межведомственного соглашения о государственной аккредитации учреждений высшего образования (образовательных программ высшего образования) |
2018 - 2019 годы |
Рособрнадзор
Минобразование Беларуси |
17. Формирование общего культурно-информационного пространства | ||||
17.1. |
Продвижение в общественном сознании духовных ценностей общих для народов России и Беларуси. Развитие межгосударственных и межрегиональных культурных связей и контактов |
Проведение совместных мероприятий, направленных на: сохранение исторического культурного наследия, исполнительского мастерства и народного творчества; поддержку талантливой молодежи, реализацию проектов в области культуры |
2018 - 2022 годы |
Минкультуры России, Россотрудничество, МИД России
Минкультуры Беларуси |
17.2. |
Координация политики формирования общего информационного пространства |
Реализация Плана мероприятий по созданию общего информационного пространства Союзного государства. Внедрение новых подходов к организации единого медиапространства, наполнение его информационно-аналитическими материалами, формирующими позитивное отношение к Союзному государству |
2018 - 2022 годы |
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Мининформ Беларуси |
17.3. |
Углубление российско-белорусского культурного и гуманитарного сотрудничества, в том числе в области исполнительского, циркового и театрального искусства, музейного и библиотечного дела |
Разработка и реализация межведомственной программы сотрудничества Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Республики Беларусь. Развитие прямых связей между театрами, музеями, библиотеками, цирками и образовательными учреждениями сферы культуры |
2018 - 2022 годы |
Минкультуры России, Россотрудничество
Минкультуры Беларуси |
18. Сотрудничество в сфере физической культуры и спорта и формирование конкурентоспособного рынка туристических услуг | ||||
18.1. |
Унификация законодательства России и Беларуси в области физической культуры и спорта. Гармонизация программ физического воспитания населения Беларуси и России |
Обмен опытом законодательной деятельности в сфере физической культуры и спорта |
2018 - 2019 годы |
Минспорт России
Минспорт Беларуси |
18.2. |
Расширение перечня совместно проводимых спортивных мероприятий по зимним и летним видам спорта. Пропаганда и информационное сопровождение физической культуры и спорта как важнейших составляющих здорового образа жизни |
Проведение на регулярной основе массовых физкультурно-спортивных мероприятий Союзного государства для детей и юношества. Информационное сопровождение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий Союзного государства |
2018 - 2022 годы |
Минспорт России
Минспорт Беларуси |
18.3. |
Дальнейшее развитие сотрудничества по вопросам спортивной науки и спортивной медицины |
Разработка совместных научных проектов, внедрение их результатов; обмен опытом по актуальным вопросам научно-методического сопровождения спортивной подготовки; проведение научно-практических конференций по спортивной тематике |
2018 - 2022 годы |
Минспорт России
Минспорт Беларуси |
18.4. |
Создание общего туристического пространства с обеспечением широкого доступа к историко-культурному наследию и природно-рекреационным ресурсам Беларуси и России |
Формирование единой информационной базы данных субъектов туристической деятельности Беларуси и России. Создание положительного имиджа и проработка новых российско-белорусских туристических проектов. Упрощение административных процедур для обеспечения свободного доступа на рынок туристических услуг России и Беларуси |
2018 - 2022 годы |
Ростуризм
Минспорт Беларуси |
18.5. |
Создание условий для дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма в рамках Союзного государства |
Гармонизация законодательных норм с учетом общих подходов к развитию туризма на пространстве Союзного государства. Участие в выставочных мероприятиях туристической направленности, проведение ознакомительных туров в целях содействия повышению спроса на услуги туризма |
2018 - 2020 годы |
Ростуризм
Минспорт Беларуси |
19. Экологическая, ядерная, радиационная безопасность и преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС | ||||
19.1 |
Регулирование и обеспечение ядерной и радиационной безопасности |
Разработка и реализация программы Союзного государства |
2018 - 2020 годы |
МЧС России, Ростехнадзор
МЧС Беларуси, Минздрав Беларуси, Минприроды Беларуси |
19.2 |
Обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды |
Осуществление согласованной политики в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, охраны озонового слоя, гидрометеорологии, противодействия изменению климата, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Проведение совместных мероприятий по охране компонентов окружающей среды и снижения негативного воздействия на них, смягчению последствий изменения климата и адаптации к таким изменениям |
2018 - 2022 годы |
Минприроды России, Росгидромет
Минприроды Беларуси |
19.3 |
Развитие единой системы гидрометеорологической безопасности |
Реализация программы Союзного государства |
2018 - 2021 годы |
Росгидромет
Минприроды Беларуси |
19.4 |
Совершенствование единой системы радиационной защиты на территориях радиоактивного загрязнения и обеспечение безопасной жизнедеятельности граждан России и Беларуси, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС |
Разработка и реализация программы Союзного государства |
2018 - 2022 годы |
МЧС России
МЧС Беларуси |
19.5 |
Повышение уровня оказания медицинской помощи гражданам России и Беларуси, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы |
Реализация совместных мероприятий по оказанию комплексной медицинской помощи и реабилитации граждан Беларуси и России. |
2018 - 2022 годы
|
МЧС России, Минздрав России
Минздрав Беларуси |
19.6 |
Совершенствование системы оздоровления детей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы |
Оказание оздоровительных и реабилитационных услуг детям, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС |
2018 - 2022 годы |
ФМБА России
Минздрав Беларуси, МЧС Беларуси |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России от 19 июня 2018 г. N 3 "О выполнении Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014 - 2017 годы) и дальнейшем развитии Союзного государства на 2018 - 2022 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 19 июня 2018 г. N
Текст постановления официально опубликован не был