Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Внести изменения и дополнения в Порядок разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденный постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7 (в редакции постановления Совета Министров Союзного государства от 13 декабря 2013 г. N 23), изложив его в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель |
Д. Медведев |
Утвержден
постановлением Совета Министров
Союзного государства
от 11 октября 2000 г. N 7
(в редакции постановления Совета
Министров Союзного государства
от 13 июня 2018 г. N 12)
Порядок
разработки и реализации программ Союзного государства
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет организацию и механизм взаимодействия органов Союзного государства, республиканских органов государственного управления Республики Беларусь и иных государственных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь и Правительству Республики Беларусь (далее - республиканские органы государственного управления), федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти), юридических лиц Республики Беларусь и Российской Федерации при разработке и реализации программ Союзного государства, являющихся одним из важнейших средств дальнейшего развития интеграции в рамках Союзного государства, осуществления скоординированных действий по совместному решению отдельных проблем, представляющих взаимный интерес.
Настоящий Порядок соответствует положениям Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. (далее - Договор о создании Союзного государства), нормативных правовых актов Союзного государства и законодательства государств - участников Договора о создании Союзного государства (далее - государства-участники) и не должен вступать в противоречие с ними.
1.2. Для целей настоящего Порядка применяются следующие термины и определения:
программа Союзного государства (далее - программа) - комплекс совместных мероприятий по укреплению безопасности, решению крупных социально-экономических задач государств-участников, включающий в себя проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, организационно-хозяйственных и других работ, увязанных по исполнителям, ресурсам и срокам их осуществления;
проблема - сложный вопрос в области достижения целей, определенных Договором о создании Союзного государства, другими международными договорами между государствами-участниками;
цель - важный, значимый для решения поставленной проблемы количественный и (или) качественный результат, намечаемый к достижению в результате реализации программы;
задача - вопрос, требующий решения для достижения одной или нескольких целей программы и имеющий соответствующую количественную или качественную характеристику;
государственный заказчик - республиканский орган государственного управления, федеральный орган исполнительной власти, отраслевой или функциональный орган Союзного государства, обладающий необходимой компетенцией для размещения государственных заказов Союзного государства или государств-участников на выполнение работ (оказание услуг) по разработке программы и (или) по её реализации, а также иная государственная организация государства-участника, обладающая необходимыми полномочиями для размещения государственных заказов Союзного государства или государств-участников на выполнение работ (оказание услуг) по разработке программы и (или) её реализации;
государственный заказчик-координатор - один из государственных заказчиков, на которого в соответствии с предложениями по организации управления программой возлагается координация действий государственных заказчиков программы;
исполнитель - любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель государства-участника, которое выполняет работы (оказывает услуги) по реализации программы в соответствии с государственными контрактами, заключенными с государственными заказчиками;
целевой индикатор - установленная в программе количественная или качественная характеристика достижения цели программы (в динамике);
показатель - установленный в программе критерий, уровень, измеритель, параметр, иная величина, которая позволяет оценить достижение ожидаемого результата решения задач программы;
государственный контракт - договор, заключаемый государственным заказчиком с исполнителем по выполнению работ (оказанию услуг) по реализации программы в порядке, установленном законодательством государства-участника, и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность.
2. Подготовка и принятие решения о разработке программы
2.1. Республиканские органы государственного управления, федеральные органы исполнительной власти в соответствии с целями, установленными Договором о создании Союзного государства, решениями Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства, организуют отбор проблем, для решения которых предполагается подготовка программ.
2.2. При отборе проблем должны учитываться:
значимость результатов решения проблемы для достижения целей, определенных Договором о создании Союзного государства, другими международными договорами между государствами-участниками;
целесообразность применения программно-целевого метода решения проблемы на основе объединения финансовых, материальных, научных и других ресурсов государств-участников;
приоритеты и цели социально-экономического развития Союзного государства и государств-участников;
внешнеполитические и внешнеэкономические условия, положения международных договоров между государствами-участниками, решения Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства;
утвержденные и (или) принятые к разработке республиканские программы Республики Беларусь, государственные программы Российской Федерации и действующие федеральные целевые программы, а также региональные программы их субъектов и областей, межгосударственные программы с участием Республики Беларусь или Российской Федерации, направленные на решение той же проблемы.
2.3. Решение о разработке проекта программы принимается Советом Министров Союзного государства по результатам рассмотрения проекта концепции программы.
2.4. Подготовка проекта концепции программы осуществляется совместно республиканскими органами государственного управления и федеральными органами исполнительной власти, к компетенции которых относится проблема, отобранная ими для решения посредством разработки и реализации программы.
Проект концепции программы должен содержать:
краткое описание предлагаемой для решения проблемы, анализ причин ее возникновения и обоснование актуальности ее решения для Союзного государства и государств-участников, предлагаемый вариант решения;
цели и задачи программы, предполагаемый срок ее реализации, целевые индикаторы, ожидаемые результаты;
перечень основных мероприятий программы, их краткая характеристика и ожидаемые результаты, в том числе предполагаемые меры по обеспечению практического внедрения результатов реализации программы (в случае необходимости);
краткое описание механизма управления программой;
предельную потребность в финансовых ресурсах на реализацию программы в целом и по источникам финансирования (за счет средств бюджета Союзного государства и внебюджетных средств) с распределением по долевому участию и территориям государств-участников, по годам ее реализации (в ценах соответствующих лет), по направлениям расходования средств (капитальные вложения, НИОКР, прочие), по основным мероприятиям с приложением необходимых расчетов и обоснований;
предварительную оценку ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;
предполагаемых государственного заказчика-координатора, государственных заказчиков программы от государств-участников и сроки подготовки проекта программы.
С целью обеспечения непрерывности работ по решению комплексных проблем в рамках программ Союзного государства разрешается подготовка и согласование проекта концепции новой программы, если она основана на результатах реализации завершаемой (последний год реализации) программы. При этом в проект концепции новой программы должен быть включен раздел, содержащий предварительный анализ итогов, полученных в результате реализации завершаемой программы.
2.5. Проект концепции программы подлежит согласованию с республиканскими органами государственного управления и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, а также с иными органами, заинтересованными в решении отобранной проблемы, а затем с экономическими и финансовыми министерствами государств-участников.
Особенности согласования проекта концепции программы, содержащей мероприятия по фундаментальным научным исследованиям, НИОКР гражданского назначения, обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности или безопасности, устанавливаются законодательством государств-участников.
2.6. По завершении необходимых согласований предполагаемый государственный заказчик-координатор по согласованию с предполагаемыми государственными заказчиками программы вносит проект концепции программы в установленном порядке в Совет Министров Союзного государства.
Перед внесением проекта концепции программы в Совет Министров Союзного государства он направляется для одобрения в правительства Республики Беларусь и Российской Федерации соответственно.
Совет Министров Союзного государства принимает решение об одобрении концепции программы, определяет государственного заказчика-координатора программы, государственных заказчиков, предельные объемы финансирования и устанавливает срок разработки проекта программы.
3. Разработка проекта программы, подготовка и принятие решения об утверждении программы
3.1. Проект программы должен включать в себя следующие разделы:
содержание проблемы, обоснование ее актуальности и целесообразности разработки и реализации программы для решения этой проблемы;
цели и задачи, срок реализации, показатели оценки достижения целей программы;
система мероприятий программы;
финансовое обеспечение программы;
организация управления программой и контроля за ходом ее реализации;
ожидаемые результаты реализации программы;
вопросы собственности;
оценка ожидаемой социально-экономической и экологической эффективности программы;
анализ и оценка потребности в конечном продукте, созданном в результате реализации программы для последующего его практического применения (внедрения).
К проекту программы прилагаются паспорт программы (приложение 1), который является ее неотъемлемой частью, технико-экономическое обоснование, методика оценки эффективности реализации программы.
Срок реализации программы не может превышать 5 лет.
Основные требования к содержанию разделов программы приведены в приложении 2 к настоящему Порядку.
3.2. Государственный заказчик-координатор совместно с другими государственными заказчиками обеспечивает разработку и согласование проекта программы в течение 6 месяцев с даты вступления в силу постановления Совета Министров Союзного государства об одобрении концепции программы и внесение его в установленном порядке в Совет Министров Союзного государства.
В случае, когда разработка проекта новой программы осуществляется на основе результатов реализации и (или) в продолжение завершенной программы, внесение проекта новой программы в установленном порядке в Совет Министров Союзного государства осуществляется одновременно с итоговым отчетом по завершенной программе.
3.3. В ходе подготовки материалов по проекту программы государственный заказчик-координатор и государственные заказчики осуществляют следующие функции:
3.3.1. государственный заказчик-координатор:
организует своевременную и качественную разработку проекта программы;
координирует действия государственных заказчиков программы в процессе разработки, согласования и проведения экспертиз проекта программы;
контролирует ход согласования проекта программы;
совместно с государственными заказчиками обеспечивает разработку: механизма управления программой и контроля за ее реализацией, целевых индикаторов и показателей для осуществления контроля за результатами реализации мероприятий программы и программы в целом и методики оценки эффективности расходования средств бюджета Союзного государства, выделяемых на реализацию программы, механизма привлечения внебюджетных средств;
разрабатывает методику оценки эффективности реализации программы и утверждает ее;
в случае необходимости за счет собственных средств проводит экспертизу проекта программы и организует его доработку по результатам проведенного согласования и экспертизы;
информирует Постоянный Комитет Союзного государства о ходе разработки и согласования проекта программы;
вносит по согласованию с государственными заказчиками проект программы в установленном порядке на рассмотрение Совета Министров Союзного государства;
3.3.2. государственные заказчики:
обеспечивают подготовку проекта программы и его согласование в государствах-участниках;
в случае необходимости за счет собственных средств обеспечивают проведение необходимых экспертиз проекта программы и его доработку по их результатам;
подготавливают и направляют государственному заказчику-координатору предложения по: механизму управления программой и механизму контроля за ее реализацией; целевым индикаторам и показателям для осуществления контроля за результатами реализации мероприятий программы и программы в целом и оценки эффективности расходования средств бюджета Союзного государства, выделяемых на реализацию программы;
совместно с государственным заказчиком-координатором обеспечивают разработку: методики оценки эффективности расходования средств бюджета Союзного государства, выделяемых на реализацию программы; методики оценки эффективности реализации программы; механизма интеграции ожидаемых конечных результатов реализации программы в соответствующие государственные программы Российской Федерации и республиканские программы Республики Беларусь;
направляют государственному заказчику-координатору для внесения в Совет Министров Союзного государства согласованный и одобренный в установленном порядке проект программы и другие необходимые материалы;
обеспечивают анализ и оценку потребности в конечном продукте, созданном в результате реализации программы для последующего практического его применения (внедрения).
3.4. Решение об утверждении программы принимает Совет Министров Союзного государства по результатам рассмотрения проекта программы и прилагаемых к нему материалов.
Перед внесением в Совет Министров Союзного государства проект программы подлежит согласованию с республиканскими органами государственного управления и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, а также с иными органами, заинтересованными в решении отобранной проблемы, а затем с экономическими и финансовыми министерствами государств-участников.
Перед внесением проекта программы в Совет Министров Союзного государства он направляется для одобрения в правительства Республики Беларусь и Российской Федерации соответственно.
4. Реализация и финансирование программы
4.1. Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики организуют реализацию программы, обеспечивают достижение поставленных целей, несут ответственность за своевременное освоение средств, выделяемых из бюджета Союзного государства на реализацию программы, их целевое и эффективное использование.
4.2. Реализация программы осуществляется после её утверждения Советом Министров Союзного государства на основе государственных контрактов, заключаемых государственными заказчиками программы с соответствующими исполнителями, как правило, на весь срок реализации программы в порядке, установленном законодательством государств-участников, регулирующим вопросы размещения государственного заказа.
Процедура отбора исполнителей и заключения государственных контрактов должна быть завершена государственными заказчиками в сроки, обеспечивающие своевременное выполнение мероприятий программы и освоение выделенных средств бюджета Союзного государства на её реализацию.
Государственные контракты должны соответствовать положениям программы и не вступать в противоречия с ней.
4.3. Требования к содержанию государственных контрактов устанавливаются законодательством государств-участников.
Копии государственных контрактов со всеми приложениями направляются в Постоянный Комитет Союзного государства в течение 10 рабочих дней со дня их заключения.
4.4. В ходе реализации программы государственный заказчик-координатор и государственные заказчики осуществляют следующие функции:
4.4.1. государственный заказчик-координатор:
осуществляет руководство управлением реализации программы в целом, в том числе координацию действий государственных заказчиков по управлению её реализацией;
осуществляет контроль за реализацией программы, целевым и эффективным использованием выделенных на ее реализацию средств бюджета Союзного государства и внебюджетных средств, в том числе их привлечение в утвержденных программой объемах;
формирует совместно с государственными заказчиками и возглавляет структуры, предназначенные для контроля за реализацией программы, если их создание предусматривается программой;
ежегодно совместно с государственными заказчиками в соответствии с Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 3 "О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства" (далее - Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства) направляет в финансовый орган Союзного государства (до его образования - Постоянный Комитет Союзного государства) в устанавливаемые им сроки бюджетную заявку с необходимыми расчетами и обоснованиями объемов финансового обеспечения программы из бюджета Союзного государства на очередной финансовый год;
разрабатывает и утверждает совместно с государственными заказчиками до окончания срока реализации программы мероприятия по обеспечению внедрения её результатов (включая результаты интеллектуальной деятельности);
взаимодействует с Постоянным Комитетом Союзного государства по всем вопросам реализации и финансирования программы;
4.4.2. государственные заказчики в части мероприятий программы, относящихся к их компетенции и реализуемых на территории соответствующего государства-участника:
утверждают ведомственные распорядительные документы об ответственных лицах, организации управления программой и порядке сдачи - приема работ по выполнению её мероприятий;
осуществляют управление реализацией мероприятий программы и несут в установленном порядке ответственность за реализацию мероприятий программы и достижение их результатов, своевременное, целевое и эффективное использование средств, выделяемых из бюджета Союзного государства;
распределяют средства бюджета Союзного государства, выделенные на реализацию программы;
осуществляют контроль за реализацией закрепленных за ними мероприятий программы, привлечением и целевым использованием внебюджетных средств;
заключают государственные контракты на выполнение работ (оказание услуг) по реализации программы (мероприятий программы);
ежегодно в течение 15 рабочих дней после доведения объемов финансирования программы на текущий финансовый год из бюджета Союзного государства заключают необходимые для реализации государственных контрактов дополнительные соглашения с исполнителями мероприятий;
ежегодно в установленном порядке формируют и представляют государственному заказчику-координатору заявки на финансирование соответствующих мероприятий программы из бюджета Союзного государства с необходимыми обоснованиями;
в пределах своей компетенции контролируют ход выполнения мероприятий и достижение целевых индикаторов и показателей, установленных программой, своевременное, целевое и эффективное использование средств, выделенных из бюджета Союзного государства на реализацию программы;
взаимодействуют между собой, с государственным заказчиком-координатором, другими государственными органами и Постоянным Комитетом Союзного государства по текущим вопросам реализации и финансирования программы;
осуществляют мониторинг внедрения полученных результатов программы.
4.5. Финансирование программы может осуществляться за счет средств бюджета Союзного государства и привлекаемых внебюджетных средств.
Финансирование программы за счет средств бюджета Союзного государства осуществляется в соответствии с Порядком формирования и исполнения бюджета Союзного государства и декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства о бюджете Союзного государства на соответствующий финансовый год.
4.6. Бюджетные ассигнования государственным заказчикам - координаторам и государственным заказчикам программ предусматриваются целевым назначением в декрете Высшего Государственного Совета Союзного государства о бюджете Союзного государства на соответствующий финансовый год.
4.7. Предельный объем финансового обеспечения программы за счет средств бюджета Союзного государства не должен превышать 2000,0 млн. российских рублей.
В исключительных случаях по решению Совета Министров Союзного государства объем финансового обеспечения программы за счет средств бюджета Союзного государства может быть установлен свыше 2000,0 млн. российских рублей.
4.8. К внебюджетным средствам, привлекаемым для финансирования программ, относятся: собственные средства организаций-исполнителей мероприятий программы; заемные средства; средства фондов и общественных организаций, заинтересованных в реализации программы.
Привлечение внебюджетных средств для финансирования программы подтверждается соответствующими гарантийными письмами (или кредитными соглашениями).
В гарантийных письмах указывается общий объем средств, которые предполагается привлечь на финансирование программы, с разбивкой по годам её реализации.
5. Контроль за ходом реализации программы и подведение итогов её реализации
5.1. Для осуществления контроля за ходом реализации программы, достижением ее целей, своевременным, целевым и эффективным расходованием средств бюджета Союзного государства, соблюдением условий государственных контрактов на реализацию программы государственный заказчик-координатор совместно с государственными заказчиками:
организует и обеспечивает ведение отчетности о ходе реализации программы;
организует и с участием Постоянного Комитета Союзного государства проводит проверки выполнения мероприятий программы, осуществляет финансовый контроль за использованием получателями средств бюджета Союзного государства в части целевого и эффективного расходования финансовых средств и контроль за соблюдением условий государственных контрактов - не реже одного раза в год в ходе реализации программы и по её завершении;
в соответствии с установленным в программе механизмом контроля за ходом реализации программы создает и формирует наблюдательный совет, научно-технический совет, координационное совещание или иные специально создаваемые для целей контроля структуры и организуют их работу;
может применять другие разрешенные нормативными правовыми актами Союзного государства, законодательством государств-участников формы и методы контроля.
5.2. Устанавливаются следующие формы отчетности о ходе реализации программы:
статистическая отчетность;
аналитическая отчетность;
итоговая отчетность.
5.3. Государственный заказчик-координатор представляет отчетность по программе в целом. Государственные заказчики, исполнители мероприятий программы представляют отчетность в части закрепленных за ними мероприятий (работ).
5.4. В случаях непредставления государственными заказчиками отчетности в установленные сроки или выявления финансовым органом Союзного государства (до его образования - Постоянный Комитет Союзного государства) или органами финансового контроля фактов нецелевого использования средств бюджета Союзного государства, выделенных на реализацию программы, а также по иным основаниям, прямо установленным нормативными правовыми актами Союзного государства, финансовый орган Союзного государства принимает решение о применении мер принуждения в соответствии с нормативными правовыми актами Союзного государства, регулирующими бюджетный процесс.
5.5. Перечень показателей, порядок, сроки и форма представления статистической отчетности устанавливаются статистическими органами государств-участников по согласованию с экономическими органами государств-участников.
В тех случаях, когда в статистической отчетности о ходе реализации программы имеются расхождения между суммами выделенных средств, их фактическим поступлением и кассовым исполнением в прилагаемой пояснительной записке приводятся соответствующие разъяснения.
За непредставление в установленный срок статистической отчетности должностные лица государственных заказчиков (государственных заказчиков-координаторов), ответственные за представление государственной статистической отчетности, несут ответственность, предусмотренную законодательством государств-участников.
5.6. Аналитическая отчетность (аналитический отчет) представляется ежегодно в следующие сроки:
исполнителями - государственным заказчикам - до 1 февраля;
государственными заказчиками - государственному заказчику-координатору, Постоянному Комитету Союзного государства - до 1 марта;
государственными заказчиками-координаторами - Постоянному Комитету Союзного государства и для сведения экономическим министерствам государств-участников - до 1 апреля.
5.7. Аналитический отчет включает в себя разделы со следующей информацией:
о процедуре отбора исполнителей программы, ее результатах и датах заключения государственных контрактов (только в отчете за первый год реализации программы);
о датах заключения ежегодных дополнительных соглашений к государственным контрактам (в отчетах за второй и последующие годы реализации программы);
о ходе выполнения мероприятий программы и соответствии полученных результатов заданиям программы;
о приемке результатов выполнения мероприятий программы государственными заказчиками (если это предусмотрено в отчетном году);
о достигнутых в отчетном году показателях, их соответствии целевым индикаторам и другим показателям, установленным программой;
об объемах, направлениях расходования, целевом использовании финансовых средств, о причинах неполного освоения финансовых средств в отчетном году в целом и по мероприятиям программы с разбивкой по источникам финансирования;
о результатах проверок (контрольными органами, государственными заказчиками) хода и итогов выполнения мероприятий программы, включая информацию о проделанной работе по устранению выявленных недостатков;
об использовании полученных результатов (если это предусмотрено программой в отчетном году);
о внесенных в программу дополнениях и изменениях;
о регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в информационных системах учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения государств-участников (для программ гражданского назначения);
о правовой охране созданных объектов собственности (включая интеллектуальную собственность) и их постановке на учет;
выводы и предложения, в том числе о необходимости внесения в программу соответствующих изменений или ее досрочном прекращении, об использовании полученных результатов, включая результаты интеллектуальной деятельности, о необходимости и направлениях использования в следующем году образовавшихся в отчетном году остатков финансовых средств.
К аналитическому отчету, представляемому исполнителями государственным заказчикам (государственному заказчику-координатору и государственным заказчикам), прилагаются (на бумажных и электронных носителях) сведения об имуществе, созданном и (или) приобретенном за счет средств бюджета Союзного государства, выделенных на реализацию программы, по формам, устанавливаемым уполномоченными республиканскими органами государственного управления и федеральными органами исполнительной власти для целей учета указанного имущества, а также об имуществе, созданном и (или) приобретенном за счет внебюджетных средств.
К аналитическому отчету, представляемому государственными заказчиками (государственным заказчиком-координатором), прилагается Перечень объектов собственности (включая интеллектуальную), созданных и (или) приобретенных в ходе реализации программы, с указанием их стоимости в российских рублях.
5.8. По программам, срок реализации которых завершается в отчетном году, государственный заказчик-координатор совместно с государственными заказчиками подготавливает и не позднее 3 месяцев по истечении установленного в программе срока её реализации направляет в Постоянный Комитет Союзного государства, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Счетную палату Российской Федерации, экономические и финансовые министерства государств-участников итоговый отчет о выполнении программы в целом и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации и объемах привлеченных внебюджетных средств и их использования на финансирование мероприятий программы.
По программам научно-технологического характера итоговый отчет направляется также в министерства (ведомства) государств-участников, ответственные за формирование и реализацию государственной политики в области науки и технологий.
5.9. В итоговый отчет включается информация (сведения, данные) за последний год реализации программы в объеме, установленном настоящим Порядком для аналитической отчетности, а также информация:
о результатах реализации программы в целом, включая результаты интеллектуальной деятельности, их соответствии целям и задачам программы, целевым индикаторам и другим показателям, установленным в программе;
об объемах, направлениях расходования, целевом использовании финансовых средств, о причинах неполного освоения финансовых средств в целом и по мероприятиям программы с разбивкой по годам и источникам финансирования;
о внесенных изменениях в программу;
о перечне выполненных мероприятий программы, а также о невыполненных в установленные сроки мероприятиях с указанием причин невыполнения;
о результатах проверок государственными заказчиками хода и итогов выполнения мероприятий программы, целевого и эффективного использования средств бюджета Союзного государства, выделенных на реализацию программы, и привлечении внебюджетных средств;
о результатах оценки вновь созданных и приобретенных объектов собственности (включая интеллектуальную), их государственной регистрации и правовой охране, постановке на учет, включая перечень указанных объектов;
о фактическом или планируемом использовании полученных результатов, включая результаты интеллектуальной деятельности, в том числе их интеграции в соответствующие государственные программы Российской Федерации и республиканские программы Республики Беларусь, и предложения о коммерциализации полученных результатов, а также о внедрении и эффективности инноваций.
В конце итогового отчета приводится оценка ожидаемого влияния результатов реализации программы на различные сферы экономики, формулируются выводы об эффективности реализации программы и при необходимости предложения о дальнейшей работе по решению заявленной в программе проблемы и использованию полученных результатов.
К итоговому отчету прилагается утвержденный государственным заказчиком-координатором комплекс мероприятий по обеспечению внедрения результатов реализации программы (включая результаты интеллектуальной деятельности).
5.10. Итоги реализации программы рассматриваются Советом Министров Союзного государства.
Государственный заказчик-координатор совместно с государственными заказчиками не позднее 6 месяцев после завершения программы представляет в установленном порядке в Совет Министров Союзного государства материалы об итогах реализации программы с учетом требований Регламента Совета Министров Союзного государства и следующего:
перед внесением в Совет Министров Союзного государства материалы направляются на заключение в контрольные органы государств-участников, в республиканские органы государственного управления и федеральные органы исполнительной власти, с которыми осуществлялось согласование проекта программы, а также, в зависимости от характера полученных результатов, в министерства (ведомства) государств-участников, ответственные за формирование и реализацию государственной политики в области имущественных отношений и (или) интеллектуальной собственности;
к материалам прилагается итоговый отчет о результатах реализации программы и заключение контрольных органов государств-участников по нему.
5.11. По результатам рассмотрения итогов реализации программы Совет Министров Союзного государства принимает постановление, в которое должны быть включены положения, касательно прав владения, пользования и распоряжения объектами собственности (включая интеллектуальную), созданными и (или) приобретенными в результате реализации программы, и определены сроки представления в Совет Министров Союзного государства информации о внедрении результатов, полученных в итоге реализации программы.
Порядок и форма представления информации в Совет Министров Союзного государства о внедрении результатов, полученных в ходе реализации программ, разрабатываются и утверждаются Постоянным Комитетом Союзного государства по согласованию с экономическими министерствами государств-участников.
6. Порядок внесения в программу изменений, продления сроков реализации или её досрочного прекращения
6.1. Решения о внесении в программу изменений, продлении сроков реализации или её досрочном прекращении принимает Совет Министров Союзного государства.
6.2. При необходимости внесения изменений в программу, включая продление сроков ее реализации, государственный заказчик-координатор совместно с государственными заказчиками вносит в установленном порядке в Совет Министров Союзного государства соответствующее предложение с обоснованиями.
Продление срока реализации программы допускается не более чем на один год.
Внесение изменений в объемы финансового обеспечения мероприятий программы допускается только по объемам финансового обеспечения на текущий год и последующие годы, в пределах срока реализации программы, с учетом ее продления.
6.3. Устанавливается следующий порядок подготовки материалов по внесению изменений в программу:
6.3.1. предложение о внесении изменений в программу с обоснованиями представляется:
исполнителями - государственному заказчику;
государственными заказчиками - государственному заказчику-координатору;
государственным заказчиком-координатором по согласованию с государственными заказчиками - в Совет Министров Союзного государства.
Предложения о внесении изменений в программу также отражаются в ежегодных аналитических отчетах;
6.3.2. при подготовке материалов о внесении изменений в программу государственный заказчик-координатор и государственные заказчики руководствуются Регламентом Совета Министров Союзного государства и следующими положениями:
государственные заказчики подготавливают проект нормативного правового акта Совета Министров Союзного государства по вопросу о внесении изменений в программу и другие необходимые материалы, включая уточненную редакцию программы, согласовывают уточненную редакцию программы с заинтересованными органами государств-участников, в том числе экономическими и финансовыми министерствами, и направляют проект нормативного правового акта Совета Министров Союзного государства, уточненную редакцию программы и другие материалы государственному заказчику-координатору;
государственный заказчик-координатор вносит в установленном порядке согласованный проект нормативного правового акта в Совет Министров Союзного государства для рассмотрения.
6.4. Обоснование изменений, предусматривающих в том числе продление срока реализации программы, должно включать в себя информацию о ходе ее реализации в объеме, установленном для итоговой отчетности, причинах допущенного отставания в достижении поставленной цели (целей), необходимые расчеты и обоснования, а также предложения об источниках финансирования программы в период ее продления.
6.5. Материалы о продлении срока реализации программы, а также о внесении изменений, которые влекут за собой увеличение объемов финансирования программы из бюджета Союзного государства, вносятся в Совет Министров Союзного государства не позднее, чем за 6 месяцев до начала соответствующего финансового года.
6.6. В случае упразднения (ликвидации) или преобразования республиканских органов государственного управления, федеральных органов исполнительной власти, отраслевых или функциональных органов Союзного государства, государственных организаций государств-участников, определенных в качестве государственных заказчиков-координаторов или государственных заказчиков реализуемых или разрабатываемых программ, последние инициируют рассмотрение Советом Министров Союзного государства вопроса о внесении соответствующих изменений в состав государственных заказчиков.
6.7. В случае утраты актуальности или неэффективности решения проблемы посредством реализации действующей программы, по решению Совета Министров Союзного государства программа может быть досрочно прекращена.
Инициировать представление о досрочном прекращении реализации программы вправе: государственный заказчик-координатор, государственные заказчики, экономические министерства государств-участников, Постоянный Комитет Союзного государства.
Инициатор досрочного прекращения реализации программы подготавливает заключение-обоснование о нецелесообразности продолжения работ по программе, согласовывает с заинтересованными республиканскими органами государственного управления и федеральными органами исполнительной власти, включая экономические и финансовые министерства, и вносит в установленном порядке в Совет Министров Союзного государства представление о досрочном прекращении реализации программы с приложением к нему необходимых заключений, включая предложения касательно прав владения, пользования и распоряжения объектами собственности (включая интеллектуальную), созданными и (или) приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства в ходе реализации программы, а также предложения о коммерциализации результатов, полученных в ходе реализации программы.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящий Порядок применяется к отношениям, возникшим с момента его вступления в силу.
7.2. В отношении прав и обязанностей, которые возникли до вступления в силу настоящего Порядка, но продолжают свое действие после его вступления в силу, положения настоящего Порядка применяются только в части реализации указанных прав и обязанностей после его вступления в силу.
7.3. Настоящий Порядок вступает в силу с даты его утверждения.
Приложение 1
к Порядку разработки и реализации
программ Союзного государства
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Наименование программы __________________________________________________
Дата принятия решения о разработке программы
(дата, номер и наименование нормативного правового акта)
_________________________________________________________________________
Государственный заказчик-координатор ____________________________________
Государственные заказчики _______________________________________________
Цели и задачи ___________________________________________________________
Целевые индикаторы и показатели _________________________________________
Срок реализации _________________________________________________________
Объемы бюджетного финансирования ________________________________________
Объемы внебюджетного финансирования _____________________________________
Ожидаемые конечные результаты реализации программы ______________________
Приложение 2
к Порядку разработки и реализации
программ Союзного государства
Основные требования к содержанию разделов программы
К содержанию разделов программы предъявляются следующие требования:
1. Первый раздел "Содержание проблемы, обоснование ее актуальности и целесообразности разработки и реализации программы для решения проблемы" должен содержать:
развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения и обоснование ее связи с приоритетами социально-экономического развития Союзного государства, государств-участников, целесообразности решения проблемы на союзном уровне посредством разработки программы;
обоснование выбранного варианта решения поставленной проблемы.
2. Второй раздел "Цели и задачи, срок реализации, показатели оценки достижения целей программы" должен содержать:
описание целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей;
срок реализации программы в целом, сроки достижения целей, сроки решения задач;
этапы реализации программы, если предусматривается ее поэтапная реализация, и планируемые к достижению на каждом этапе цели, задачи и сроки каждого этапа.
Цели программы должны:
соответствовать компетенции государственного заказчика-координатора и государственных заказчиков программы;
быть достижимыми в течение срока реализации программы;
обеспечивать возможность контроля их достижения.
Задачи программы должны обеспечивать:
достижение целей программы;
возможность количественного и (или) качественного измерения (оценки) намеченных к достижению результатов.
3. Третий раздел "Система мероприятий программы" должен содержать перечень мероприятий, включая наименование намечаемых мероприятий по решению задач и достижению целей программы (далее по тексту приложения 2 - мероприятия) с разбивкой на основные работы, сроки их реализации, ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты реализации с соответствующими индикаторами и показателями.
Перечень мероприятий должен включать в себя мероприятия по:
решению задач и достижению целей программы;
внедрению полученных результатов, включая коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, если цели и (или) задачи программы это предусматривают.
Все мероприятия должны быть взаимно увязаны по срокам, ожидаемым результатам, а также увязаны с ресурсным обеспечением программы в целом, направлениями расходования финансовых средств, источниками финансирования и задачами программы.
Раздел должен содержать информацию о финансовых ресурсах, необходимых для реализации каждого мероприятия программы (с указанием планируемых на выполнение мероприятия затрат в ценах соответствующих лет в тысячах российских рублей с точностью до одного знака после запятой за счет всех источников ресурсного обеспечения, объемов долевого участия в финансовом обеспечении реализации мероприятия государств-участников, направлений расходования средств с разбивкой по годам и источникам финансирования).
4. Четвертый раздел "Финансовое обеспечение программы" должен содержать обоснование объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы (в ценах соответствующих лет в тысячах российских рублей с точностью до одного знака после запятой), с распределением их по:
источникам финансирования (за счет средств бюджета Союзного государства и внебюджетных средств);
участию в финансовом обеспечении реализации программы государств-участников за счет их долевых отчислений в бюджет Союзного государства;
годам реализации программы;
направлениям расходования средств (капитальные вложения, НИОКР и прочие расходы);
государственным заказчикам.
Распределение финансовых ресурсов представляется по программе и по каждому мероприятию как в целом, так и в привязке к территориям государств-участников с указанием источников финансирования и объемов участия в финансовом обеспечении реализации мероприятий каждого государства-участника.
Раздел также должен содержать описание возможности привлечения внебюджетных средств для реализации мероприятий программы и механизмов привлечения этих средств в полном объеме (с представлением документов, подтверждающих намерение предполагаемых исполнителей - участников программы осуществить финансирование мероприятий за счет внебюджетных средств).
По всем видам ресурсов сроки их привлечения должны быть увязаны со сроками реализации мероприятий программы.
Не допускается финансирование из средств бюджета Союзного государства, выделяемых на реализацию программы, мероприятий программы или отдельных работ по реализации мероприятий программы, если их финансирование предусматривается из национальных бюджетов государств-участников.
5. Пятый раздел "Организация управления программой и контроля за ходом ее реализации" должен содержать:
выбранный вариант текущего управления программой - непосредственно государственным заказчиком-координатором совместно с государственными заказчиками;
описание механизма управления программой в соответствии с выбранным вариантом текущего управления, включая:
наименование государственного заказчика-координатора и государственных заказчиков;
распределение основных функций по управлению программой между государственным заказчиком-координатором и государственными заказчиками и порядок их взаимодействия;
описание процедуры отбора исполнителей;
описание механизма контроля, осуществляемого государственным заказчиком-координатором, государственными заказчиками и органами Союзного государства за ходом реализации программы (в том числе финансового), включая специально создаваемые государственным заказчиком-координатором совместно с государственными заказчиками для целей контроля структуры: наблюдательный совет, научно-технический совет, координационное совещание и иные;
порядок приемки результатов выполнения мероприятий программы и программы в целом, причины и условия ее досрочного прекращения.
Реализация выбранного государственным заказчиком-координатором и государственными заказчиками механизма контроля за ходом реализации программы, включая специально создаваемые структуры (наблюдательный совет, научно-технический совет, координационное совещание и иные), за счет средств бюджета Союзного государства и средств исполнителей программных мероприятий не допускается.
6. Шестой раздел "Ожидаемые результаты реализации программы" должен содержать:
основные ожидаемые результаты реализации программы;
значения целевых индикаторов и других показателей, позволяющих оценить достижение целей программы и получаемые в ходе ее реализации результаты;
основные направления практического использования (внедрения) результатов реализации программы.
7. Седьмой раздел "Вопросы собственности" должен содержать:
описание применимых по действующему праву к соответствующим результатам реализации программы порядка и процедуры учета, оценки, правовой охраны и распределения прав на созданные и (или) приобретенные в ходе и в результате реализации программы объекты собственности (включая интеллектуальную);
распределение функций между государственными заказчиками и исполнителями программы по оценке, учету и правовой охране прав на созданные и (или) приобретенные в ходе реализации программы объекты собственности (включая интеллектуальную);
распределение прав владения, пользования и распоряжения объектами собственности (созданными и (или) приобретенными в ходе реализации программы) между правообладателями.
Порядок оценки, учета и постановки на баланс объектов собственности, созданных в результате реализации программы и (или) приобретенных в ходе ее реализации, устанавливается нормативными правовыми актами Союзного государства, а до их принятия и вступления в силу - законодательством государств-участников, применительно к месту возникновения прав собственности на соответствующий объект.
8. Восьмой раздел "Оценка ожидаемой социально-экономической и экологической эффективности программы" должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые прогнозируются в процессе и в итоге реализации программы, общую оценку вклада программы в экономическое развитие государств-участников и Союзного государства в целом, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств.
Оценка эффективности программы осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации программы и по итогам ее реализации, а ее результаты отражаются в аналитических и итоговом отчетах. Методика оценки эффективности реализации программы разрабатывается совместно государственным заказчиком-координатором и государственными заказчиками, утверждается государственным заказчиком-координатором и прилагается к программе.
9. Девятый раздел "Анализ и оценка потребности в конечном продукте, созданном в результате реализации программы для его практического применения (внедрения)" должен содержать анализ и описание потребности в конечном продукте, созданном в результате реализации программы для его практического применения (внедрения) в государствах-участниках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Постановление Совета Министров Союзного государства от 13 июня 2018 г. N 12 "О внесении изменений и дополнений в Порядок разработки и реализации программ Союзного государства"
Текст постановления официально опубликован не был