Social services of the population. Types of social service establishments and social services to persons without the certain plase of residence and employment
ОКС 03.080
Т50
Дата введения - 1 января 2018 г.
Взамен ГОСТ Р 53064-2008
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники" Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ФГБУ "ВНИИИМТ" Росздравнадзора)
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 октября 2017 г. N 1336-ст
4 Взамен ГОСТ Р 53064-2008
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые лицам без определенного места жительства и занятий (далее - бездомные граждане) государственными и иных форм собственности поставщиками социальных услуг (далее - учреждения).
Настоящий стандарт устанавливает типы учреждений социального обслуживания бездомных граждан (получателей социальных услуг), состав, объемы и формы предоставляемых им социальных услуг.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52143 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52498 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 социальное обслуживание граждан (социальное обслуживание): Деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
3.2 социальная услуга: Действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
3.3 получатель социальных услуг: Гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.
3.4 поставщик социальных услуг: Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющий социальное обслуживание.
3.5 стандарт социальной услуги: Основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг.
3.6 профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании: Система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
4 Типы учреждений социального обслуживания бездомных граждан
4.1 Общие положения
4.1.1 Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями [1]-[3] и ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52498.
4.1.2 Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление бездомного гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
4.1.3 Деятельность учреждений социального обслуживания всех типов имеет своей целью:
- оказание неотложной социальной помощи и поддержки бездомных граждан;
- проведение социальной адаптации и реабилитации бездомных граждан;
- возвращение бездомных граждан к нормальной жизни в обществе.
4.1.4 Основными задачами деятельности учреждений социального обслуживания бездомных граждан являются:
- обеспечение временного размещения;
- оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации;
- осуществление мероприятий по профилактике бездомности.
4.1.5 Деятельность учреждений социального обслуживания всех типов, установленных в стандарте, характеризуют следующие общие нормы и правила.
4.1.5.1 Социальные услуги предоставляют при условии добровольного обращения бездомных граждан, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.1.5.2 Бездомные граждане имеют право:
- на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждения;
- получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для бездомного гражданина, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также об учреждениях социального обслуживания;
- выбор учреждения социального обслуживания в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами;
- отказ от предоставления социальных услуг;
- защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- участие в составлении индивидуальных программ;
- обеспечение условий пребывания в учреждениях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
- свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
- социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 [3].
4.1.5.3 Бездомные граждане обязаны:
- предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
- своевременно информировать учреждения об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;
- соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с учреждением, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.
4.1.5.4 Конфиденциальность информации о бездомном гражданине.
1) Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации о бездомных гражданах лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о бездомных гражданах влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2) С согласия бездомного гражданина или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о бездомном гражданине другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах бездомного гражданина или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3) Предоставление информации о бездомном гражданине без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:
- по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
- по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
- при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
- в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.
4.1.5.5 Учреждения при оказании социальных услуг вправе:
- запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;
- отказывать в предоставлении социальной услуги бездомному гражданину в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с бездомным гражданином или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 18 [3].
4.1.5.6 Учреждения вправе предоставлять бездомным гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.
4.1.5.7 Учреждения обязаны:
- осуществлять свою деятельность в соответствии с положениями [3], другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
- предоставлять социальные услуги бездомным гражданам в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с бездомными гражданами или их законными представителями, на основании требований [3];
- предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 [3];
- предоставлять бесплатно в доступной форме бездомным гражданам или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
- использовать информацию о бездомных гражданах в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
- предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
- осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 [3];
- обеспечивать бездомным гражданам содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
- предоставлять бездомным гражданам возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети Интернет, и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
- обеспечивать бездомным гражданам возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
- обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей бездомных граждан;
- исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав бездомных граждан на социальное обслуживание.
4.1.5.8 Учреждения при оказании социальных услуг не вправе:
- ограничивать права, свободы и законные интересы бездомных граждан, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
- применять физическое или психологическое насилие в отношении бездомных граждан, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними.
4.1.5.9 При предоставлении социальных услуг должна быть обеспечена безопасность для жизни и здоровья бездомных граждан - получателей социальных услуг учреждений, соблюдены все установленные нормы и правила санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, приняты все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.
4.1.5.10 Бездомным гражданам, помещенным в учреждения, должны предоставлять социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности и срочные социальные услуги в объемах и формах, соответствующих типу учреждения, из числа установленных разделом 5.
4.1.5.11 Прием в учреждение проводят в соответствии с п. 4.1.2 на основании заявления по установленной форме, в котором (в заявлении) указывают паспортные данные (при наличии паспорта), адрес последнего постоянного места жительства (адрес последней регистрации по месту жительства), причины утраты жилья (в случае его утраты), причину невозможности проживания по адресу регистрации по месту жительства (в случае наличия жилья).
4.1.5.12 Учреждения круглосуточно принимают для временного пребывания граждан старше 18 лет, в первую очередь бездомных инвалидов и граждан пожилого возраста, в том числе не имеющих документов, удостоверяющих личность, по разным причинам утративших свою жилую площадь, оказавшихся в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью, и нуждающихся в оказании им социально-медицинской помощи.
4.2 Характеристика типов учреждений
4.2.1 В настоящем стандарте установлены следующие типы учреждений:
- центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;
- социальная гостиница для лиц без определенного места жительства и занятий;
- социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий;
- дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий.
4.2.2 Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий (далее - центр) - государственное учреждение социального обслуживания населения, предназначенное для временного размещения бездомных граждан и осуществления комплекса мероприятий, способствующих реализации государственной социальной политики в вопросах профилактики бездомности и ресоциализации бездомных граждан*.
------------------------------
* Ресоциализация бездомных граждан - система мер, направленных на ликвидацию бездомности как социальной проблемы, обеспечение бездомных жилыми помещениями, создание надлежащих условий для реализации бездомными общепризнанных прав и свобод человека и гражданина и возвращения бездомных к нормальной жизни в обществе.
4.2.2.1 Свои функции центр осуществляет путем предоставления бездомным гражданам социальных услуг в соответствии с Положением о центре из числа указанных в разделе 5, которые могут быть расширены в соответствии с его назначением.
4.2.2.2 В состав центра решением его руководства по согласованию с органом социальной защиты населения, которому центр подчинен, могут быть включены различные структурные подразделения, в том числе такие, как:
- медико-социальное отделение (для приема и размещения инвалидов);
- отделение ночного пребывания (для первичного приема и размещения мужчин);
- женское отделение ночного пребывания (для первичного приема и размещения женщин);
- смешанное отделение (социальная гостиница);
- другие отделения.
4.2.3 Социальная гостиница для лиц без определенного места жительства и занятий (далее - гостиница) - это государственное учреждение социального обслуживания населения, предназначенное для предоставления временного места пребывания бездомным гражданам, в первую очередь - гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Максимальную продолжительность непрерывного пребывания бездомного гражданина в гостинице устанавливает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который составляет, как правило, один год и отражается в Положении об учреждении.
4.2.3.1 Свои функции гостиница осуществляет путем предоставления бездомным гражданам различных полагающихся им в соответствии с Положением о гостинице социальных услуг из числа указанных в разделе 5.
4.2.3.2 В составе гостиницы, при необходимости, решением ее руководства по согласованию с органом социальной защиты населения, которому подчинена гостиница, могут быть созданы различные структурные подразделения.
4.2.3.3 Социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий (далее - гостиница) - это государственное учреждение социального обслуживания населения, предназначенное для предоставления временного места пребывания бездомным гражданам, в первую очередь - гражданам пожилого возраста и инвалидам.
4.2.4 Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий (далее - ночлежка) - это государственное учреждение социального обслуживания населения, предназначенное для предоставления ночлега бездомным гражданам.
Максимальное время непрерывного пребывания (в часах) в течение суток, дней подряд и суммарное количество дней пребывания в году устанавливает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которое составляет, как правило, соответственно 12 ч, 10 и 30 дней и отражается в Положении об учреждении.
Свои функции дом ночного пребывания осуществляет путем предоставления бездомным гражданам различных полагающихся им в соответствии с Положением о доме ночного пребывания социальных услуг из числа указанных в разделе 5.
5 Состав, объемы и формы социальных услуг
5.1 Социально-бытовые услуги
5.1.1 Социально-бытовые услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах.
5.1.1.1 Прием и временное размещение бездомных граждан с учетом пола, возраста и состояния здоровья, физической и психологической совместимости.
5.1.1.2 Материально-бытовое обеспечение (предоставление койко-места, мебели, инвентаря, постельных принадлежностей и предметов личной гигиены согласно утвержденным нормам).
5.1.1.3 Предоставление бесплатного горячего питания в период пребывания в учреждении в соответствии с утвержденным руководителем учреждения Положением о порядке предоставления бесплатного питания (талонов) в учреждении.
5.1.1.4 Проведение опроса и первичной социальной диагностики граждан для оценки их реального положения с составлением (при необходимости) Анкеты первичного приема лиц без определенного места жительства и занятий (приложение А).
5.1.1.5 Уход и наблюдение за бездомными гражданами, в первую очередь гражданами пожилого возраста и инвалидами.
5.1.1.6 Предоставление услуг по стирке белья, чистке одежды, парикмахерских услуг.
5.1.1.7 Содействие в активизации собственных возможностей бездомных граждан по преодолению возникшей экстремальной ситуации.
5.1.1.8 Содействие в социальной адаптации к условиям жизни в обществе.
5.1.1.9 Предоставление помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка работы учреждения и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов.
5.1.1.10 Оформление документов для направления в учреждения стационарного социального обслуживания или иные учреждения социального обслуживания (по показаниям).
5.1.1.11 Содействие в отправке к прежнему либо избранному месту жительства путем приобретения проездных документов и обеспечения продуктами питания на время пути следования согласно установленным нормам трехразового питания в день.
5.1.1.12 Содействие в восстановлении способностей к бытовой, социальной и профессионально-трудовой деятельности.
5.1.1.13 Содействие в организации ритуальных услуг.
5.1.1.14 Профилактика бродяжничества и реабилитация, в первую очередь бывших воспитанников детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, при особом внимании в отношении которых:
- на создание условий для жизнедеятельности, позволяющих оптимально решать задачи реабилитации;
- содействие в преодолении возникших трудностей собственными силами;
- осуществление комплекса профориентационной работы на базе данных анализа профпригодности;
- содействие в решении вопросов жизнеустройства;
- предоставление временного проживания (на период реабилитации) до определения их дальнейшего жизнеустройства;
- содействие в формировании устойчивой жизненной позиции и модели поведения применительно к реальной жизни.
5.2 Социально-медицинские услуги
5.2.1 Социально-медицинские услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах.
5.2.1.1 Оказание доврачебной медицинской помощи, проведение санитарной обработки, дезинфекции белья, одежды и других вещей.
5.2.1.2 Содействие в госпитализации больных, нуждающихся в лечении, в стационарные учреждения здравоохранения.
5.2.1.3 Содействие в обеспечении нуждающихся протезно-ортопедическими изделиями, специальными средствами для самообслуживания и ухода, другими средствами реабилитации.
5.2.1.4 Оказание санитарно-гигиенической и противоэпидемической помощи.
5.2.1.5 Содействие в проведении медико-социальной экспертизы на предмет установления или изменения группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности.
5.2.1.6 Содействие в оказании бездомным гражданам медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.
5.2.1.7 Содействие в получении полиса обязательного медицинского страхования.
5.2.1.8 Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
5.2.1.9 Содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера, в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации.
5.3 Социально-психологические услуги
5.3.1 Социально-психологические услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах.
5.3.1.1 Предоставление срочной психологической помощи для поддержания жизнедеятельности бездомных граждан, включающей в себя психодиагностику и обследование личности, психологическое консультирование, психологическую коррекцию и т.д.
5.3.1.2 Оказание квалифицированной психологической помощи клиентам, злоупотребляющим алкоголем и употребляющим наркотические средства.
5.3.1.3 Оказание морально-психологической поддержки в период трудовой реабилитации, включающее в себя психологическое консультирование, беседы, стимулирование к активности.
5.4 Социально-педагогические услуги
5.4.1 Социально-педагогические услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах.
5.4.1.1 Содействие в обучении бездомных граждан, не имеющих профессиональных навыков.
5.4.1.2 Осуществление мероприятий по восстановлению профессиональных навыков, в том числе содействие в направлении на общественные работы.
5.4.1.3 Оказание помощи в приобретении (восстановлении) трудовых навыков бездомным, бывшим воспитанникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних.
5.4.1.4 Организация досуга, проведение культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных и других мероприятий.
5.4.1.5 Обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми и иным, необходимым для организации досуга.
5.4.1.6 Организация и привлечение к различным видам общественно полезного труда на добровольной основе.
5.5 Социально-трудовые услуги
5.5.1 Социально-трудовые услуги бездомным гражданам предоставляют в виде содействия трудоустройству граждан (через службы занятости), предполагающее целенаправленную деятельность по подбору им рабочих мест, на которых обеспечивается соответствие выполняемого труда их профессиональной подготовке:
- поиск необходимых организаций и предприятий, заключение с ними договоров по трудоустройству бездомных граждан, оказание им помощи в трудоустройстве путем переговоров с работодателями и ходатайств перед ними;
- содействие в трудоустройстве на рабочие места в самом учреждении или создаваемых при нем подразделениях;
- учет занятости трудоспособных бездомных граждан для решения вопросов их трудовой адаптации.
Процесс содействия трудоустройству включает в себя следующие социальные услуги:
- консультирование и информирование бездомных граждан по вопросам трудоустройства;
- содействие в поиске подходящей работы;
- трудоустройство на открытом рынке труда;
- трудоустройство на специализированном предприятии, применяющем труд инвалидов (цехе, участке, рабочем месте).
5.5.1.1 Консультирование бездомных граждан по вопросам трудоустройства включает в себя:
- прогнозирование различных вариантов трудовой деятельности;
- составление плана трудоустройства, включая необходимую психологическую поддержку;
- социальную адаптацию на рынке труда;
- помощь в разрешении проблем бездомным гражданам, испытывающим трудности в поиске подходящей работы.
5.5.1.2 Консультирование и информирование бездомных граждан по вопросам трудоустройства предполагает сообщение им информации о состоянии рынка труда, наличии вакантных рабочих мест, спектре профессий (для инвалидов - соответствующих рекомендациям медико-социальной экспертизы), требованиях доступных человеку профессий, условиях и характере труда, различных вариантах занятости (общественные работы, постоянное или временное трудоустройство, предпринимательская деятельность и т.п.), о правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.
5.5.1.3 Содействие бездомным гражданам в трудоустройстве предполагает помощь им в получении подходящей работы в соответствии с их интересами, способностями, возможностями (для инвалидов и с учетом имеющихся у них нарушений функций и ограничений способности к трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы) и с потребностями рынка труда. Подбор варианта подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, транспортной доступности рабочего места, пожеланий бездомного гражданина к искомой работе (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия/специальность), а также требований работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника.
5.5.1.4 Трудоустройство бездомного гражданина на открытом рынке труда - целенаправленная деятельность, позволяющая подобрать подходящую работу и обеспечить рациональное трудоустройство в соответствии с его трудовыми возможностями.
5.5.1.5 Трудоустройство на специализированном предприятии (цехе, участке), применяющем труд инвалидов, - целенаправленная деятельность, позволяющая подобрать подходящую работу и обеспечить рациональное трудоустройство инвалидов в соответствии с их трудовыми возможностями, рекомендациями медико-социальной экспертизы, используя особую форму организации специализированных предприятий.
5.5.1.6 Содействие в получении профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, а также в их трудоустройстве:
- содействие (при необходимости) гражданам в предоставлении социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
5.6 Социально-правовые услуги
5.6.1 Социально-правовые услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах.
5.6.1.1 Содействие в восстановлении документов, удостоверяющих личность, включая фотографирование на документы.
5.6.1.2 Содействие в оформлении регистрации по месту пребывания в паспортно-визовой службе органов внутренних дел.
5.6.1.3 Содействие в поиске родственников и в восстановлении утраченных связей с ними.
5.6.1.4 Содействие в вопросах восстановления утраченной жилой площади, работы:
- содействие в подготовке документов для постановки на учет нуждающихся в получении жилой площади (при наличии оснований);
- судебное сопровождение по вопросу восстановления прав на утраченное жилье (при наличии оснований);
- содействие в подготовке запросов, заявлений и т.п.
5.6.1.5 Содействие в решении вопросов пенсионного обеспечения.
5.6.1.6 Оказание помощи в подготовке документов, направляемых в различные инстанции по конкретным проблемам бездомных граждан.
5.6.1.7 Оказание правовой помощи в защите прав и интересов бездомных граждан перед работодателями.
5.6.1.8 Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство и др.), а также по вопросам, касающимся охраны прав, свободы и здоровья бездомных граждан.
5.7 Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности
Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала бездомных граждан предоставляют в виде оказания помощи в социальной интеграции бездомных граждан в общество (проведение активирующей терапии, проведение комплекса реабилитационных мероприятий по восстановлению личностного и социального статуса, обучение навыкам самообслуживания, поведение в быту и общественных местах, самоконтроль и другие формы общественной деятельности, обучение навыкам компьютерной грамотности и т.д.).
5.8 Срочные социальные услуги
Срочные социальные услуги включают в себя:
- обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
- содействие в получении временного жилого помещения;
- содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов бездомных граждан;
- содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
- иные срочные социальные услуги.
Библиография
[1] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1105 "О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий" |
[2] |
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" |
[3] |
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53064-2017 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 октября 2017 г. N 1336-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 января 2018 г.