Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 июня 2018 г. N 03-07-11/42827
Вопрос: Наше сельхозпредприятие получает субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и субсидии на повышение молочной продуктивности в молочном скотоводстве.
Перед нашим сельхозпредприятием встал вопрос, каким образом осуществляется налогообложение НДС при получении указанных выше субсидий. Бюджетное законодательство предусматривает две цели субсидий (пункт 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ):
- возмещение затрат;
- компенсация недополученных доходов.
Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость независимо от источника финансирования.
В соответствии с п. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ, налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Основные правила, которые действуют при определении налоговой базы по НДС при получении субсидий:
- если субсидии фактически являются платой за реализуемые товары (работы, услуги), подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость, то налог в отношении данных субсидий исчисляется в общеустановленном порядке;
- если субсидии были получены на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость, то такие суммы субсидий в налоговую базу не включаются, поскольку они не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг);
- если субсидиями были оплачены приобретенные товары (работы, услуги), то суммы налога на добавленную стоимость принимаются к вычету в общеустановленном порядке при исчислении общей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Однако суммы субсидий несвязанной поддержки растениеводства рассчитываются исходя из ставки на 1 га обрабатываемой пашни, при этом НДС в эту сумму не входит. Сумма субсидии на товарное молоко рассчитывается на 1 кг реализованного молока, НДС также в себя не включает. Восстановление НДС пропорционально полученным суммам субсидий на товарное молоко и несвязанной поддержки означало бы фактическое обложение субсидий налогом на добавленную стоимость, что противоречит налоговому законодательству. Поскольку указанные субсидии не должны включаться в налоговую базу для определения размера НДС. Если бюджет возмещает затраты без НДС, то предъявленный поставщиками налог восстанавливать не нужно. Такой порядок предусмотрен в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
Правильно ли мы понимаем, что не должны восстанавливать входной НДС при получении из бюджета как субсидий на товарное молоко, так и субсидий по несвязанной поддержке растениеводства.
Просим дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в отношении сумм налога на добавленную стоимость при получении налогоплательщиком субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о восстановлении налога на добавленную стоимость при получении сельскохозяйственными товаропроизводителями субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и сообщает.
С 1 июля 2017 года на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действовавшей до 1 января 2018 года, обязанность восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), принятые к вычету налогоплательщиком, распространена, в том числе на случаи получения из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая НДС), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате НДС по товарам, ввозимым в Российскую Федерацию.
С 1 января 2018 года согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в случае получения субсидий и (или) бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы НДС, принятые к вычету по этим товарам (работам, услугам, имущественным правам) в установленном порядке, подлежат восстановлению. При этом восстановление НДС производится независимо от факта включения суммы НДС в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.
Восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в случае частичного возмещении затрат восстановлению подлежит сумма НДС, принятая к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется, исходя из стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав) без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) без учета налога.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, если сельскохозяйственными товаропроизводителями субсидии, получаемые с 1 июля 2017 года из бюджета субъекта Российской Федерации в рамках региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, направляются на возмещение понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы НДС, принятые ими в установленном порядке к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), затраты на приобретение которых возмещаются за счет указанных субсидий, подлежат восстановлению на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.