Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 июня 2018 г. N 03-07-13/1/42861
Вопрос: Российская организация (правообладатель, исполнитель, владелец программного продукта) имеет намерение заключить с белорусской компанией (пользователь) Договор, предметом которого является оказание услуг путем предоставления доступа к программному продукту (электронному), принадлежащему российской компании и расположенному по адресу: https://___.ru/web/service_pp.htm
Перечень оказываемых услуг включает в себя:
- удаленный доступ Пользователя к Клиентской программе, включая обновления к ней и дополнительные функциональные возможности;
- оказание Пользователю через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием Клиентской программы, для установления контактов и совершения продаж розничными покупателями интернет-магазина Пользователя, размещенного на домене в зоне .by;
- обеспечение (предоставление права) размещения интернет-магазина, принадлежащего белорусской организации, на домене в зоне .by, титульным владельцем (управляющим) которого является российская компания.
Согласно ст. 7 Налогового кодекса РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, применяются правила и нормы международных договоров.
При осуществлении сделок, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) между странами - членами ЕАЭС, необходимо учитывать положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Согласно п. 2 указанного Протокола под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, а также передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных прав. В свою очередь, под работой понимается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей юридических и (или) физических лиц.
При оказании услуги (выполнении работ) в пределах ЕАЭС используется особый порядок налогообложения НДС.
В соответствии с п. 28 данного Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 Протокола).
Иными словами, порядок налогообложения при выполнении работ, оказании услуг регулируется национальным налоговым законодательством той страны, территория которой является местом реализации. От этого зависит регулирование налогообложения начиная с определения налоговой базы и ставок налога, заканчивая определением порядка его уплаты и установлением льгот.
Место реализации для целей исчисления НДС при работе с партнерами из Беларуси определяется согласно п. 29 разд. IV "Порядок взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Протокол).
В соответствии с пп. 5 п. 29 Протокола, если иное не предусмотрено подпунктами 1-4 настоящего пункта, местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена.
Услуги по предоставлению доступа к нашему программному продукту не поименованы в пп. 1-4 п. 29 Протокола.
Соответственно, место реализации этих услуг для целей исчисления НДС определяется на территории государства исполнителя услуг (пп. 5 п. 29 Протокола). Исполнитель - российская организация, а значит, место реализации услуги для целей исчисления НДС территория РФ. Российская организация, получающая вознаграждение как Исполнитель по договору, будет являться плательщиком НДС.
Правильно ли мы понимаем: что для описываемого вида услуг местом оказания будет являться территория РФ, и для российской компании это будет налогооблагаемая операция по НДС?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению доступа к программному продукту, оказываемых российской организацией белорусскому хозяйствующему субъекту, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Порядок применения налога на добавленную стоимость в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) определяется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
В соответствии с разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола место реализации услуг по предоставлению доступа к программным продуктам определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола.
В связи с этим в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации вышеуказанных услуг, оказываемых российской организацией белорусскому хозяйствующему субъекту, признается территория Российской Федерации, и такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставке в размере 18 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.