27.07.2017 при выполнении полета днем в районе населенного пункта Пицунда (Республика Абхазия) произошло авиационное происшествие (катастрофа) с единичным экземпляром воздушного судна (далее - ЕЭВС) самолетом ЧЕ-23м RA-2604G, принадлежащим частному лицу.
Авиационное происшествие произошло в результате выхода воздушного судна на режим сваливания.
09.04.2017 при выполнении полета днем в районе населенного пункта Нижневартовск (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) произошло авиационное происшествие без человеческих жертв (авария) с вертолетом R-44-II RA-05754, принадлежащим акционерному обществу "Система Лизинг 24".
Авиационное происшествие произошло в результате попадания вертолета в режим динамического вращения при выполнении вынужденной посадки.
Информация об обстоятельствах и причинах авиационных происшествий приведена в приложении к настоящему приказу.
В соответствии с пунктом 2.10.5 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609, и подпунктами 5.4.6 и 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:
1.1. довести требования настоящего приказа до сведения организаций гражданской авиации, эксплуатирующих легкие либо сверхлегкие воздушные суда, авиационных учебных центров, осуществляющих подготовку (переподготовку) на легкие и сверхлегкие вертолеты, эксплуатантов и владельцев воздушных судов (далее - ВС) авиации общего назначения (далее - АОН);
1.2. рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, эксплуатирующих легкие либо сверхлегкие ВС, авиационных учебных центров, осуществляющих подготовку (переподготовку) на легкие и сверхлегкие вертолеты, эксплуатантам и владельцам ВС АОН изучить с авиационным персоналом настоящий приказ и Окончательные отчеты по результатам расследования авиационных происшествий с ЕЭВС самолетом ЧЕ-23м RA-2604G и вертолетом R-44-II RA-05754, размещенные на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет;
1.3. рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, эксплуатирующих легкие либо сверхлегкие вертолеты, авиационных учебных центров, осуществляющих подготовку (переподготовку) на легкие и сверхлегкие вертолеты, эксплуатантам и владельцам легких и сверхлегких вертолетов;
1.3.1. внести дополнения в программы теоретической подготовки членов экипажей ВС вопросы условий возникновения и распознавания членами экипажа явления динамического вращения (опрокидывания) вертолета и порядок действий по его парированию (предотвращению);
1.3.2. провести занятия с авиационным персоналом по повторному изучению извещения по безопасности SN 9 Руководства по летной эксплуатации вертолета R-44, особенностям предоставления и расшифровки метеорологической информации типа SIGMENT и действиям экипажа при встрече в полете с условиями погоды ниже минимума и опасными метеорологическими явлениями;
1.4. при проведении очередной проверки соответствия эксплуатантов вертолетов R-44 требованиям Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 13.08.2015 N 246 (проверка базовых объектов), проверить программы подготовки пилотов на предмет рассмотрения вопросов, изложенных в подпункте 1.3.1 настоящего приказа.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Приложение
к приказу Росавиации
от 29.05.2018 N 447-П
Обстоятельства авиационных происшествий с единичным экземпляром воздушного судна самолетом ЧЕ-23м RA-2604G и вертолетом R-44-II RA-05754
27.07.2017 при выполнении полета днем в районе населенного пункта Пицунда (Республика Абхазия) произошло авиационное происшествие (катастрофа) с единичным экземпляром воздушного судна (далее - ЕЭВС) самолетом ЧЕ-23м RA-2604G, принадлежащим частному лицу.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию) было установлено, что владелец ЕЭВС самолета ЧЕ-23м RA-2604G получил приглашение на участие 27.07.2017 в показательных полетах самолетов авиации общего назначения на посадочной площадке "Пицунда". Пилотом и владельцем ЕЭВС была организована доставка воздушного судна (далее - ВС) в разобранном виде на площадку проведения мероприятия. После сборки и облета пилотом ЕЭВС самолета ЧЕ-23м RA-2604G техническими специалистами аэродрома "Сухум" был выполнен его осмотр и выдано заключение о возможной дальнейшей эксплуатации ВС, а авиационными властями Республики Абхазия после проверки и анализа предоставленной владельцем ВС документации принято решение о его допуске к выполнению полетов над своей территорией.
Первый полет ВС с пассажиром на борту в день проведения показательных мероприятий выполнен без замечаний. Со слов очевидцев, при выполнении второго полета с двумя пассажирами на борту ВС летело медленно и с перебоями в работе двигателя. С высоты около 10 м ВС перешло на пикирование, впоследствии, с тангажом около 80° и правым вращением, столкнулось с земной поверхностью. В результате авиационного происшествия ЕЭВС разрушено, находившиеся на боргу два пассажира и пилот погибли.
В ходе расследования авиационного происшествия было установлено, что после регистрации ВС в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации на борт ВС владельцем были нанесены государственные и опознавательные знаки с технической ошибкой (RA-2406G вместо RA-2604G). Владелец ВС обращение в Росавиацию для сертификации ЕЭВС не подавал, соответственно, эксплуатационная документация гидросамолета ЧЕ-23м RA-2604G не разрабатывалась. Выдачу сертификата летной годности от 26.06.2017 N 2082165207 ЕЭВС самолету ЧЕ-23м RA-2604G Центральное МТУ Росавиации не подтверждает. Свидетельство пилота гражданской авиации с соответствующими квалификационными отметками пилоту Росавиация не выдавала.
По заключению комиссии по расследованию авиационного происшествия:
"Наиболее вероятно, авиационное происшествие с ЕЭВС самолетом ЧЕ-23м RA-2604G произошло в результате выхода на закритические углы атаки и режим сваливания при выполнении вынужденной посадки на русло реки. Необходимость вынужденной посадки была обусловлена потерей мощности двигателя в полете.
Причина потери мощности двигателя однозначно не установлена. Возможной причиной потери мощности двигателя могло быть невключение или непреднамеренное выключение дополнительного электрического топливного насоса, или его отказ, что привело к кавитации топлива при выполнении полета в условиях, близких к предельно допустимым по температуре наружного воздуха для данного воздушного судна (+35°С).".
09.04.2017 при выполнении полета днем в районе населенного пункта Нижневартовск (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) произошло авиационное происшествие без человеческих жертв (авария) с вертолетом R-44-II RA-05754, принадлежащим акционерному обществу "Система Лизинг 24".
Комиссия по расследованию авиационного происшествия установила, что пилот вертолета после получения разрешения на использование воздушного пространства и метеорологической информации принял решение на выполнение полета по заявленному маршруту с пассажиром на борту. Имея информацию о ливневых осадках в виде снега и сильном обледенении (замерзающий дождь) в слое "земля - 3000 м", пилот, в нарушение требований части 2 "Ограничения" Руководства по летной эксплуатации вертолета R-44, принял необоснованное решение на выполнение полета. После выполнения взлета и через 1 час полета по заявленному маршруту вертолет попал в зону осадков (мелкий ливневой дождь), которые стали намерзать на остекление кабины. Пилот принял решение на выполнение вынужденной посадки на площадку, подобранную с воздуха, с докладом органу воздушного движения о наличии обледенения и своих дальнейших действиях. Выбрав и визуально осмотрев посадочную площадку, пилот приступил к выполнению посадки медленным опусканием ручки общего шага для утрамбовки снега. При посадке ВС произошло проваливание левого полоза в снег с образованием левого крена, для парирования которого пилот перевел ручку циклического шага вправо, а ручку общего шага вверх. В результате действий пилота началось развитие вращения ВС вокруг левого полоза с последующим отрывом вертолета от земной поверхности, задеванием лопастями несущего винта снега и падением его на левый борт в 22 м севернее места посадки. Пилот вертолета и пассажир не пострадали.
В ходе расследования комиссией по расследованию было установлено, что в программе подготовки пилотов на вертолет R-44 авиационного учебного центра закрытого акционерного общества "Русские Вертолетные Системы" при изучении дисциплины "Практическая аэродинамика" вопросы возникновения и парирования режима динамического вращения (опрокидывание) не рассматриваются.
По заключению комиссии по расследованию авиационного происшествия:
"Авария вертолета R-44-II RA-05754 произошла из-за попадания вертолета в режим динамического вращения после проваливания левой лыжи в глубокий снег при выполнении вынужденной посадки на площадку, подобранную с воздуха. Необходимость выполнения вынужденной посадки была обусловлена попаданием воздушного судна в условия обледенения.
Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
- необоснованное принятие КВС решения на вылет при наличии у него информации SIGMENT о фактических условиях обледенения по маршруту полета;
- отсутствие в программе переучивания на вертолет R-44, которую проходил КВС, положений по особенностям возникновения и парирования режима динамического вращения (опрокидывания);
- неправильные действия КВС при попадании в режим динамического вращения, выразившиеся в увеличении общего шага несущего винта вместо его уменьшения.
Наличие на шасси лыжного типа опорных устройств типа "Bearpaws" могло предотвратить аварию вертолета.".
Подробная информация о результатах расследования авиационных происшествий с ЕЭВС самолетом ЧЕ-23м RA-2604G и вертолетом R-44-II RA-05754 приведена в Окончательных отчетах на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 29 мая 2018 г. N 447-П "О реализации мероприятий по результатам расследований авиационных происшествий с единичным экземпляром воздушного судна самолетом ЧЕ-23м RA-2604G и вертолетом R-44-II RA-05754"
Текст приказа официально опубликован не был