Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2018 г. N 87-АПГ18-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Костромской" о признании недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 22 февраля 2017 г. N 17/18 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Санаторий Костромской" потребителям городского округа город Кострома на 2017 год" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Костромской" на решение Костромского областного суда от 27 ноября 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью Быковой Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области по доверенности Маракулиной И.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Санаторий Костромской" (далее также - общество, ООО "Санаторий Костромской") обратилось в Костромской областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее также - Департамент, тарифный орган) от 22 февраля 2017 г. N 17/18 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Санаторий Костромской" потребителям городского округа город Кострома на 2017 г." (далее также - постановление N 17/18) и возложении обязанности на тарифный орган принять новый нормативно-правовой акт.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие оспариваемого постановления N 17/18 пунктам 7, 32, 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, а также пунктам 2 и 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Полагает, что, поскольку общество ранее не осуществляло регулируемые виды деятельности, положения пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, о предельных уровнях тарифов на общество не распространяются. Также считает, что объем производства тепловой энергии в размере 7166,24 Г/кал, установленный тарифным органом, является завышенным, соответственно, завышены показатели баланса тепловой энергии по объемам тепловых потерь и полезного отпуска, а норматив удельного расхода топлива на выработку 1 Гкал тепловой энергии, учтенный в размере 172,84 кг.у.т./Гкал занижен. Кроме того, Департаментом необоснованно уменьшены расходы по статьям затрат "ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом", "оплата труда".
Решением Костромского областного суда от 27 ноября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления ООО "Санаторий Костромской" отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на нарушения судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно апелляционной жалобы прокурором Костромской области, а также Департаментом представлены возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Регулирование отношений в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Согласно подпункту "а" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением предусмотренных названным федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения производятся по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным федеральным законом государственному регулированию. Полномочия устанавливать тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 22 февраля 2017 г. N 17/18 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Санаторий Костромской" потребителям городского округа город Кострома на 2017 г. с 1 марта 2017 г. по 30 июня 2017 г. в размере 1559,00 руб./Гкал; с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. в размере 1620,41 руб. /Гкал.
Тариф установлен по заявлению общества от 23 января 2017 г. методом экономически обоснованных расходов (затрат) как организации, ранее не осуществлявшей регулируемые виды деятельности (подпункт "а" пункта 17 Основ ценообразования).
В силу пункта 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями, с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние три года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
Общество владеет объектами теплоснабжения на праве собственности. Отпуск тепловой энергии осуществляется на собственные нужды, населению, организациям, финансируемым из бюджета, прочим потребителям. Ранее услуги теплоснабжения данным потребителям оказывало ЛПУ "Санаторий для лечения родителей с детьми "Костромской".
Согласно части 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Согласно пункту 21 Методических указаний объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения (за исключением объема тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за три предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.
Фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг (пункт 22 Методических указаний).
Согласно пунктам 2 и 3 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 г. N 323, нормативы удельных расходов топлива определяются для каждой тепловой электростанции (далее - ТЭС) и котельной (за исключением отопительных и производственно-отопительных котельных жилищно-коммунальной сферы). Норматив удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию отопительными и производственно-отопительными котельными жилищно-коммунальной сферы определяется в целом по организации.
Под нормативом удельных расходов топлива понимается максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу электрической энергии, отпускаемой с шин, на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть. Нормативы определяются в граммах условного топлива на 1 киловатт-час (кг.у.т./кВт ч), килограммах условного топлива на одну гигакалорию (кг у.т./Гкал) с дифференциацией по месяцам.
С учетом приведенных норм федерального законодательства применение нормативов, установленных для другого лица, возможно, если к регулируемой организации в рассматриваемый период перешли те элементы системы коммунальной инфраструктуры, финансовые потребности по содержанию и обеспечению деятельности которых были учтены при утверждении ранее действовавшего тарифа, и при этом отсутствует ежегодная актуализация данных об объемах полезного отпуска тепловой энергии.
Постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 13 мая 2016 г. N 11 для котельной ЛПУ "Санаторий для лечения родителей с детьми "Костромской" на 2017 г. норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям от котельной утвержден в размере 710,62 Гкал, норматив удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии - в размере 172,84 кг.у.т./Гкал.
С учетом того, что право собственности на указанный объект перешло к обществу в середине регулируемого периода, и данные, имеющиеся в схеме теплоснабжения и в программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования об объемах полезного отпуска тепловой энергии на 2017 г. не актуализированы, вопреки доводам апелляционной жалобы, использование тарифным органом при установлении оспариваемого тарифа данных об объеме полезного отпуска тепловой энергии и нормативе удельных расходов топлива, утвержденных для ЛПУ "Санаторий для лечения родителей с детьми "Костромской", ранее осуществлявшим регулируемую деятельность в той же системе теплоснабжения, не противоречит требованиям тарифного законодательства в сфере теплоснабжения.
Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы на необоснованное уменьшение необходимой валовой выручки в части расходов на ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом.
Согласно пунктам 33 и 41 Основ ценообразования расходы на ремонт основных средств относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, при определении стоимости которых используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с Методическими указаниями.
Тарифный орган уменьшил заявленный размер расходов по данной статье затрат на стоимость монтажных работ прибора учета тепловой энергии и установки для умягчения воды исходя из положений бухгалтерского учета.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, согласно пункту 12 которого в первоначальную стоимость основных средств включаются затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования. Таким образом, затраты на монтаж оборудования включаются в его первоначальную стоимость. Стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации (статья 256 Налогового кодекса Российской Федерации). В свою очередь в необходимой валовой выручке учитывается амортизация основных средств и нематериальных активов (подпункт 7 пункта 33 Основ ценообразования).
В связи с этим Судебная коллегия соглашается с суждением суда, что в данном случае в состав расходов подлежит включению сумма амортизации, начисленная в отношении основных средств.
Согласно пунктам 48 и 49 Основ ценообразования расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации. Копия указанной программы прилагается регулируемой организацией к заявлению об установлении тарифов (подпункт "ж" пункта 16 Правил регулирования цен).
Как следует из материалов дела, инвестиционная программа не была утверждена.
Не могли быть учтены названные расходы и в силу пункта 13 Основ ценообразования, который предусматривает возможность включения в необходимую валовую выручку экономически обоснованных расходов, понесенных регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования и не учтенных органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме, поскольку общество фактически не понесло затрат на капитальный ремонт.
Также суд первой инстанции правомерно согласился с уменьшением тарифным органом размера необходимой валовой выручки, заявленной обществом, по статье расходов на оплату работы цехового персонала.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Судом установлено, что при утверждении расчетов тарифный орган провел экспертную оценку, учел штатную численность персонала общества и данные, имеющиеся в распоряжении органа регулирования, что согласуется с положениями пункта 31 Основ ценообразования. Также тарифный орган установил, что заявленные по названному основанию расходы относятся к должностям административно-управленческого персонала, которые отсутствуют в штатном расписании.
При этом утверждение тарифным органом плановых расходов на оплату труда обеспечило возможность регулируемой организации осуществлять выплату заработной платы в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Не нашел подтверждения довод апелляционной жалобы о неправомерном уменьшении размера необходимой валовой выручки в целях не превышения предельных уровней тарифов, устанавливаемых на финансовый год (пункт 7 Правил регулирования цен), поскольку уменьшение заявленных обществом расходов осуществлено тарифным органом в связи с их экономической необоснованностью в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец в период осуществления регулируемой деятельности в соответствии с утвержденными тарифами несет убытки, не влияют на правильность выводов суда.
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на третий расчетный период регулирования, в полном объеме.
На основании изложенного обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Костромского областного суда от 27 ноября 2017 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Костромской" без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2018 г. N 87-АПГ18-2
Текст определения официально опубликован не был