Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 апреля 2018 г. N 50-АПГ18-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А. О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мкртумяна П.М. о признании недействующим в части Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N 43 по апелляционной жалобе Мкртумяна П.М. на решение Омского областного суда от 23 января 2018 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя Омского городского Совета Голушкова Д.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Мкртумян П.М. обратился в Омский областной суд с административным иском о признании Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N 43 и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201 недействующими, с момента вступления решения суда в законную силу, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером ... зоны магистрали районного значения и двух территориальных зон: зоны городского наземного транспорта (ИТ-2) и зоны жилой малоэтажной застройки (Ж2-511).
Определением Омского областного суда от 14 декабря 2017 г. производство по делу в части признания недействующим отдельных положений Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201 прекращено в связи с отказом административного истца в указанной части от заявленных требований.
Решением Омского областного суда от 23 января 2018 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Омской области и Омским городским Советом представлены возражения.
В судебное заседание представители административного истца, прокуратуры Омской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного ответчика и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа относится к вопросам местного значения.
В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), генеральный план городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с Уставом города Омск постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления является Омский городской Совет.
Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утвержден Генеральный план города Омска.
На основании договора купли-продажи от 05 июля 2017 г. Мкртумян П.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 420 кв.м, из категории земель: земли населенных пунктов, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, местоположение которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: ..., и расположенного на нем нового трехэтажного жилого дома с кадастровым номером ..., общей площадью 577, 2 кв.м.
Согласно карте функциональных зон и схеме развития объектов транспортной инфраструктуры города Омска, входящих в состав Генерального плана, земельный участок с кадастровым номером ... расположен в зоне магистрали районного значения улицы Куйбышева (категория дороги определена согласно Схеме 11.2 размещения объектов транспорта местного значения).
В соответствии с Картой градостроительного зонирования территорий г. Омска, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201, земельный участок относится к территориальной зоне жилой малоэтажной застройки (Ж2-512), которая включает в себя участки территории г. Омска, предназначенные для размещения индивидуальных, блокированных и многоквартирных домов малой этажности.
Вступившим в законную силу решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 8 сентября 2017 г., объект капитального строительства - новый жилой дом по указанному адресу признан самовольной постройкой, на Мкртумяна П.М. возложена обязанность осуществить его снос.
Сведения о земельном участке с декларированной площадью вынесены в EFPH 17 ноября 2005 г. без установления границ в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о местоположении границ земельного участка внесены в ЕГРН 26 сентября 2008 г. в порядке осуществления кадастрового учета изменений.
Оспаривая генеральный план, административный истец полагает, что нахождение земельного участка в двух функциональных зонах, а также его частичное расположение в зоне магистрального значения, нарушает требования земельного и градостроительного законодательства.
Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что отнесение земельного участка к функциональной зоне - зоне магистрали районного значения улицы Куйбышева, не противоречит градостроительному законодательству.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии с частью 5 и 6 статьи 23 Градостроительного кодекса на картах генерального плана отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения, и к нему прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
Генеральный план городских и сельских поселений, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского поселения в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы муниципальных образований определяют стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности, в соответствии с Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150 (далее - Инструкция N 150).
В соответствии с пунктами 10.1 и 11 статьи 1 Градостроительного кодекса автомобильные дороги являются линейными объектами, границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов обозначаются красными линиями.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункта 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса красные линии отображаются на чертежах основной части проекта планировки территорий и на чертежах проекта межевания территорий, относящихся к документации по планировке территорий.
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждение регламентировано Инструкцией N 150 и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 06 апреля 1998г. N 18-30 "РДС 30-20198" (далее - Инструкция РДС 30-201-98).
Действующие красные линии должны быть обозначены на указанном чертеже красным цветом, а планируемые - черным с указанием сопровождающих надписей, размеров и использованием условных картографических знаков. Действующие красные линии, подлежащие отмене, - зачеркиваются (пункты 5.3.3, 5.3.4, 5.4, 5.6 Инструкции РДС 30201-98).
На схеме развития объектов транспортной инфраструктуры г. Омска, установлены красные линии - дороги федерального значения, магистрали общегородского значения, а также магистрали районного значения, изображенные темным цветом.
Вместе с тем статьей 23 Градостроительного кодекса не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа. Проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, которые могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Так согласно представленному фрагменту чертежа планировки территории участок административного истца расположен в границах красных линий магистральной улицы районного значения регулируемого движения улицы Куйбышева.
Поскольку генеральный план городского округа определяет назначение территорий в целом, то ориентировочное изображение на нем автомагистрали не может нарушать прав и интересов административного истца.
Доводы административного истца об установлении при утверждении Генерального плана нескольких функциональных зон в границах земельного участка, не нашли своего подтверждения. По информации Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска земельный участок истца находится в одной зоне магистрали районного значения, что подтверждается материалами дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о необходимости истребования сведений о каталоге координат характерных точек функциональных зон, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в целях определения местоположения земельного участка относительно функциональных зон, подлежат отклонению, поскольку согласно информации департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ведение каталога законодательством не предусмотрено.
Кроме того, отнесение земельного участка к магистрали районного значения улицы Куйбышева имело место до приобретения участка административным истцом 5 июля 2017 г.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 23 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мкртумяна П.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 апреля 2018 г. N 50-АПГ18-5
Текст определения официально опубликован не был