Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2018 г. N 48-АПГ18-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению гаражно-строительного кооператива "Первоозерный" о признании не действующими Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденных решением Челябинской городской думы от 09 октября 2012 г. N 37/13 в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0210001:583, по апелляционной жалобе Челябинской городской Думы на решение Челябинского областного суда от 18 января 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
гаражно-строительный кооператив "Первоозерный" обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденных решением Челябинской городской думы от 09 октября 2012 г. N 37/13, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 74:36:0210001:583 к нескольким территориальным зонам.
Решением Челябинского областного суда от 18 января 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Челябинская городская Дума обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное толкование норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Челябинской области представлены возражения.
В судебное заседание представители ГСК Первоозерный, Челябинской городской Думы, Главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинск, прокуратуры Челябинской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденных решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 г. N 37/13 в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0210001:583 установлено несколько территориальных зон:
- по информации Комитета градостроительства и архитектуры г. Челябинска земельный участок расположен в трех территориальных зонах: А1.1-зона коллективных охраняемых садов, Г 4.2 - зона коммунальных объектов хранения автотранспорта, К 3.1- зона магистралей городского и районного назначения;
- по информации Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска - в четырех территориальных зонах: А1.1-природно - рекреационной территориальной зоне, В 2.2 - жилой территориальной зоне (в 5 этажей и выше), Г 4.2 - производственно-складской территориальной зоне (зона коммунальных объектов хранения автотранспорта), К 4.2 - зона инженерной и транспортной инфраструктур. Данное решение принято уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликовано для всеобщего сведения.
Как следует из материалов дела, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта административному истцу указанный земельный участок площадью 37 430 кв.м., расположенный по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводской район, ул. Хохрякова предоставлен в аренду для строительства индивидуальных гаражей.
Удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям градостроительного и земельного законодательства, а также ограничивает право административного истца на использование земельного участка по назначению.
В соответствии с частью 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Поскольку территориальное зонирование земельного участка не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, то Правила землепользования и застройки в этой части приняты в нарушение действующего градостроительного и земельного законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что установленные территориальные зоны не нарушают прав административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, отклоняются, поскольку нахождение земельного участка в двух территориальных зонах, создает неопределенность его правового режима, что ограничивает право истца на использование участка по назначению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе относительно невозможности на момент принятия Правил землепользования и застройки индивидуализировать земельный участок, сведения о котором были внесены в ГКН 29 ноября 2012 г., несостоятельны, поскольку земельный участок с ранее присвоенным ему кадастровым номером - 74:36:02010001:43 поставлен на кадастровый учет еще 24 августа 2010 г., то есть за два года до принятия оспариваемых правил.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 18 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Челябинской городской Думы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2018 г. N 48-АПГ18-5
Текст определения официально опубликован не был