Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 мая 2018 г. N 56-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Зинченко И.Н., Нефедова О.Н.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тихая Обитель" о признании не действующими в части Генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 г. N 119, и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 07 апреля 2010 г. N 462, по апелляционной жалобе Администрации г. Владивостока на решение Приморского краевого суда от 14 февраля 2018 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Тихая Обитель" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 г. N 119, и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 07 апреля 2010 г. N 462, в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:040008:355, общей площадью 368 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира - здания - магазина (лит. А), находящегося в границах участка (почтовый адрес: Приморский край, г. Владивосток, Партизанский проспект, Д-48).
Решением Приморского краевого суда от 14 февраля 2018 г. заявление удовлетворено.
Суд исходил из того, что органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующих органов государственной власти в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, самостоятельно устанавливать размеры санитарно-защитных зон в пределах границ земельного участка, принадлежащего административному истцу.
Не согласившись с решением суда, Администрация г. Владивостока обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и прокуратурой Приморского края представлены отзыв и возражения.
В судебное заседание представители ООО "Тихая Обитель", Думы г. Владивостока, Администрации г. Владивостока, Департамента градостроительства Приморского края, прокуратуры Приморского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
В порядке предоставленных полномочий Думой г. Владивостока от 15 сентября 2008 г. решением N 119 утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа, который опубликован 19 сентября 2008 г. в "Вестнике Думы города Владивостока", N 9, 16 сентября 2008 г. в "Приморской газете", N 68 (238), 16 сентября 2008 г. в газете "Владивосток", N 136 (4110). Решением Думы г. Владивостока от 18 декабря 2014 г. N 401 в Генеральный план Владивостокского городского округа внесены изменения.
Согласно схеме границ с особыми условиями использования территорий, включающей обозначение границ санитарно-защитных зон предприятий, являющейся приложением Генерального плана Владивостокского городского округа в действующей редакции, в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040008:355 установлена санитарно-защитная зона предприятия - автозаправочной станции АО "ННК ПРИМОРНЕФТЕПРОДУКТ".
Думой г. Владивостока принято решение от 7 апреля 2010 г. N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории городского округа", которое официально опубликовано в газете "Утро России" 10 апреля 2010 г., N 39 (4233), и 20 апреля 2010 г. в печатном издании "Вестник Думы города Владивостока", N 32(2). Распоряжением Департамент градостроительства Приморского края от 14 апреля 2017 г. N 20 в правила землепользования и застройки внесены изменения, являющиеся в настоящее время действующей редакцией.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 18 Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа составной частью Правил является "Карта зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое".
В настоящее время Карта зон с особыми условиями использования применительно к отображению границ санитарно-защитных зон предприятий воспроизводит содержание Схемы границ зон с особыми условиями использования территорий Генерального плана Владивостокского городского округа.
Внесенные изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа проверены Приморским краевым судом в соответствии со вступившим в законную силу решением суда от 15 декабря 2015 г. N 3а-170/2015.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа земельный участок с кадастровым номером 25:28:040008:355 полностью расположен в территориальной зоне многофункциональной общественно-деловой и жилой застройки (ОД-2) и санитарно-защитной зоне предприятия - автозаправочной станции АО "ННК ПРИМОРНЕФТЕПРОДУКТ" в соответствии с Картой зон с особыми условиями использования.
ООО "Тихая Обитель" является собственником земельного участка с кадастровым номером 25:28:040008:355, общей площадью 368 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для дальнейшей эксплуатации здания-магазина, местоположение которого установлено относительно ориентира - здания магазина (лит. А), находящегося в границах участка (почтовый адрес: Приморский край, г. Владивосток, Партизанский проспект, д. 48).
В целях получения разрешения на строительство на указанном земельном участке административного здания общество обратилось в Администрацию г. Владивостока, которая письмом от 13 сентября 2017 г. отказала в выдаче разрешения на строительство в связи с расположением земельного участка в санитарно-защитной зоне предприятия.
Обращаясь в суд, административный истец полагал, что оспариваемыми нормативными актами в пределах границ принадлежащего ему земельного участка незаконно установлена санитарно-защитная зона названного предприятия, что делает невозможным использование участка по целевому назначению.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа, в соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Документами градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки в силу статьи 1 Градостроительного кодекса.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", статьям 42, 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны создаются в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения и охраны окружающей среды городских и сельских поселений, а также в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке, в том числе, нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров и установлении их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 утверждены в новой редакции (далее - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Санитарных правил предусмотрено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Согласно пункту 4.4. Санитарных правил если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем.
Размер санитарно-защитной зоны для проектируемых и действующих промышленных объектов и производств может быть увеличен по сравнению с классификацией, полученной расчетным путем и/или по результатам натурных наблюдений и измерений, для предприятий I и II класса опасности Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации; для предприятий III, IV, V классов опасности по результатам натурных наблюдений и измерений - Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункт 4.6 Санитарных правил).
В соответствии с пунктом 7.1.12 Санитарных правил (а также в редакции 25 сентября 2014 г.) автозаправочные станции относятся к IV классу (санитарно-защитная зона 100 м) и V классу (санитарно-защитная зона 50 м) санитарно-защитных зон в зависимости от типа транспортных средств и вида топлива, которым заправляются указанные средства.
Вместе с тем санитарно-защитные зоны для промышленных объектов и производств постановлениями и решениями должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в границах расположения земельного участка административного истца не устанавливались, что подтверждается материалами дела.
Санитарно-защитная зона в месте расположения земельного участка, принадлежащего обществу, установленная в отношении автозаправочной станции, определена разработчиком проекта Генерального плана Владивостокского городского округа - ОАО "Приморгражданпроект" в нарушение требований действующего законодательства.
Таким образом, Дума г. Владивостока вышла за пределы своей компетенции, установив в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Владивостокского городского округа в отношении земельного участка общества санитарно-защитную зону предприятия.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 14 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Владивостока - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 мая 2018 г. N 56-АПГ18-3
Текст определения официально опубликован не был