Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2018 г. N 5-АПГ18-38
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" на решение Московского городского суда от 8 ноября 2017 года об отказе в удовлетворении его заявления о признании недействующими пунктов 2.1 и 2.4 постановления Правительства Москвы от 9 июня 2009 года N 542-ПП "О совершенствовании системы управления и распоряжения объектами культурного наследия города Москвы"; подпункта 4.2.24 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" Костенко О.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Москвы Лисицкого Д.И., просившего решение суда первой инстанции оставить в силе, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда законным, обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Москвы от 9 июня 2009 года принято постановление N 542-ПП "О совершенствовании системы управления и распоряжения объектами культурного наследия города Москвы".
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 июня 2009 года N 542-ПП "О совершенствовании системы управления и распоряжения объектами культурного наследия города Москвы" функции управления и распоряжения зданиями, сооружениями, их частями - помещениями, являющимися объектами недвижимого культурного наследия (памятники истории и архитектуры), находящимися в собственности Москвы, а также функции главного администратора доходов бюджета города Москвы по коду бюджетной классификации "арендная плата за нежилые помещения" в части средств, поступивших от сдачи в аренду объектов культурного наследия города Москвы (памятников истории и культуры), осуществляет Департамент городского имущества города Москвы (пункт 2.1); вопросы дальнейшего использования объектов недвижимого культурного наследия в установленном порядке решаются Департаментом городского имущества города Москвы. Изменение целевого назначения объектов недвижимого культурного наследия осуществляется по согласованию с Департаментом культурного наследия города Москвы (пункт 2.4).
В силу пункта 4.2 и подпункта 4.2.24 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, Департамент городского имущества города Москвы на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения о распоряжении объектами культурного наследия, находящимися в государственной собственности города Москвы.
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением с учётом уточнения о признании недействующими приведённых выше положений, считая их противоречащими статьям 10, 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статье 21 Закона города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры", по смыслу которых субъекты Российской Федерации не вправе наделять полномочием распоряжаться объектами культурного наследия органы, которые не предусмотрены статьёй 9.2 названного выше федерального закона.
Кроме того, по мнению административного истца, нарушен порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, поскольку за их принятие не проголосовало более половины членов Правительства Москвы.
Решением Московского городского суда от 8 ноября 2017 года названное административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы, Правительством Москвы и Мэром Москвы представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение не подлежащим отмене.
Отказывая Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции справедливо пришёл к выводу о том, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий Правительства Москвы с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие и не противоречит федеральному законодательству или нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Так, в согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с названным выше Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно части 2 статьи 6 Закона города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" государственное управление в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется Правительством Российской Федерации, Правительством Москвы, специально уполномоченными государственными органами охраны и использования памятников истории и культуры Российской Федерации и города Москвы в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и указанным региональным Законом.
Из системного анализа пунктов 3, 4 статьи 20, статьи 44 Устав города Москвы, статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" и статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы" от имени города Москвы полномочия по управлению и распоряжению собственностью города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченные им органы исполнительной власти города Москвы
Оспариваемые правовые нормы, определяя полномочия Департамента городского имущества города Москвы, на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы, не содержат положений, изменяющих установленное регулирование в сфере охраны объектов культурного наследия.
Доводы административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемых правовых актов, поскольку вопрос о принятии оспариваемых постановлений на голосование не ставился, большинство списочного состава членов Правительства Москвы за принятие этих актов не голосовало, являются ошибочными.
Разрешая вопрос о соблюдении порядка подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу оспариваемых правовых актов, судом правомерно сделан вывод о том, что проекты оспариваемых постановлений рассматривались на правомочном заседании Правительства Москвы, приняты при необходимом кворуме, подписаны и введены в действие Мэром Москвы в соответствии с требованиями частей 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" принятие (издание) правовых актов Правительства Москвы осуществляется в соответствии с Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", иными правовыми актами города Москвы.
К правовым актам органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы относятся постановления и распоряжения Правительства Москвы, распоряжения и приказы заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, распоряжения и приказы отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы (часть 1 статьи 48 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы").
Статьёй 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" регламентировано, что правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы (часть 1); порядок принятия правовых актов Правительства Москвы определяется Правительством Москвы (часть 2); постановления и распоряжения Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Москвы (часть 3); правовые акты Правительства Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" (часть 5).
В силу частей 1 и 3 статьи 24 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", пункта 2.3.8 Регламента Правительства Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 года N 112-ПП, принятие соответствующего нормативного правового акта Правительством Москвы осуществляется в форме общего согласия с принимаемым актом членов Правительства Москвы, без проведения персонифицированного голосования. Голосование по вопросу принятия нормативного акта проводится только в случае поступления такого предложения от члена Правительства Москвы.
Как следует из представленных в материалы дела протоколов заседания Правительства Москвы от 9 июня 2009 года N 22 (л.д. 181, т. 1) и от 9 февраля 2013 года N 6 (л.д. 164, т. 1), оспариваемые постановления приняты в форме общего согласия, каких-либо предложений от членов Правительства Москвы о проведении голосования по вопросу их принятия не поступало.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что иных доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 8 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2018 г. N 5-АПГ18-38
Текст определения официально опубликован не был