Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2018 г. N 45-АПГ18-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регион - центр" (далее - ООО "Регион - центр") о признании недействующим пункта 225 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, определённый постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 927-ПП, по апелляционной жалобе административного истца на решение Свердловского областного суда от 21 ноября 2017 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Цветкова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
в соответствии со статьёй 1-1 Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 года N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций) постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 927-ПП, размещённом на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 30 декабря 2016 года, определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень).
Согласно пункту 225 Перечня нежилое здание общей площадью 6074, 8 кв. м с кадастровым номером 66:41:0603012:106, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 8, является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
ООО "Регион - центр", являясь собственником поименованного объекта недвижимости, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей приведённой нормы, обосновывая свою позицию тем, что Перечень принят в нарушение требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, оспариваемое правовое предписание противоречит имеющему большую силу законодательству и нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Свердловского областного суда от 21 ноября 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить судебный акт и вынести решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Свердловской области представлены возражения о их необоснованности и законности судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Конституция Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 9, 49 и 52 Закона Свердловской области от 23 декабря 2010 года N 105-ОЗ "Устав Свердловской области", подпункта 7-3 п. 1 статьи 13 Областного закона от 4 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области", положений постановления Правительства Свердловской области от 10 декабря 2014 года N 1139-ПП "О реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Свердловской области", суд первой инстанции сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Свердловской области N 105-ОЗ следует читать как "от 16 декабря 2010 г."
Суд первой инстанции правомерно констатировал, что единственным основанием для включения принадлежащего ООО "Регион - центр" объекта в Перечень послужило фактическое использование не менее 20 процентов общей площади нежилого здания для размещения офисов и соответствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьёй 1-1 Закона о налоге на имущество организаций установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет свыше 5 000 квадратных метров, и помещения в них (подпункт 1 статьи 1-1).
Определяя особенности и конкретизируя объекты, в отношении которых налоговая база исчисляется из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, федеральный и региональный законодатели предусмотрели в качестве таковых в том числе отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 1-1 Закона о налоге на имущество организаций).
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (абзац третий подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения перечисленных объектов (абзац третий названных выше подпунктов).
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признаётся одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то есть используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2 поименованного кодекса).
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в действующей до 1 января 2017 года редакции определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4 и 5 поименованной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До утверждения на федеральном уровне порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования перечисленных объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждён Постановлением Правительства Свердловской области от 18 декабря 2014 года N 1155-ПП, в соответствии с которым Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области проведено обследование фактического использования объекта недвижимости.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции правильно применил приведённые выше положения и пришёл к обоснованному выводу о фактическом использовании не менее 20 процентов общей площади нежилого здания для размещения офисов и соответствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания. Указанное обстоятельство административным истцом не оспаривается.
Довод апелляционной жалобы о том, что Перечень принят в нарушение положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку для введения его в действие необходимым условием является вступление в силу не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования, является несостоятельным, как основанный на неверном толковании норм материального права, не влечёт отмену обжалуемого судебного акта и признание оспариваемой нормы недействующей.
Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с поименованным кодексом, которые вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 5 того же кодекса (пункт 4 статьи 1 и пункт 1 статьи 5).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (пункт 1 статьи 4 этого же кодекса).
Исходя из содержания статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимости определятся в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций, утверждается постановлением, приказом либо распоряжением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов, не содержит норм, регулирующих вопросы налоговых ставок, налоговых льгот, либо особенностей определения налоговой базы, следовательно, не относится к нормативным правовым актам, принимаемым субъектом Российской Федерации в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ, согласно которой налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания, закрепляются исключительно законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 7 приведённой статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, федеральный законодатель исключительно для названного вида нормативного правового акта установил конкретную дату (1 января очередного года, поскольку налоговым периодом по данному виду налога признаётся календарный год, как это предусмотрено статьёй 379 упомянутого кодекса), до наступления которой уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан определить Перечень.
Приведённые законоположения в их системном единстве свидетельствуют о правильности утверждения суда первой инстанции об отсутствии несоответствия Перечня предписаниям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статей 59, 60, 61, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
При таком положении суд первой инстанции правильно не усмотрел противоречие пункта 225 Перечня законодательству, имеющему большую юридическую силу, следовательно, решение суда является законным и основания для его отмены отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих позицию суда первой инстанции.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Свердловского областного суда от 21 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион - центр" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2018 г. N 45-АПГ18-5
Текст определения официально опубликован не был