Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 июня 2018 г. N 03-07-07/43310
Вопрос: Организация культуры и искусства при реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий использует контрольно-кассовую технику и одновременно с этим выдает покупателю бланк строгой отчетности (билет).
Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, не подлежат налогообложению НДС (освобождаются от налогообложения НДС).
Таким образом, обязательным условием для освобождения от налогообложения НДС данных операций является использование билетов и абонементов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) бланк строгой отчетности - это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом.
Организация культуры и искусства в 2018 году при оказании театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий добровольно использует контрольно-кассовую технику и выдает покупателям чек.
Допускается ли в 2018 году использование чеков контрольно-кассовой техники, оформленных с учетом требований Федерального закона N 54-ФЗ, в качестве документа, подтверждающего право на освобождение от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения освобождения от налога на добавленную стоимость при реализации входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации операции по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства. При этом перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, предусмотрен данным подпунктом.
В случае, если при проведении указанными организациями театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха реализация входных билетов, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, не осуществляется, то оснований для применения вышеуказанного освобождения от налога на добавленную стоимость не имеется.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты.
Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять ККТ до 1 июля 2019 года при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ).
Указанный порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
Вместе с тем согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ:
бланк строгой отчетности - первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
автоматизированная система для бланков строгой отчетности - ККТ, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях.
Таким образом, с 1 июля 2019 года организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за вышеуказанным исключением) при осуществлении расчетов обязаны выдавать (направлять) кассовые чеки или бланки строгой отчетности, приравненные к кассовому чеку, сформированные (отпечатанные) с применением ККТ и соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.