Положение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Учитель-дефектолог России - 2018"
(утв. Министерством образования и науки РФ 21 июня 2018 г.)
Настоящее Положение определяет цели и задачи Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Учитель-дефектолог России - 2018" (далее - Конкурс), порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.
1. Общие положения
1.1. Конкурс учрежден Министерством образования и науки Российской Федерации.
1.2. Конкурс направлен на карьерный, профессиональный и личностный рост учителей-дефектологов, поддержку инновационных разработок и технологий в организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью, утверждение приоритетов образования в обществе.
1.3. Задачи Конкурса:
- стимулирование роста профессионального мастерства учителей-дефектологов;
- выявление и распространение передового педагогического опыта, связанного с коррекционно-развивающим сопровождением обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- демонстрация возможностей инновационных педагогических технологий и новых форм работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;
- повышение творческой активности специалистов в области дефектологии, создание условий для их личностной и профессиональной самореализации;
- активизация инновационной работы, выявление и поддержка дефектологов-новаторов в процессе освоения современных программ, методик и технологий развития, обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
2. Номинации Конкурса
2.1. Конкурс проводится в одной номинации - "Дефектолог года".
3. Этапы проведения конкурса
3.1. Конкурс проводится в два этапа:
I этап (региональный). Проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - органы исполнительной власти субъектов в сфере образования).
Срок проведения: не позднее 31 августа 2018 года.
II этап (федеральный). Проводится Министерством образования и науки Российской Федерации.
Федеральный этап Конкурса состоит из двух частей:
1) заочная часть федерального этапа Конкурса проводится на основании оценки представленных конкурсных материалов, определенных настоящим Положением.
Сроки проведения: с 1 по 10 сентября 2018 г. включительно.
2) очная часть федерального этапа Конкурса (далее - Финал Конкурса).
Срок проведения - 3-4 октября 2018 года.
Место проведения: город Москва.
4. Участники Конкурса
4.1. В I (региональном) этапе Конкурса принимают участие учителя-дефектологи (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, центров психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи субъектов Российской Федерации, работающие с обучающимися с ОВЗ.
4.2. В заочной части федерального этапа Конкурса принимают участие учителя-дефектологи - победители I этапа Конкурса (по одному 1 человеку от каждого субъекта Российской Федерации).
4.3. В очной части федерального этапа Конкурса (Финале Конкурса) принимают участие учителя-дефектологи - победители заочной части федерального этапа Конкурса.
4.4. Участие в Конкурсе является добровольным и бесплатным.
5. Условия участия и Порядок проведения Конкурса
5.1. Условия участия, порядок проведения регионального этапа Конкурса и выдвижения лучшего учителя-дефектолога для участия в федеральном этапе Конкурса определяются органами исполнительной власти субъектов в сфере образования с учетом настоящего Положения (форма заявки на участие в региональном этапе Конкурса приведена в Приложении 1, рекомендуемые критерии отбора - в Приложении 2).
5.2. Выдвижение кандидата на участие в федеральном этапе Конкурса осуществляется органом исполнительной власти субъекта в сфере образования по итогам проведения регионального конкурса профессионального мастерства учителей-дефектологов либо без проведения конкурсных испытаний на основании лучших показателей профессиональной деятельности педагога-дефектолога.
5.3. Заявка на участие в федеральном этапе Конкурса может быть представлена только органом исполнительной власти субъекта в сфере образования (форма заявки на участие в федеральном этапе Конкурса приведена в Приложении 3).
5.4. Заочная часть федерального этапа Конкурса включает в себя оценку представленных конкурсных материалов:
"Методическое портфолио учителя-дефектолога";
Эссе на тему: "Дефектолог - профессия на века?! (прошлое, настоящее и будущее профессии)";
Творческая работа по созданию символа конкурса "Учитель-дефектолог России" (формы для заполнения приведены в Приложении 3).
5.4.1. "Методическое портфолио учителя-дефектолога" включает:
- описание существующей дефектологической практики в представляемой образовательной организации;
- информацию об опыте работы участника (наличие авторских образовательных программ, методик, статей по соответствующей тематике, проведение мастер-классов, семинаров, обучающих мероприятий, участие в конкурсах и т.д.);
- результаты проектной деятельности (участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия);
- дополнительные материалы (персональный Интернет-сайт учителя-дефектолога, фотографии, скан-копии статей, опубликованных методических разработок и т.д.).
5.4.2. "Эссе "Дефектолог - профессия на века?! (прошлое, настоящее, будущее профессии)" предусматривает написание участниками Конкурса авторского эссе, объемом не более 2 страниц печатного текста, шрифт Times New Roman, 12pt, 1,5 интервал.
Цель эссе: раскрытие представлений участника Конкурса о перспективах развития профессии дефектолога, своего понимания миссии педагога-дефектолога в современном мире, смысла профессиональной деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования, социализации и реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
5.4.3. Творческая работа "Символ конкурса "Учитель-дефектолог России" включает:
- изображение предлагаемого участником символа Конкурса в цветной модели 3-D форматом А-5;
- историю/легенду, связанную с символом Конкурса объемом не более 1 страницы печатного текста, шрифт Times New Roman, 12pt, 1,5 интервал.
Цель: демонстрация творческих способностей участников Конкурса, выработка оригинального концепта символики Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Учитель-дефектолог России", зарождение традиций Конкурса.
5.5. Жюри оценивает поступившие для участия в заочной части федерального этапа Конкурса заявки и материалы. Двадцать участников, набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам заочной части федерального этапа Конкурса, объявляются лауреатами Конкурса и выходят в Финал.
5.6. В рамках Финала Конкурса проводятся непосредственно конкурсные испытания, транслируемые на сайте Конкурса в телекоммуникационной сети "Интернет":
5.6.1. Конкурсное испытание "Учебное (коррекционное) занятие/урок с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью" проводится участником Конкурса в дошкольной образовательной организации или общеобразовательной организации, обучающей детей с ОВЗ и инвалидностью, с учетом его специализации.
Формат конкурсного испытания: учебное (коррекционное) занятие (регламент - 25 минут)/урок по предмету (регламент - 45 минут); самоанализ учебного (коррекционного) занятия/урока и вопросы жюри - 10 минут.
Конкурсное испытание проводится в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом в качестве площадки проведения Конкурса.
Темы учебных (коррекционных) занятий/уроков определяются в соответствии с календарно-тематическим планированием по соответствующим предметам и с учётом их фактического выполнения в группах/классах.
Темы обнародуются на сайте Конкурса за день до начала конкурсных испытаний.
5.6.2. Конкурсное испытание "Мастер-класс" проводится индивидуально каждым участником Конкурса по выбранной им теме, с привлечением в качестве участников других конкурсантов (при необходимости).
Формат конкурсного испытания: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных коррекционно-развивающих технологий (методов, эффективных приёмов и др.).
Регламент: выступление конкурсанта - до 20 мин, вопросы жюри и ответы участника - до 5 мин.
5.6.3. Конкурсное испытание "Круглый стол "Дефектологическая наука и практика в России: ответы на вызовы времени" проводится с участием всех финалистов Конкурса, представителей Института коррекционной педагогики Российской академии образования, членов жюри. Регламент круглого стола - не более 1,5 часов.
Вопросы для обсуждения на круглом столе: актуальные вопросы и проблемы обучения детей с ОВЗ, вопросы повышения квалификации учителей-дефектологов, актуальные проблемы социализации, диагностики, реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью.
5.7. Последовательность выполнения участниками конкурсных заданий определяется жеребьевкой.
5.8. Три лауреата Конкурса, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам Финала Конкурса, объявляются победителями Конкурса.
5.9. Участник Конкурса, набравший наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам Финала Конкурса, объявляется Абсолютным победителем Конкурса.
5.10. Проезд, проживание и питание участников Финала Конкурса обеспечивается за счет направляющей стороны.
5.11. Командирование членов жюри Финала Конкурса осуществляется за счёт органов исполнительной власти субъектов в сфере образования и (или) попечителей образовательных организаций, в которых работают члены жюри Финала Конкурса.
5.12. Трансфер всех участников Финала Конкурса и жюри в соответствии с программой очной части федерального этапа Конкурса осуществляется за счет организаторов Конкурса.
6. Деятельность Оргкомитета и Жюри Конкурса
6.1. Для организационно-методического обеспечения проведения Конкурса создается Организационный комитет Конкурса (далее - Оргкомитет), который устанавливает порядок и сроки проведения Конкурса, утверждает состав жюри и Счетной комиссии, а также регламенты их работы.
6.2. Жюри федерального этапа Конкурса осуществляет:
- отбор лауреатов Конкурса в количестве 20 человек из числа участников заочной части федерального этапа Конкурса;
- отбор трех победителей Конкурса в рамках проведения конкурсных испытаний Финала Конкурса.
6.3. Жюри оценивает выполнение всех конкурсных заданий в баллах в соответствии с критериями, утвержденными настоящим Положением (Приложение 4).
6.4. Победители Конкурса не имеют права принимать участие в Конкурсе в течение пяти последующих лет.
7. Конкурсная документация, необходимая для участия в федеральном этапе Конкурса
7.1. Для участия в федеральном этапе Конкурса органы исполнительной власти субъектов в сфере образования за подписью руководителя направляют в адрес оператора Конкурса (АНО "НМЦ "СУВАГ", адрес электронной почты: defectologrossii@yandex.ru) заявку на участие в федеральном этапе Конкурса с пометкой "Всероссийский конкурс Учитель-дефектолог России - 2018" (Приложение 3), содержащую:
1) представление участника федерального этапа Конкурса от субъекта Российской Федерации, включающее:
- информационную карту участника федерального этапа Конкурса по предлагаемой форме;
- заявление участника федерального этапа Конкурса, включая согласие на обработку персональных данных участника Конкурса;
2) конкурсные работы участника, включающие:
- методическое портфолио участника Конкурса;
- эссе "Дефектолог - профессия на века?! (прошлое, настоящее, будущее профессии)";
- творческую работу "Символ конкурса "Учитель-дефектолог России".
7.2. Пакет документов, помещенный в архив (формат *.zip или *.rar), должен быть представлен на адрес электронной почты оператора Конкурса defectologrossii@yandex.ru (одним письмом).
7.3. Прием заявок на участие в федеральном этапе Конкурса осуществляется до 31 августа 2018 года.
7.4. Не подлежат рассмотрению материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению и поступившие позже 31 августа 2018 г.
7.5. Материалы, представляемые оператору Конкурса, не возвращаются и могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов Конкурса.
8. Награждение победителей Конкурса
8.1. Участникам - победителям регионального этапа Конкурса вручаются свидетельства участников Конкурса.
8.2. Лауреаты Конкурса награждаются дипломами лауреатов Конкурса.
8.3. Победители Конкурса, занявшие II и III место, награждаются дипломами победителей Конкурса и ценными призами в рамках торжественной церемонии закрытия Финала Конкурса 4 октября 2018 г.
8.4. Абсолютный победитель Конкурса награждается дипломом Победителя, ценным призом и памятной статуэткой в рамках церемонии награждения победителей Всероссийского конкурса "Учитель года - 2018" в Кремлевском Дворце Съездов 5 октября 2018 г.
8.5. Лауреаты Конкурса и победители, занявшие II и III место в Конкурсе, примут участие в церемонии награждения победителей Всероссийского конкурса "Учитель года - 2018" 5 октября 2018 г. в Кремлевском Дворце Съездов в качестве зрителей.
9. Дополнительная информация
9.1. Информация о Конкурсе размещается на информационном портале: https://nsportal.ru/user/840231/page/vserossiyskiy-konkurs-uchitel-defekt olog-rossii-2018, а также на порталах http://suvagcentr.ru, http://suvagprof.ru.
9.2. "Горячая линия" по вопросам участия в Конкурсе: 8-800-700-73-99 (ежедневно с 8-00 до 18-00 по московскому времени, с 20 июня 2018 г. до 2 октября 2018 г.).
Заместитель Министра образования |
Т.Ю. Синюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Учитель-дефектолог России - 2018" (утв. Министерством образования и науки РФ 21 июня 2018 г.)
Текст положения официально опубликован не был