Федеральная антимонопольная служба, рассмотрев приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 25 мая 2018 г. N 47-нп "Об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" энергопринимающих устройств АО "ОКБ МЭИ", расположенных по адресу: Тверская область, Калязинский район, Алферовское сельское поселение, д. Толстоухово, максимальной мощностью 2 МВт по I категории надежности электроснабжения, на уровне напряжения 10 кВ", установила:
Письмом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 28 мая 2018 г. N 1304 в ФАС России направлена копия приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 25 мая 2018 г. N 47-нп "Об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" энергопринимающих устройств АО "ОКБ МЭИ", расположенных по адресу: Тверская область, Калязинский район, Алферовское сельское поселение, д. Толстоухово, максимальной мощностью 2 МВт по I категории надежности электроснабжения, на уровне напряжения 10 кВ", которым утвержден размер платы в сумме 298 803 24,87 рублей (без учета НДС).
В протоколе N 17 заседания Правления Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 25 мая 2018 г. отражено, что ближайшими центрами питания для присоединения нагрузки заявителя являются ПС 35/5 кВ Калязин, ПС 35/6 кВ Вега и ПС 110/35/6 кВ Луч. Согласно официальным данным филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" резерв мощности для технологического присоединения от ПС 35/5 кВ Калязин отсутствует (0 MBA), резерв мощности для технологического присоединения от ПС 35/6 кВ Вега отсутствует (0 MBA), резерв мощности для технологического присоединения от ПС 110/35/6 кВ Луч отсутствует (-7,57 MBA). Таким образом, возможность присоединения энергопринимающих устройств АО "ОКБ МЭИ" максимальной мощностью 2 МВт по I категории надежности электроснабжения, на уровня напряжения 10 кВ отсутствует.
В числе мероприятий, выполняемых филиалом ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго", перечислены:
1. Строительство ПС 110/10 кВ с выбором места строительства вблизи существующей ПС 110/35/10 кВ Луч. Строительство ПС 110/10 кВ с проведением и оформлением землеустроительных дел в соответствии с действующим законодательством с двумя силовыми трансформаторами мощностью 2,5 MBA каждый.
2. Строительство отпайки ВЛ 110 кВ в двухцепном исполнении от ВЛ 110 кВ Кашин - Луч I, II цепь до ОРУ 110 кВ вновь сооружаемой ПС 110/10 кВ проводом АС сечением не менее 120 ориентировочной напряженностью 0,2 км и замена опоры в магистрали ВЛ 110 кВ на двухцепную анкерную ответвительную.
3. Строительство двухцепной КЛ 10 кВ от двух вновь монтируемых линейной ячеек РУ 10 кВ 1,2 секции шин новой ПС 110 кВ до проектируемой анкерной железобетонной опоры ВЛ 10 кВ, устанавливаемой вблизи внешней границы земельного участка Заявителя с кадастровым номером 69:11:0000010:93 протяженностью ориентировочно 12 км (в том числе 0,62 км - суммарная протяженность участков горизонтально направленного бурения), прокладываемой в стесненных условиях. Сечение токопроводящей жилы кабелей не менее 240 . На концевой опоре проектируемой КВЛ 10 кВ предусмотреть монтаж разъединителя 10 кВ.
Расходы на каждое из перечисленных мероприятий учтены регулирующим органом в плате за технологическое присоединение, как мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств.
Как следует из представленных копий приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 25 мая 2018 г. N 47-нп и протокола N 17 заседания Правления Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 25 мая 2018 г., в связи с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств АО "ОКБ МЭИ" технологическое присоединение объектов филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" к электрическим сетям иной сетевой организации не осуществляется.
Мероприятия по развитию существующей электрической сети, расходы на реализацию которых не могут учитываться в плате за технологическое присоединение, а подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, отсутствуют. Приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 25 мая 2018 г. N 47-нп и протокол N 17 заседания Правления Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 25 мая 2018 г. информацию о величине таких расходов не содержат.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные орган исполнительной власти осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в соответствии со статьями 24 и 29.2 Закона об электроэнергетике.
Согласно части 1 статьи 29.1 Закона об электроэнергетике государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Положение устанавливает в том числе порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой (федеральный государственный контроль (надзор) и требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (региональный государственный контроль (надзор).
В соответствии с пунктом 3 Положения государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении:
установления и (или) применения цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий (подпункт "а");
регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе в части использования инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), в части применения платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами электроэнергетики (подпункт "в").
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что государственный контроль (надзор) осуществляется посредством:
систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок), органами местного самоуправления поселений, городских округов, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов, а также мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в коммунальном комплексе, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - систематическое наблюдение и анализ) (подпункт "б");
принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений (подпункт "г").
В соответствии с подпунктом "в" пункта 30 Положения в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля (надзора) осуществляется отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения, а также принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации решений об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации решений об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения, государственное регулирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (при осуществлении федерального государственного контроля (надзора)).
Согласно пункту 28 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения), критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В соответствии с пунктом 29 Правил технологического присоединения в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил технологического присоединения критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Пунктом 30 Правил технологического присоединения установлено, что в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами технологического присоединения, с учетом особенностей, установленных разделом III Правил технологического присоединения.
Как следует из приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 25 мая 2018 г. N 47-нп и протокола N 17 заседания Правления Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 25 мая 2018 г. технологическое присоединение осуществляется от BЛ 110 кВ Кашин - Луч путем строительства отпаек ВЛ 110 кВ в двухцепном исполнении, строительства ПС 110/10 кВ и строительства двухцепной КЛ 10 кВ от двух вновь монтируемых линейных ячеек РУ 10 кВ 1,2 секции шин новой ПС 110 кВ до проектируемой анкерной железобетонной опоры ВЛ 10 кВ, устанавливаемой вблизи внешней границы участка заявителя.
Ограничений на максимальную мощность ВЛ 110 кВ Кашин - Луч, к которой осуществляется технологическое присоединение, при рассмотрении вопроса об установлении платы за технологическое присоединение не установлено.
Необходимость реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя также отсутствует.
Таким образом, с учетом соблюдения критериев наличия технической возможности при осуществлении технологического присоединения от BЛ 110 кВ Кашин - Луч путем строительства объектов "последней мили" (отпаек ВЛ 110 кВ в двухцепном исполнении, ПС 110/10 кВ и двухцепной КЛ 10 кВ от двух вновь монтируемых линейных ячеек РУ 10 кВ 1,2 секции шин новой ПС 110 кВ до проектируемой анкерной железобетонной опоры ВЛ 10 кВ, устанавливаемой вблизи внешней границы участка заявителя) оснований для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не усматривается.
Пунктом 40 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29 августа 2017 г. N 1135/17, предусмотрено, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций по индивидуальному проекту устанавливается только при наличии оснований, предусмотренных главой III Правил технологического присоединения
Установив плату за технологическое присоединение в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 30 Правил технологического присоединения, Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области вышло за пределы своих полномочий.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 4 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2003 г. N 123 (далее - Правила отмены решений), федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений, указанных в пункте 1 Правил отмены решений приказываю:
1. Отменить приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 25 мая 2018 г. N 47-нп "Об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" энергопринимающих устройств АО "ОКБ МЭИ", расположенных по адресу: Тверская область, Калязинский район, Алферовское сельское поселение, д. Толстоухово, максимальной мощностью 2 МВт по I категории надежности электроснабжения, на уровне напряжения 10 кВ".
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2018 г. N 849/18 "Об отмене приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 25 мая 2018 г. N 47-нп "Об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" энергопринимающих устройств АО "ОКБ МЭИ", расположенных по адресу: Тверская область, Калязинский район, Алферовское сельское поселение, д. Толстоухово, максимальной мощностью 2 МВт по I категории надежности электроснабжения, на уровне напряжения 10 кВ"
Настоящий приказ вступает в силу с 22 июня 2018 г.
Текст приказа официально опубликован не был