Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России по итогам совещания, прошедшего 1 декабря 2017 г. с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, информирует.
Введение национальной системы учительского роста (далее - НСУР) является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. Это проект большой социальной и политической значимости, аккумулирующий ряд государственных мер, направленных на поддержку российского учительства.
Система учительского роста основана на профессиональном развитии педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта и предполагает модернизацию педагогического образования, в том числе дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) педагогических кадров.
Новые запросы к региональным системам ДПО обусловлены тем, что одним из компонентов национальной системы учительского роста является новая модель аттестации, предусматривающая оценку компетентности педагога на основе единых федеральных оценочных материалов (далее - ЕФОМ). По результатам оценки должно быть обеспечено персонифицированное повышение квалификации учителя, что является новой задачей, поскольку до настоящего времени, по преимуществу, решалась задача массового повышения квалификации в связи с различными нововведениями или курсовой подготовки по тематике, актуальной для определенных групп работников образования.
Выявлена слабая связь между тематикой курсовой подготовки, содержанием дополнительных образовательных программ и актуальным уровнем качества образования в регионе, теми зонами низкого качества, которые подтверждены результатами оценочных процедур. Не сформирована практика ДПО и фактически отсутствует государственное задание на развитие профессионализма учителя в связи с низкими образовательными результатами школьников и по результатам диагностики его собственной квалификации.
Во многих субъектах Российской Федерации плохо налажены механизмы, обеспечивающие связь, информационные потоки между центрами оценки качества и ИПК/ИРО. Информация о результатах массовых оценок образовательных результатов школьников и типичных затруднениях учащихся не поступает в систему ДПО, хотя она необходима для разработки и реализации программ повышения квалификации учителей с учетом актуальной ситуации с качеством образования в субъекте Российской Федерации. Есть основания предполагать, что при отсутствии налаженных механизмов в систему ДПО не будет поступать также информация о результатах уровневой оценки педагогов при проведении аттестации по новой модели.
Действующие организационные и правовые механизмы не способны обеспечить персонифицированное повышение квалификации, обязательную очную курсовую подготовку учителей даже в случае подтвержденных оценочными процедурами недостатков в их квалификации и в результатах учащихся.
На основании дорожной карты Минобрнауки России по формированию и введению НСУР и структуры ЕФОМ предусмотрена оценка 4 групп профессиональных компетенций учителя: предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных. Соответственно, повышение квалификации должно обеспечивать конкретные изменения в этих профессиональных компетенциях, однако они не являются в настоящее время ядром содержания программ повышения квалификации.
Объем и значимость запросов к системе ДПО превышает актуальный кадровый потенциал и финансовое обеспечение ИПК/ИРО, однако повышение квалификации педагогов не выстроено как единая система, объединяющая организации ДПО, методические объединения и службы, в том числе муниципального уровня, общеобразовательные организации.
С учетом вышесказанного Департамент рекомендует обратить внимание на необходимость модернизации региональных систем повышения квалификации, профессионального развития работников образования, имея в виду следующие первоочередные шаги:
1. При подготовке ежегодных открытых докладов о состоянии системы образования (на уровне субъекта Российской Федерации, муниципалитетов и образовательных организаций) предусмотреть включение информации о приоритетных задачах повышения квалификации педагогов в связи с актуальным уровнем качества образования по результатам внешних оценочных процедур (ЕГЭ, ГИА, ВПР, региональных мониторингов), диагностики профессиональной квалификации учителей.
2. При формировании государственного задания организациям ДПО исходить из приоритетов в области повышения квалификации педагогов и целевых ориентиров повышения качества образования, предусмотрев объемы, необходимые для ликвидации зон низкого качества, расположенных в области "ниже средних значений" и близких к пороговым значениям. Учитывать количество педагогов, показавших удовлетворительный и неудовлетворительный уровни владения профессиональными компетенциями и нуждающихся в курсовой подготовке с объемом, соответственно, не менее 112 и 185 часов очного обучения.
3. При осуществлении контроля деятельности организаций ДПО со стороны учредителя предусмотреть оценку соответствия тематики и содержания дополнительных профессиональных программ актуальным приоритетам повышения квалификации педагогов в связи с результатами оценки качества образования в регионе; оценку направленности дополнительных профессиональных программ на профессиональное развитие учителя по всем 4 блокам профессиональных педагогических компетенций: предметному, методическому, психолого-педагогическому и коммуникативному.
С целью выявления актуального уровня компетентности педагогов и для отработки механизмов учета результатов уровневой оценки учителей с использованием ЕФОМ, рекомендовать организациям ДПО ввести в практику своей деятельности диагностику предметной компетентности учителя как элемент входного контроля при проведении любой курсовой подготовки.
4. Разработать организационные и правовые механизмы, обязывающие педагогов, показавших неудовлетворительный уровень владения предметным содержанием, разработать и реализовать план повышения своей предметной компетентности во взаимодействии с ИПК/ИРО за счет курсовой подготовки и самообразования с последующим прохождением повторной диагностики.
5. Создать организационные механизмы и правовую базу сетевого взаимодействия ИПК/ИPO с центрами оценки качества образования, с профильными вузами субъекта Российской Федерации, муниципальными органами управления образованием, образовательными организациями, предметными методическими объединениями всех уровней для реализации персонифицированного повышения квалификации учителей посредством совместной образовательной деятельности, информационной, тьюторской, методической, консультационной поддержки самообразования, внутришкольных практик профессионального развития педагогов. Обеспечить создание новых и использование действующих региональных стажировочных площадок для развития методических компетенций учителей с учетом уровневой оценки их квалификации.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления при планировании муниципального задания муниципальным методическим службам включать задачи по повышению квалификации педагогов с учетом оценки их профессиональной компетентности, а также обеспечивать профессиональное развитие отдельных педагогов из подведомственных образовательных организаций с глубокими профессиональными дефицитами на принципах софинансирования.
Директор Департамента |
А.Е. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2017 г. N 08-2739 "О модернизации системы дополнительного педагогического образования в Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был