Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 4 июня 2018 г. N 104
на проект федерального закона N 1036047-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ)",
внесенный Правительством Российской Федерации
(принят в первом чтении 22 июня 2016 года)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел принятый в первом чтении проект федерального закона N 1036047-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ)" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Действующей редакций Главы XI.1 Федерального закона "Об акционерных обществах", в целях обеспечения адекватного уровня защиты прав и законных интересов акционеров, предусмотрен специальный порядок приобретения одним из акционеров крупного пакета акций публичного акционерного общества, составляющего 30 и более процентов. В частности, лицам, приобретающим высокий уровень корпоративного контроля, законом вменяется обязанность направить предложение о выкупе приобретаемых им акций иным акционерам общества, за неисполнение которой предусмотрены конкретные санкции. Такой механизм сохраняет баланс интересов мажоритарных и миноритарных акционеров публичных обществ, предотвращает наступление негативных последствий в случае злоупотребления своими правами отдельными недобросовестными акционерами, способствует определению справедливой цены при приобретении акций общества и обеспечивает эффективную судебную защиту субъектов корпоративных отношений.
Однако, поскольку указанный порядок распространялся только на лиц, ставших владельцами 30 и более процентов акций публичного общества, Правительство Российской Федерации сочло возможным продолжить работу по совершенствованию законодательства в этом направлении. Для чего был разработан рассматриваемый законопроект, основные правовые новеллы которого, в частности, предполагают:
изменение определения отношений связанности (аффилированности) между лицами;
распространение действующей обязанности и последствий её неисполнения на всех лиц, имеющих высокий уровень корпоративного контроля (включая акционеров - владельцев неголосующих привилегированных акций общества, а также на владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в неголосующие привилегированные акции публичного акционерного общества);
получение лицом предварительного согласия на приобретение определенного пакета акций соответственно антимонопольного органа или Банка России;
уточнение норм, направленных на обеспечение надлежащего исполнения требований законодательства Российской Федерации к процедуре поглощения, посредством ограничения количества акций, которыми может голосовать лицо, получившее высокий уровень корпоративного контроля в публичном акционерном обществе, пределом в 3/7 от общего числа голосов акционеров;
введение механизма защиты прав владельцев ценных бумаг, предусматривающего возможность направления лицу, получившему указанный выше корпоративный контроль, требования о продаже принадлежащих ему ценных бумаг с указанием минимальной устраивающей стороны цены.
Безусловно, вопросы совершенствование правового регулирования порядка приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ сохраняют свою актуальность. Вместе с тем, по мнению Комитета, изменение действующих положений Федерального закона "Об акционерных обществах" в предложенном рассматриваемым законопроектом контексте является оправданным и целесообразным исключительно при условии сохранения баланса интересов миноритарных и мажоритарных акционеров, акционеров и общества в целом, повышения привлекательности инвестиций в акции общества, сокращении дополнительных издержек и сроков совершения сделок по приобретению его акций стратегическими инвесторами, уменьшении числа корпоративных конфликтов, повышении качества корпоративного управления и прозрачности деятельности общества.
Концепция рассматриваемого законопроекта указанному требованию не удовлетворяет и содержит существенные риски наступления негативных последствий. Отдельные проектируемые нормы создают правовое поле для рейдерских захватов, торговли инсайдерской информацией и совершения недобросовестных действий по перераспределению корпоративного контроля, а также ведут к возникновению необоснованных расходов для всех участников корпоративных отношений.
В частности, установление указанного выше порога голосования представляется необоснованным, поскольку он ненадлежащим образом отражает сделку по приобретению акций. Например, если акционер приобрёл 29 процентов акций, то он в любом случае будет обладать 29 процентами голосов; если же он приобретёт 40 процентов акций, то голосовать будет 25 процентами голосов, а если приобретёт 80 процентов акций, то голосовать будет 8,5 процентами голосов. Таким образом, при реализации этой новеллы на практике может сложиться ситуация, при которой отдельные публичные общества, где согласно требованиям закона не было сделано обязательное предложение, останутся без возможности проведения собраний и принятия акционерами решений. Более того, указанная норма создает предпосылки для использования статуса миноритарного акционера с целью совершения недобросовестных действий, связанных с перераспределением корпоративного контроля, т.к. миноритарные акционеры получают возможность принимать важнейшие для общества решения по одобрению внутренних документов, крупных сделок и выплате дивидендов и т.д.
Кроме того, законопроект не регламентирует порядок определения цены, по которой акции, приобретенные лицом, получившим высокий уровень корпоративного контроля в публичном акционерном обществе, подлежат выкупу иными акционерами, а также не идентифицирует лицо, которое будет нести расходы по проведению оценки рыночной стоимости таких акций в случае, если рыночная цена ценных бумаг определяться независимым оценщиком.
Поступившие в Комитет поправки не позволяют устранить указанные недостатки. В этой связи Комитет пришел к выводу, что законопроект в предлагаемых им подходах к совершенствованию правового регулирования порядка приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ содержит серьезные недостатки, которые нуждаются в дополнительном обсуждении, а также оценке на предмет работоспособности и возможных негативных последствий их внедрения, что невозможно сделать в рамках доработки ко второму чтению ранее одобренной первичной концепции.
Учитывая, что дальнейшая работа над законопроектом представляется нецелесообразной, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1036047-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ)".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.