В целях выполнения мероприятий по внедрению системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных сводным паспортом реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21 февраля 2017 г. N 13 (2), приказываю:
Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений за 3 месяца 2018 года.
Руководитель |
А.В. Алёшин |
Утвержден
приказом Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 25 июня 2018 года N 276
Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений за 3 месяца 2018 года
Общие положения
В соответствии с пунктом 2 Положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года N 610, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора в сфере энергетики.
В соответствии с пунктом 4 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1108, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в отношении гидротехнических сооружений, за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений.
Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) при осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений за 3 месяца 2018 года сформирован в рамках подготовки проведения публичных мероприятий с подконтрольными субъектами во исполнение положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".
Приказом Ростехнадзора от 17 октября 2016 года N 421 утверждены перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Ростехнадзора. Указанные перечни во исполнение требований Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" размещен на официальном сайте Ростехнадзора.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
обеспечение единства практики применения Ростехнадзором федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Ростехнадзора путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов, применяемых Ростехнадзором обязательных требований;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
выявление типичных нарушений обязательных требований с их классификацией по тяжести последствий (размеру причинённого вреда) и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
Федеральный государственный энергетический надзор
Государственный энергетический надзор и надзор за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в течение 3 месяцев 2018 года осуществлялся в 9 федеральных округах Российской Федерации и в 85 субъектах Российской Федерации.
Количество поднадзорных Ростехнадзору объектов составляет более 1,6 миллиона, из них:
тепловых электростанций |
- |
489 |
газотурбинных (газопоршневых) электростанций |
- |
336 |
малых (технологических) электростанций |
- |
17,3 тысяч |
гидроэлектростанций |
- |
154 |
котельных (всего) |
- |
84,5 тысяч |
в том числе: |
- |
|
производственных |
- |
8126 |
отопительно-производственных |
- |
13906 |
отопительных |
- |
62492 |
Протяженность тепловых сетей (в двухтрубном исчислении) |
- |
163,26 тыс. км |
Протяженность линий электропередачи (всего): |
- |
4,4 млн. км |
напряжением до 1 кВ |
- |
2,3 млн. км |
напряжением выше 1 до 110 кВ |
- |
1,8 млн. км |
напряжением 220 кВ и выше |
- |
237 тыс. км |
электрических подстанций |
- |
761 тысяч |
потребителей электрической энергии |
- |
885 тыс. |
За 3 месяца 2018 года территориальными органами Ростехнадзора проведено 20 442 обследования в рамках контроля организации безопасной эксплуатации и технического состояния оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, из них плановых - 78, внеплановых - 4 867.
В результате проведенных проверок выявлено 111 498 правонарушений.
По итогам проведенных проверок наложено 6 417 административных наказаний. Всего на нарушителей требований промышленной безопасности наложено 6 159 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 55 570 тыс. руб., в том числе на юридических лиц - 45 482 тыс. руб., на должностных лиц - 9 867 тыс. рублей.
Административное приостановление деятельности применялось 37 раз, временный запрет деятельности - 22.
В ходе проверок отмечен низкий уровень организации и неудовлетворительное состояние дел в вопросах подготовки и повышения квалификации персонала; технического перевооружения и реконструкции электростанций и сетей, обновления основных производственных фондов.
За 3 месяца 2018 года произошло 5 несчастных случаев со смертельным исходом (за аналогичный период 2017 года - 12).
На электроустановках потребителей произошло - 4 (80% от общего количества) несчастных случаев со смертельным исходом, на тепловых установках и сетях - 1 (20%).
Наибольшее количество несчастных случаев произошло в ходе выполнения работ вблизи шинопроводов и электропроводки без снятия напряжения, а также в распределительных устройствах вследствие случайного прикосновения к токоведущим частям, находящимся под напряжением.
Основные причины несчастных случаев:
недостаточная подготовленность персонала к выполнению приемов, влияющих на безопасность работ;
неэффективность мероприятий по подготовке и обучению персонала выполнению требований безопасности;
невыполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в энергоустановках.
По результатам анализа обстоятельств и причин несчастных случаев руководителям поднадзорных организаций было рекомендовано:
доводить до работников материалы анализов несчастных случаев на энергоустановках, подконтрольных органам Ростехнадзора, при проведении всех видов занятий и инструктажей по охране труда;
повысить уровень организации производства работ, а также проверок выполнения организационных и технических мероприятий при подготовке рабочих мест;
обеспечивать проверку знаний персоналом нормативных правовых актов по охране труда при эксплуатации электроустановок, персонал, не прошедший проверку знаний, к работам в электроустановках не допускать;
обеспечить установленный порядок содержания, применения и испытания средств защиты;
усилить контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих безопасность работ;
проводить разъяснительную работу с персоналом о недопустимости самовольных действий, повышать производственную дисциплину, особое внимание обратить на организацию производства работ в начале рабочего дня и после перерыва на обед;
повысить уровень организации работ по монтажу, демонтажу, замене и ремонту энергооборудования, усилить контроль за соблюдением порядка включения и выключения энергооборудования и его осмотров;
не допускать персонал без электрозащитных средств к проведению работ в особо опасных помещениях и помещениях с повышенной опасностью;
не допускать проведение работ вне помещений при проведении технического обслуживания во время интенсивных осадков и при плохой видимости.
За 3 месяца 2018 года на объектах электроэнергетики и в установках потребителей электрической и тепловой энергии зафиксировано 14 аварий, расследование причин которых осуществлялось Ростехнадзором (за аналогичный период 2017 года произошло 7 аварий).
Наибольшее число аварий (71% от общего числа) произошло на электростанциях, электроустановках потребителей и электрических сетях из-за снижения надежности энергосистемы.
Основными причинами аварий на электрооборудовании субъектов электроэнергетики за 3 месяца 2018 года явились:
неисправность релейной защиты и автоматики;
износ оборудования в процессе длительной эксплуатации;
неправильная работа средств режимной и аварийной автоматики из-за проектных ошибок, отклонений от проектов в процессе монтажа и эксплуатации оборудования;
нарушение в работе противоаварийной или режимной автоматики, обусловленное ошибочными действиями персонала;
неквалифицированные действия обслуживающего персонала;
низкое качество технического обслуживания, приводящее к последующими отказам оборудования из-за сбоев в работе релейной защиты и автоматики, коротких замыканий, перекрытия фарфоровых изоляторов;
производственные дефекты оборудования, приводящие к механическим повреждениям, разрушениям оборудования и возможному возгоранию;
природные катаклизмы (сильный ветер, прохождение грозовых фронтов, низовые пожары).
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности осуществляется территориальными органами Ростехнадзора в отношении почти 210 тыс. организаций с государственным участием, обязанных принимать программы энергосбережения и свыше 200 тыс. организаций, обязанных проводить энергетическое обследование в установленный срок.
При осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности территориальными органами Ростехнадзора за 3 месяца 2018 года проверено более 1,7 тысяч организаций, обязанных принять программы энергосбережения.
В ходе проверок выявлено 99 организаций, нарушивших данные требования. За 3 месяца 2018 года за допущенные нарушения наложены административные штрафы на 3 юридических и 2 должностных лиц на общую сумму 170 тыс. рублей.
Проверено почти 2 тысячи организаций, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны были провести первое обязательное энергетическое обследование не позднее 31 декабря 2012 года, при этом выявлено 114 организаций, нарушивших данное требование. За допущенные нарушения наложены штрафы на 24 юридических лица и 23 должностных лица на общую сумму 1 595 тыс. рублей.
В ходе проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлялся контроль за оснащением зданий, строений и сооружений приборами учета. Выявлено 105 зданий, не оснащенных приборами учета энергетических ресурсов. Административное наказание в виде штрафа наложено на 4 юридических лица и 9 должностных лиц на общую сумму 290 тыс. рублей.
Федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору гидротехнических сооружений (далее - ГТС) промышленности, энергетики и водохозяйственного комплекса составляет 25 819, из них:
комплексов ГТС жидких промышленных отходов - 751;
комплексов ГТС топливно-энергетического комплекса - 479;
ГТС водохозяйственного комплекса - 24589, в том числе бесхозяйных ГТС - 3 573.
По классам ГТС распределены следующим образом:
I класса - 141 комплекс;
II класса - 531 комплекс;
III класс - 1 385 комплексов;
IV класса - 23 762 комплекса.
Режим постоянного государственного надзора установлен на 141 комплексе ГТС, из них:
ГТС объектов энергетики -77 комплексов;
ГТС объектов промышленности - 39 комплексов;
ГТС водохозяйственного комплекса 25 комплексов.
По данным Российского регистра ГТС, уровень безопасности поднадзорных ГТС оценивается следующим образом:
нормальный уровень безопасности имеют 39,4% комплексов ГТС;
пониженный уровень безопасности имеют 43,4% комплексов ГТС;
неудовлетворительный уровень безопасности имеют 12,5% комплексов ГТС;
опасный уровень безопасности, характеризуемый потерей работоспособности и не подлежащих эксплуатации, имеют 4,7% комплексов ГТС.
За 3 месяца 2018 года территориальными органами Ростехнадзора проведена 1 101 проверка в области безопасности ГТС, из них плановых - 238, внеплановых - 659, в рамках режима постоянного государственного надзора - 204.
В результате проведенных проверок выявлено 3 273 правонарушения.
По итогам проведенных проверок наложено 487 административных наказаний. Всего на нарушителей требований промышленной безопасности наложено 487 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 12 249 тыс. руб., в том числе на юридических лиц - 10 897 тыс. руб., на должностных лиц - 1 259 тыс. рублей.
Административное приостановление деятельности и временный запрет деятельности не применялись.
Территориальными органами Ростехнадзора постоянно проводится работа по согласованию разработанных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности ГТС планов мероприятий по обеспечению безопасности вновь выявленных бесхозяйных ГТС.
Предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования и осуществлению государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности
В целях совершенствования нормативного правового регулирования в сфере осуществления федерального государственного энергетического надзора необходимо разработать подзаконные нормативные правовые акты для реализации положений Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35 "Об электроэнергетике" и Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в части введения института общественных инспекторов и осуществления допуска в эксплуатацию энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, а также объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
В целях совершенствования нормативного правового регулирования в сфере осуществления федерального государственного надзора в отношении ГТС необходимо:
проработать вопрос целесообразности передачи полномочий по реализации федерального государственного надзора в области безопасности ГТС в отношении судоходных и портовых ГТС от Ространснадзора в Ростехнадзор и внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации;
актуализировать критерии классификации ГТС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. N 986 "О классификации гидротехнических сооружений", в части установочной мощности ГТС ГЭС, ГАЭС, ТЭС и приливных электростанций; размера возможного материального ущерба без учета убытков владельца ГТС; характеристик территории распространения чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии ГТС;
с учетом актуализации критериев классификации ГТС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. N 986 "О классификации гидротехнических сооружений", привести в соответствие ряд положений Свода правил 58.1330.2012 "СНиП 33-01-2003. Гидротехнические сооружения. Общие положения", утвержденные приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г.;
внести изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на снижение рисков для населения и социальных объектов, обусловленных застройкой прибрежных зон водохранилищ и нижних бьефов ГЭС.
В отчетном периоде работа по нормотворчеству осуществлялась в соответствии с планом нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2018 год.
В настоящее время в работе находятся следующие нормативные правовые акты:
проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности гидротехнических сооружений" (в целях приведения в соответствие с действующим законодательством);
проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
проект постановления Правительства Российской Федерации "Об аттестации по вопросам промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности гидротехнических сооружений, надежности и безопасности в сфере электроэнергетики";
проект приказа Ростехнадзора "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации), объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок";
проект приказа Ростехнадзора "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по аттестации работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики";
проект приказа Ростехнадзора "Об утверждении требований к оформлению заключения экспертной комиссии по декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 июня 2018 г. N 276 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений за 3 месяца 2018 года"
Текст приказа официально опубликован не был