Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 мая 2018 г. N 03-04-05/33264
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в части вопросов о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц, а также об обложении налогом на имущество физических лиц недвижимости за рубежом сообщает следующее.
1. С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Введение с 1 января 2001 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
2. В соответствии со статьей 408 Кодекса исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании сведений об инвентаризационной (кадастровой) стоимости, предоставляемых в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанные органы не располагают сведениями об объектах недвижимого имущества, расположенных за пределами Российской Федерации.
Таким образом, у налоговых органов отсутствует информация, необходимая для исчисления налога на имущество физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Кроме того, в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения имущества, заключенными Российской Федерацией со многими иностранными государствами, недвижимое имущество, являющееся собственностью резидента Российской Федерации и расположенное в ином государстве, облагается налогом в этом ином государстве.
Учитывая изложенное, предложение об изменении порядка налогообложения имущества физических лиц не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.