Письмо Минфина России от 28 мая 2018 г. N 03-03-05/35934
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с письмом рассмотрело обращение Благотворительного фонда (далее - благотворительный фонд) и по вопросам, относящимся к сфере ведения, сообщает следующее.
1. По вопросу применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) в части осуществления закупок за счет субсидий.
Пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно положениям статьи 3 Закона N 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд предусматривает совокупность действий, осуществляемых в установленном указанным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
При этом, заказчиками являются государственные или муниципальные заказчики, либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки и уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, положения Закона N 44-ФЗ распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками, предусмотренными статьей 3 указанного Федерального закона.
Так как благотворительный фонд не является заказчиком в соответствии со статьей 3 Закона N 44-ФЗ, положения указанного Федерального закона не распространяются на закупки, осуществляемые фондом.
Кроме того, необходимо отметить, что Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг организациями, перечисленными в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, за исключением случаев, установленных в части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ.
Таким образом, положения Закона N 223-ФЗ также не предусматривают регулирование закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых благотворительными фондами.
2. По вопросу применения упрощенной системы налогообложения.
Пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что если в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения допущено несоответствие требованию, установленному, в частности, подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, он считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено превышение и (или) несоответствие указанному требованию.
Подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ установлено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации или индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
Порядок определения средней численности работников установлен в Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения; N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденных приказом Росстата от 22.11.2017 N 772.
В связи с этим по вопросу возможности включения работников, привлекаемых по договорам с некоммерческими организациями, в состав средней численности работников организации для определения возможности применения организацией упрощенной системы налогообложения следует обратиться в Росстат.
3. По вопросу учета для целей налога на прибыль организаций субсидий, полученных благотворительным фондом для оказания социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Для целей налога на прибыль организаций учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному пунктом 2 статьи 251 НК РФ. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К таким целевым поступлениям согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ относятся средства, предоставленные, в частности, из федерального бюджета, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ к таким целевым поступлениям отнесены также средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
Таким образом, если субсидии будут предоставлены благотворительному фонду безвозмездно на осуществление уставной деятельности, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, то при ведении раздельного учета указанные средства не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В противном случае указанные субсидии будут подлежать учету в составе доходов от реализации. Но при этом и расходы, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, также будут учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
|
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.