Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 мая 2018 г. N 03-01-10/36226
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение с предложениями по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и сообщает.
По предложению о предоставлении налогоплательщикам возможности производить оплату налогов после поступления оплаты от заказчика или покупателя.
По общему правилу, установленному статьями 271 и 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в целях налогообложения прибыли организаций доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся), независимо от фактического поступления (от времени фактической выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Датой получения дохода для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (пункт 3 статьи 271 НК РФ).
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ для целей налогообложения прибыли организаций в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном статьей 266 НК РФ).
При этом сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (пункт 1 статьи 266 НК РФ).
Следует также отметить, что указанная глава НК РФ позволяет налогоплательщикам, чья выручка незначительна, применять кассовый метод, как исключение из общего правила. При этом в рамках кассового метода не только доходы, но и расходы организации признаются "по кассе".
Также обращаем внимание, что организации малого и среднего бизнеса вправе применять (перейти на) специальные налоговые режимы, в частности, упрощенную систему налогообложения, где установлен кассовый метод.
В части предложений о предоставлении налоговых льгот для разработчиков новых продуктов, материалов и технологий сообщаем, что действующая редакция главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ уже предусматривает определенные налоговые преференции для налогоплательщиков, осуществляющий расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР).
Так, для указанных категорий налогоплательщиков предусмотрено исключительное право включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, в том числе и на сумму расходов, которые налогоплательщик фактически не осуществлял.
Учитывая изложенное вышеуказанные предложения не поддерживаются.
По вопросу снижения ставки налога на добавленную стоимость.
В Российской Федерации налог на добавленную стоимость введен с 1 января 1992 года и является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета. При этом порядок применения налога на добавленную стоимость регулируется нормами главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, которые не противоречат международной практике взимания этого налога, применяемой более чем в 90 государствах.
В настоящее время в Российской Федерации основная ставка налога на добавленную стоимость составляет 18 процентов. При этом действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость установлена пониженная ставка данного налога в размере 10 процентов на отдельные социально значимые товары, в том числе продовольственные и медицинские товары, товары для детей и некоторые другие товары и услуги социального характера.
Снижение ставки налога на добавленную стоимость до 10 процентов и ниже приведет к существенному сокращению доходов федерального бюджета, ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере.
Следует также отметить, что, как показывает практика применения налога на добавленную стоимость, снижение ставки данного налога не приводит к существенному снижению уровня розничных цен, поскольку в условиях рыночных отношений ценообразование зависит, в основном, от складывающегося соотношения спроса и предложения на товары (работы, услуги).
В связи с вышеизложенным предложение о снижение размера ставки налога на добавленную стоимость не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.