Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и благодарит за инициативу в отношении совершенствования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Все предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан, внимательно рассматриваются в Департаменте и учитываются в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации,
Дополнительно сообщаем следующее.
Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом влечет уголовную ответственность по статьям 174 (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем) и 174.1 (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Уголовный кодекс).
Также уголовно наказуемыми являются деяния, связанные с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации, предусмотренные статьями 193 (Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) и 193.1 (Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) Уголовного кодекса.
В части третьей статьи 76.1 (Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности) Уголовным кодексом закреплена возможность освобождения лица от уголовной ответственности при выявлении факта совершения до 1 января 2015 года либо до 1 января 2018 года деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных статьей 193 (Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации), частями первой и второй статьи 194 (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица), статьями 198 (Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов), 199 (Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов), 199.1 (Неисполнение обязанностей налогового агента), 199.2 (Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов) Уголовного кодекса.
Освобождение ограничено условием, при котором лицо должно являться декларантом или лицом, информация о котором содержится в соответствующей специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и если такие деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в соответствующей специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в соответствующей специальной декларации.
Отнесение к преступлениям деяний, не связанных с нарушением валютного законодательства и легализацией преступных доходов, не соотносится с задачами Уголовного кодекса, к которым отнесены охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации уголовный закон, будучи в силу своей правовой природы крайним средством, с помощью которого государство осуществляет реагирование на факты правонарушающего поведения, распространяет свое действие лишь на те сферы общественных отношений, регулирование которых с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности, в том числе норм, устанавливающих административную ответственность, оказывается недостаточным (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 270-0).
При этом необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" для отдельных категорий должностных лиц установлены ограничения по размещению денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, несоблюдение которых влечет дисциплинарную ответственность (досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности либо увольнение в связи с утратой доверия).
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 мая 2018 г. N 03-04-05/34418
Текст письма официально опубликован не был