Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев письмо по вопросу о взыскании налоговым органом денежных средств в сумме 234,38 рубля с банковского счета Генерального консульства, открытого в КБ (АО), сообщает следующее.
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. При этом приоритет международной практики над правилами российских законов действующим законодательством не установлен.
Пунктом 1 статьи 31 Венской конвенции от 24.04.1963 "О консульских сношениях" и пунктом 1 статьи 15 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22.05.1992 установлен принцип неприкосновенности консульских помещений в той мере, в какой это предусматривается в указанных статьях.
Согласно подпункту "j" пункта 1 статьи 1 Венской конвенции от 24.04.1963 "О консульских сношениях" и подпункту 10 пункта 1 статьи 1 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22.05.1992 к консульским помещениям относятся используемые исключительно для целей консульского учреждения здания или части зданий и обслуживающий данное здание или части зданий земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них.
Названными конвенциями не установлено, что принцип неприкосновенности консульских помещений в полной мере распространяется на иное имущество (в том числе денежные средства) консульских учреждений.
Установленный пунктом 4 статьи 31 Венской конвенции от 24.04.1963 "О консульских сношениях" и статьей 16 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22.05.1992 иммунитет от любых видов реквизиции в целях государственной обороны или для общественных нужд относительно консульских помещений, предметов их обстановки, имущества консульского учреждения и средств передвижения не распространяется на предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации институт взыскания налоговыми органами задолженности, возникшей у консульского учреждения.
Взысканием задолженности по обязательным платежам, регулируемым Налоговым кодексом Российской Федерации, применяемым на основании указанного Кодекса налоговыми органами в пределах своих полномочий, обеспечивается принудительное исполнение установленных обязанностей организаций и физических лиц, которые в нарушение законодательства о налогах и сборах не исполняются ими самостоятельно.
Взыскание задолженности по обязательным платежам, регулируемым Налоговым кодексом Российской Федерации, не является реквизицией имущества, то есть изъятием имущества, которое осуществляется при возникновении обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой соответствующему собственнику стоимости изъятого имущества.
Для целей регулирования в Российской Федерации гражданско-правовых отношений институт реквизиции определен статьей 242 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Налоговые органы несут обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, реализовывая в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.
Кроме того, представляется необходимым обратить внимание на то, что возврат из бюджетной системы Российской Федерации сумм пеней и иных платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, допускается исключительно по основаниям и в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации и в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации либо на основании вступившего в силу решения суда.
Учитывая изложенное, полагаем, что правовых оснований для возврата из бюджетной системы Российской Федерации сумм пеней, взысканных налоговым органом в пределах своих полномочий и в установленном порядке с банковского счета Генерального консульства в счет исполнения обязанности по уплате возникшей у этого консульского учреждения задолженности, не имеется.
Конституцией Российской Федерации, Венской конвенцией от 24.04.1963 "О консульских сношениях", Консульской конвенцией между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22.05.1992, иными международными договорами Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 03.11.2015 N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации" и другими федеральными законами не предусмотрена неприкосновенность денежных средств на банковских счетах консульского учреждения Республики Польша по их взысканию по решению уполномоченного налогового органа в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке в целях исполнения обязанности по уплате пеней, возникшей у такого учреждения.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 мая 2018 г. N 03-02-07/1/35100
Текст письма официально опубликован не был