Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 мая 2018 г. N 03-01-11/36603
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу роста налогового бремени для предприятий и организаций.
В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 указано на необходимость стабильного законодательства и предсказуемых правил (включая налоги), а также предложено на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия.
Кроме того, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено предоставление достаточного количества налоговых преференций в отношении налогоплательщиков, которые являются фактором, влияющим на рост налоговой нагрузки.
Для налогоплательщиков предусмотрена возможность добровольного выбора оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности.
В соответствии с положениями глав 26.2, 26.3, 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики вправе применять в отношении осуществляемой деятельности специальные налоговые режимы.
Пунктом 1 статьи 18 Кодекса установлено, что специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам, в частности, относятся: упрощенная система налогообложения (далее - УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) и патентная система налогообложения (далее - ПСН).
Так, статьями 346.20 и 346.50 Кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать на период до 2020 года на соответствующей территории: налоговую ставку в размере 0 процентов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной и бытовой сферах и применяющих УСН или ПСН (льготная ставка может применяться в течение двух налоговых периодов со дня регистрации индивидуальных предпринимателей).
Кроме того, субъектам Российской Федерации предоставлено право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право снижать ставки ЕНВД с 15 до 7,5 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН.
При этом минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не ограничен.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено предоставление достаточного количества налоговых преференций в отношении налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы с целью снижения налоговой нагрузки.
В отношении налога на имущество и налога на землю.
Согласно статье 14 Кодекса налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог в соответствии со статьей 15 Кодекса является местным налогом.
Данные налоги являются одними из основных источников формирования соответственно региональных и местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступают.
На основании статей 372 Кодекса налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении этого налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно статье 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектах Российской Федерации.
При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, вопросы, связанные со снижением налоговой нагрузки на малый и средний бизнес при взимании налога на имущество организаций и земельного налога, должны решаться не на федеральном, а на региональном и местном уровнях соответственно законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
В части налога на прибыль организаций.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены самостоятельными полномочиями по выработке мер налогового стимулирования (в части налога на прибыль организаций) организаций на региональном уровне.
Согласно статье 284 Кодекса отдельные категории налогоплательщиков могут применять пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, на основании соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, существуют механизмы предоставления преференций предприятиям и организациям с целью повышения инвестиционной привлекательности и активности в рамках региональных инвестиционных проектов (РИП), территорий опережающего развития (ТОСЭР).
Так, для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов, в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором, в соответствии с данными налогового учета, была получена первая прибыль. В этот же период размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 5 процентов. В течение следующих пяти налоговых периодов размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может быть менее 10 процентов.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.