Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2018 г. N 88-АПГ18-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Совета Батуринского сельского поселения от 26 мая 2014 г. N 92 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Батуринское сельское поселение" Асиновского района Томской области", по апелляционной жалобе Администрации Батуринского сельского поселения Асиновского района на решение Томского областного суда от 22 января 2018 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Томский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета Батуринского сельского поселения от 26 мая 2014 г. N 92 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Батуринское сельское поселение" Асиновского района Томской области" в части включения в границы с. Батурине Батуринского сельского поселения Асиновского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 24-26, 28-3 2 квартал 113; выделы 2, 4-9, 13-15, 17, 19, 21, 22 квартал 118, выделы 2, 3, 9 квартал 127, выделы 1-4, 6, 9, 20 квартал 128, выделы 1, 2, 6, 10, 19, 20, квартал 129 урочища Батуринского участкового лесничества Асиновского лесничества Асиновского района Томской области.
Решением Томского областного суда от 22 января 2018 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Администрация Батуринского сельского поселения Асиновского района обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права, и в удовлетворении заявленного требования отказать.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Томской области представлены возражения.
В судебное заседание представители Федерального агентства лесного хозяйства, Совета Батуринского сельского поселения, Администрации Асиновского района, Администрации Батуринского сельского поселения, Департамента лесного хозяйства Томской области, МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях, прокуратуры Томской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области, ФГБУ Рослесинфог Томский филиал, ФГБУ ФКП Росреестра по Томской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В соответствии с Уставом муниципального образования "Батуринское сельское поселение" Асиновского района представительным органом сельского поселения является Совет Батуринского сельского поселения, к полномочиям которого отнесено утверждение принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Решением Совета Батуринского сельского поселения от 26 мая 2014 г. N 92 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Батуринское сельское поселение" Асиновского района Томской области" утвержден генеральный план сельского поселения. Данное решение размещено на официальном сайте Батуринского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования предусмотрены статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований установлен приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. N 69, который действовал в период утверждения генерального плана поселения (далее - Порядок согласования).
Пунктом 2.1 названного порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе - в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса. В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), которое осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Рослесхоз до 1 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земельного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана органов данный проект считается согласованным с такими органами.
Судом установлено, что согласно генеральному плану Батуринского сельского поселения от 26 мая 2014 г. граница муниципального образования имеет пересечение с землями лесного фонда: в выделах 24-26, 28-32 квартала 113; в выделах 2, 4-9, 13-15, 17, 19, 21, 22 квартала 118, в выделах 2, 3, 9 квартала 127, выделах 1-4, 6, 9, 20 квартала 128, в выделах 1, 2, 6, 10, 19, 20, квартала 129 урочища Батуринского участкового лесничества Асиновского лесничества Асиновского района Томской области.
Данное обстоятельство подтверждено схемой графического наложения границ населенного пункта на материалы лесоустройства Асиновского лесничества, выполненной ФГБУ "Рослесинфорг". Факт наложения границ земель лесного фонда на земли населенного пункта с. Батурино, входящего в состав муниципального образования "Батуринское сельское поселение", подтверждается схемой расположения границ населенного пункта с. Батурино относительно земель лесного фонда Асиновского лесничества Батуринского участкового лесничества.
Право собственности Российской Федерации на лесные участки подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 1 декабря 2008 г. и таксационным описанием и планом лесонасаждений Батуринского урочища Батуринского лесничества Батуринского лесхоза Агентства лесного хозяйства по Томской области 2004 г., 2003 г. (л.д. 14-31, т. 3).
Согласно материалам дела проект Генерального плана муниципального образования "Батуринское сельское поселение" и материалы по его обоснованию были размещены административным ответчиком в федеральной информационной системе территориального планирования на сайте htpp://fgis.minregion.ru/ 28 ноября 2013 г., карточка согласования проекта N 136950135. Уведомление об обеспечении доступа к проекту направлено в Минрегион России посредством почтового отправления 10 декабря 2013 г., которое получено 25 декабря 2013 г.
Проект генерального плана сельского поселения был рассмотрен и согласован с Рослесхозом в связи с тем, что проектом не предусматривалось увеличение границ сельского поселения.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, процедура согласования с Рослехозом административным ответчиком не соблюдена.
В соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Представленные ответчиком на согласование материалы по обоснованию генерального плана сельского поселения не содержали сведений о земельных участках, которые включаются в границу населенного пункта с. Батурине.
Рослесхоз согласовал проект генерального плана поселения, поскольку проект не предусматривал увеличение границ поселения за счет земель лесного фонда, в связи с чем Рослесхоз не был уведомлен о наличии земель лесного фонда в границах поселения.
В связи со специальным правовым режимом лесного фонда и в целях недопущения незаконного изъятия его участков при утверждении генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений необходимо согласование включения лесных участков в земли населенных пунктов с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений. Рослесхоз не согласовывал оспариваемый нормативный правовой акт в части включения земель лесного фонда в границы населенного пункта.
В связи с изложенным судом сделан правильный вывод о том, что решение об утверждении генерального плана муниципального образования без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства включения в земли населенного пункта лесных участков принято с нарушением установленных норм.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда Судебной коллегией не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Томского областного суда от 22 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Батуринского сельского поселения Асиновского района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2018 г. N 88-АПГ18-1
Текст определения официально опубликован не был