Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2018 г. N 51-АПГ18-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Борисовой Л.В. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Алтайского края о признании не действующим в части решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17 июня 2015 г. N 80 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края" по апелляционной жалобе управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов на решение Алтайского краевого суда от 13 февраля 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
первый заместитель прокурора Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения N 1 "Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек" (далее также - приложение N 1) к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17 июня 2015 г. N 80 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края" (далее также - Решение N 80).
В обоснование требований указал на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее также - Правила N 306). Оспариваемым нормативным правовым актом расход воды на полив земельного участка определен на основании пункта 5.3 свода правил "СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 635/14, а период использования холодной воды на полив земельного участка на территории Алтайского края установлен равным четырем месяцам (май, июнь, июль, август) на основании пункта 5.1.1 ведомственных норм технологического проектирования "Нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения. ВНТП-Н-97", утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 14 февраля 1995 г. Указанные нормативные акты не подлежат применению для расчета норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек. Административным ответчиком данные о климатических условиях, которые бы позволяли сделать вывод о том, что на территории Алтайского края такой норматив подлежит применению с мая по август включительно, не запрашивались и не анализировались. В нарушение пункта 49 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определен лишь по двум направлениям использования коммунального ресурса: на полив земельного участка и на водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных.
Решением Алтайского краевого суда от 13 февраля 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено частично: приложение N 1 к Решению N 80 признано не действующим в той мере, в какой оно не устанавливает нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для водоснабжения открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке, а также для водоснабжения иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов.
В апелляционной жалобе управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что административным истцом избран ненадлежащий способ судебной защиты, поскольку неустановление части нормативов представляет собой бездействие, оспаривание которого подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Указывает, что в отсутствие в Правилах N 306 утвержденного порядка расчета и соответствующих формул нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для водоснабжения открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке, а также для водоснабжения иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов, установлены быть не могли.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого Решения N 80) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил N 306 (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату принятия Решения N 80) определено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования.
Согласно пункту 20 названных правил, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек устанавливаются с применением расчетного метода.
В силу пункта 13 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода подлежат использованию формулы согласно приложению N 1 к данным Правилам.
Пунктом 49 Правил N 306 установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определяется отдельно по каждому из следующих направлений использования: полив земельного участка; водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных; водоснабжение открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке; водоснабжение иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решение N 80 принято уполномоченным органом в установленной форме (пункты 4.37, 5.4 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 г. N 695) и официально опубликовано 20 июня 2015 г. в газете "Алтайская правда" N 109.
В приложении N 1 к Решению N 80 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек по следующим направлениям: полив земельного участка, подлежащий применению в период, равный 4 месяцам, - с мая по август включительно; водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных.
Удовлетворяя частично административное исковое заявление, суд пришел к обоснованному выводу, что приложение N 1 противоречит Правилам N 306 в той мере, в какой оно не устанавливает нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для водоснабжения открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке, а также для водоснабжения иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.
Обязательность установления нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек по всем направлениям использования, перечисленным в пункте 49 Правил N 306, обусловлена прямым указанием на это в данных правилах.
Установление названных нормативов по отдельным направлениям использования недопустимо в силу того, что это ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате водоснабжения, что не согласуется с общеправовыми принципами равенства и справедливости.
Кроме того, отсутствие нормативов для потребителей, имеющих открытые (крытые) летние бассейны, бани, сауны, закрытые бассейны, примыкающие к жилому дому и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом земельном участке, а также иные надворные постройки, в том числе гаражи, теплицы (зимние сады), иные объекты, фактически приводит к получению такими потребителями преимуществ за счет ресурсоснабжающей организации.
Занимаемая административным ответчиком позиция не согласуется также и с пунктом 11 Правил N 306, согласно которому нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии в Правилах N 306 порядка расчета и соответствующих формул для нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению по направлениям, не включенным в Решение N 80, Судебной коллегией отклоняются.
В отсутствие прямого запрета на это в Правилах N 306 регулирующий орган вправе использовать по аналогии формулу 28 (расчет норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для водоснабжения и приготовления пищи для соответствующего сельскохозяйственного животного) тем более, что сам расчет сводится к определению расхода воды в месяц (путем деления расхода воды, определяемого уполномоченным органом, на количество месяцев использования).
Доводы жалобы относительно избрания прокурором ненадлежащего способа судебной защиты являются ошибочными. При наличии нормативного правового акта, установившего нормативы потребления коммунальной услуги только по части направлений использования коммунального ресурса, подлежит оспариванию этот нормативный правовой акт, а не бездействие органа, уполномоченного на его принятие.
Выводы суда аргументированы, основаны на правильной оценке фактических обстоятельств административного дела и на положениях приведенных норм материального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 13 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов - без удовлетворения.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2018 г. N 51-АПГ18-5
Текст определения официально опубликован не был