Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2018 г. N 18-АПГ18-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Марин энд индастриал продакшен ЛТД" на решение Краснодарского краевого суда от 9 февраля 2018 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя общества с ограниченной ответственностью "Марин энд индастриал продакшен ЛТД" Штомпеля А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745 утверждён перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, согласно пункту 42321 которого налоговая база как кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется в отношении здания с кадастровым номером 23:47:0207081:154, находящегося по адресу: Краснодарский край, город Новороссийск, Сакко и Ванцетти улица, владение 2.
Общество с ограниченной ответственностью "Марин энд индастриал продакшен ЛТД", являющееся собственником данного здания, обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании пункта 42321 названного перечня объектов недвижимого имущества недействующим, ссылаясь в обоснование своего требования на противоречие оспариваемой нормы положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Краснодарского краевого суда от 9 февраля 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Марин энд индастриал продакшен ЛТД" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с указанными выводами суда согласилась; решение суда в данной части не обжалуется.
Между тем при проверке соответствия оспариваемой нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришёл к неверному выводу о закономерности включения названного выше объекта недвижимости в оспариваемый перечень.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что включение здания с кадастровым номером 23:47:0207081:154 в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества отвечает требованиям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом суд учёл сведения об основном виде экономической деятельности общества с ограниченной ответственностью "Марин энд индастриал продакшен ЛТД", указанном в Едином государственном реестре юридических лиц, - торговля оптовая неспециализированная.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неверном истолковании норм материального права.
Согласно положениям пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром, торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов административного дела следует, что здание с кадастровым номером 23:47:0207081:154 расположено на земельном участке, вид разрешённого использования которого указан следующий - "для эксплуатации и обслуживания административного здания".
Такой вид разрешённого использования земельного участка размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не предусматривает.
Исходя из экспликации к поэтажному плану здание с кадастровым номером 23:47:0207081:154, содержащейся в техническом паспорте, составленном филиалом государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация" по городу Новороссийску 26 января 2009 года, в данном здании, имеющем наименование "административное здание" и площадь 384 квадратных метра, находятся помещения со следующими назначениями: "кабинет", "склад", "подсобная", "коридор", "лестничная клетка", "котельная", "умывальная" и "санитарный узел".
На момент включения здания с кадастровым номером 23:47:0207081:154 в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества его фактическое использование не устанавливалось.
Обследование данного здания в целях определения вида его фактического использования состоялось только 22 декабря 2017 года, когда специалистом государственного казённого учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" при обеспеченном доступе к объекту обследования с осуществлением фотосъёмки было установлено, что указанное здание не используется; в здании произведён ремонт, в помещениях отсутствует мебель, оборудование, организационная техника, на дверях нет информационных табличек; в связи с планируемым размещением в здании общества с ограниченной ответственностью "Марин энд индастриал продакшен ЛТД" частично перевезён архив, ведётся монтаж стеллажей; одно из помещений оборудовано мебелью для профессионального обучения сотрудников; объект расположен в глубине огороженной территории, подходы (подъезды) к объекту с улицы отсутствуют; доступ к объекту ограничен (закрытая территория, пропускная система).
Таким образом, доказательств тому, что 20 и более процентов от общей площади здания с кадастровым номером 23:47:0207081:154 предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
В этой связи Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что на основании приведённых сведений здание с кадастровым номером 23:47:0207081:154 не могло быть включено в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "Марин энд индастриал продакшен ЛТД" у суда первой инстанции не имелось, поэтому обжалуемое решение Краснодарского краевого суда является незаконным и подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения о признании пункта 42321 оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, недействующим. При этом указанная норма подлежит признанию не действующей со дня вступления приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745 в силу.
Доводы суда первой инстанции об основном виде экономической деятельности общества с ограниченной ответственностью "Марин энд индастриал продакшен ЛТД", указанном в Едином государственном реестре юридических лиц, основаны на неверном истолковании судом пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и применительно к положениям данных норм значения не имеют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 9 февраля 2018 года отменить и принять по административному делу новое решение, которым административный иск общества с ограниченной ответственностью "Марин энд индастриал продакшен ЛТД" удовлетворить.
Пункт 42321 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённого приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745, признать не действующим со дня вступления данного приказа в силу.
Настоящее апелляционное определение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, а также размещению на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2018 г. N 18-АПГ18-16
Текст определения официально опубликован не был