Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 11-КГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Красноперовой Татьяны Александровны на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 мая 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 августа 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Красноперовой Т.А. о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан и возложении обязанности обеспечить жизненно необходимым лекарственным препаратом.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Красноперовой Т.А. - Ахмадуллина Ф.Р., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Красноперова Т.А. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выразившегося в не обеспечении ее жизненно необходимым лекарственным препаратом, и возложении обязанности обеспечить назначенным препаратом.
Свои требования обосновала тем, что является инвалидом II группы, по состоянию здоровья наблюдается в ОАО "Городская клиническая больница N _". Согласно выпискам из больниц ей рекомендован по жизненным показаниям для длительного лечения препарат ... не подлежащий отмене и замене. Однако лечащий врач в ОАО "Городская клиническая больница N ..." (поликлиника) в назначении данного препарата ей отказал, рекомендовав обратиться в Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
Письмом от 23 ноября 2016 года Министерство здравоохранения Республики Татарстан отказало в обеспечении данным препаратом.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 мая 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 августа 2017 года, отказано в удовлетворении административного иска Красноперовой Т.А.
Определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 30 октября 2017 года Красноперовой Т.А. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе Красноперовой Т.А. поставлен вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации и отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2018 года административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 30 марта 2018 года передано для рассмотрения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что нарушения норм материального и процессуального права были допущены судебными инстанциями.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Красноперова Т.А. является инвалидом II группы, по состоянию здоровья наблюдается в ОАО "Городская клиническая больница N ..." с диагнозами: ...
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева" Министерства здравоохранения Российской Федерации, куда в сентябре 2016 года была госпитализирована Красноперова Т.А., после выписки рекомендовало ей по жизненным показаниям для длительного лечения препарат ... в дозировке: 125 мг 2 раза в сутки в соответствии с рекомендациями ВОЗ ... с указанием на то, что данный препарат отмене и замене не подлежит.
Лечащий врач-кардиолог государственного автономного учреждения здравоохранения "Межрегиональный клинико-диагностический центр" в г. Казани также назначил Красноперовой Т.А. медикаментозную терапию, в том числе препаратом ... в дозировке: 125 мг 2 раза в сутки, с пометкой, что препарат является жизненно необходимым, отмене и замене не подлежит. Между тем лечащий врач в ОАО "Городская клиническая больница N ..." (поликлиника) в назначении данного препарата отказал, рекомендовав обратиться в Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
В ответ на обращение Красноперовой Т.А. Министерство здравоохранения Республики Татарстан письмом от 23 ноября 2016 года отказало ей в обеспечении данным препаратом, указав, что лекарственный препарат ... в приложение N 2 Перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года N 2724-р, для федеральных льготников, не включен.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суды исходили из того, что лекарственный препарат ... в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года N 2724-р не включен; рекомендация по приему лекарственного препарата, содержащаяся в выписке стационарного учреждения, не является основанием для оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях. Кроме того, отсутствуют указания лечащего врача по месту жительства Красноперовой Т.А. о назначении ей препарата ... по жизненным показаниям.
Судебная коллегия считает данные выводы судов ошибочными по следующим основаниям.
Согласно положениям части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (пункт 1), организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (пункт 7), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 данного Федерального закона (пункт 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в пункт 23 которого включена легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная) - код заболевания I27.0.
В соответствии со статьей 37 названного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1).
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (пункт 2 части 4 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 1446н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи при легочной артериальной гипертензии (далее - Стандарт), распространяющийся в том числе на поставленный административному истцу диагноз I27.8. В предусмотренный Стандартом перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, включен препарат ... об обеспечении которым просила Красноперова Т.А.
В силу пункта 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 3 части 5 статьи 80 названного Федерального закона предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются в том числе категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (часть 7 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года N 1382 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год. Согласно разделу V программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи". За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890, неработающие инвалиды II группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (статьи 6.1 и 6.2).
Пунктом 3 примечаний к Стандарту установлено, что граждане, имеющие в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года N 2724-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год ... в который включен назначенный Красноперовой Т.А. лекарственный препарат - ...
Этим же распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (приложение N 2).
Аналогичное регулирование в отношении названного лекарственного препарата сохранилось в 2017 и 2018 годах согласно перечням жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года N 2885-р и от 23 октября 2017 года N 2323-р соответственно.
Исходя из приведенных нормативных положений, назначенный административному истцу препарат ... входит как в Стандарт, так и в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 года N 1052 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, согласно пункту 4.4 которого министерство обязано организовывать обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами питания и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования в связи с отсутствием назначения (рецепта) лекарственного препарата лечащим врачом по месту жительства, суды не учли, что с рекомендациями, полученными в ФГБУ "Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева" и в ГАУЗ "Межрегиональный клинико-диагностический центр" в г. Казани, Красноперова Т.А. обращалась к лечащему врачу в ОАО "Городская клиническая больница N ..." (поликлиника), который разъяснил ей необходимость подать заявление в Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу о том, что Красноперовой Т.А. были предприняты необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения ей жизненно важного лекарственного препарата ... и обеспечения данным препаратом, однако Министерство здравоохранения Республики Татарстан и медицинское учреждение уклонились от действий по решению вопроса о назначении и обеспечении истца требуемым лекарственным препаратом.
Судами данные обстоятельства и требования закона не учтены.
При рассмотрении и разрешении дела суды не исследовали вопрос о том, за счет какого бюджета (Российской Федерации или Республики Татарстан) и кем именно должно осуществляться такое обеспечение.
В силу части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 1 статьи 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.
Таким образом, в случае заблуждения административного истца относительно того, кто должен быть административным ответчиком по его административному исковому заявлению, суд вправе по собственной инициативе произвести замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Разрешение вопроса о выборе надлежащего административного ответчика по административному делу зависит от установления и исследования фактических обстоятельств административного дела.
В нарушение названных положений суд не указал надлежащих ответчиков по спору и не поставил перед заявителем вопрос о привлечении их к участию в деле.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Красноперовой Т.А., что согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное и разрешить административный иск в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 мая 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 августа 2017 года отменить.
Административное дело по административному исковому заявлению Красноперовой Т.А. о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан и возложении обязанности обеспечить жизненно необходимым лекарственным препаратом направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 11-КГ18-9
Текст определения официально опубликован не был