Определение Верховного Суда РФ от 5 июля 2018 г. N 310-ЭС18-4331
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2018 по делу N А83-10407/2017 Арбитражного суда Республики Крым, установил:
федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" (далее - ФКУ "Управление Черноморского флота", заказчик) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском о взыскании с акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", исполнитель) 66 462 рублей 11 копеек неустойки в связи с просрочкой выполнения работ по государственному контракту от 12.10.2016 N 903 на выполнение работ по текущему ремонту казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Республики Крым, в 2016 году.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.09.2017, принятым в порядке упрощенного производства путем подписания судьей резолютивной части решения, иск удовлетворен.
АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о составлении мотивированного решения по делу и восстановлении срока на подачу этого заявления.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 25.10.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" обратилось с апелляционной жалобой.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2018 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано, с ФКУ "Управление Черноморского флота" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 658 рублей за подачу искового заявления и 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Как установлено апелляционным судом, между ФКУ "Управление Черноморского флота" (заказчиком) и АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (исполнителем) заключен государственный контракт от 12.10.2016 N 902 на выполнение работ по текущему ремонту казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Республики Крым, в 2016 году (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 3.1 цена контракта составляет 6 039 439 рублей 42 копейки, в том числе НДС по ставке 18% - 921 270 рублей 42 копейки.
Согласно пунктам 5.1-5.2 контракта, начальные и конечные сроки выполнения работ по текущему ремонту объекта устанавливаются планом-графиком выполнения работ (приложение N 9), согласованным сторонами.
Пунктом 1 плана-графика выполнения работ установлены дата начала работ по текущему ремонту объекта (военный городок N 112, штаб N 1) - 05.11.2016 и дата окончания работ - 05.12.2016.
Исполнитель сдал работы заказчику 16.12.2016 - с нарушением срока, установленного контрактом, просрочка исполнения обязательств по контракту составила 11 календарных дней.
Согласно акту о приемке выполненных работ (формы N КС-2) и справке о стоимости выполненных работ и затрат (формы N КС-3) от 16.12.2016 N 96 стоимость выполненных работ и затрат по названному объекту составила 6 039 265 рублей 96 копеек, в том числе НДС - 921 243 рубля 96 копеек.
Оплата выполненных работ в указанном размере осуществлена по платежному поручению от 28.12.2016 N 735239.
В соответствии с соглашением от 28.02.2017 о расторжении контракта (пункты 5-8) обязательства по оплате контракта по факту выполненных работ исполнены в размере 6 039 265 рублей 96 копеек; оставшиеся работы на сумму 173 рубля 46 копеек заказчиком не принимаются и не оплачиваются; стороны по исполнению контракта претензий друг к другу не имеют; неотъемлемой частью соглашения является приложение N 1 "Акт сверки взаимных расчетов".
В связи с просрочкой выполнения работ по объекту заказчиком начислена исполнителю неустойка в размере 66 462 рублей 11 копеек в соответствии с пунктом 15.2 контракта и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Установив, что обязательства ответчика по контракту возникли и полностью выполнены им в 2016 году, сумма начисленных пени составляет менее 5% цены контракта, руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Постановление N 190), суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении иска, поскольку начисленная сумма пени подлежала списанию заказчиком в соответствии с пунктом 6.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ и подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 190.
Взыскивая с ФКУ "Управление Черноморского флота" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу искового заявления и за рассмотрение апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходил из того, что предъявленный иск связан с нарушением ответчиком сроков выполнения работ по государственному контракту, то есть вытекает из гражданских правоотношений и не связан с защитой государственных или общественных интересов, в связи с чем истец не освобождается от уплаты государственной пошлины.
Обращаясь в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой на постановление апелляционного суда, ФКУ "Управление Черноморского флота" ссылается на отсутствие оснований для списания неустойки, необоснованное восстановление срока на подачу ответчиком апелляционной жалобы, а также на неправильное применение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, является администратором доходов бюджетных средств, создан для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности Черноморского флота и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, осуществляет функции органа военного управления, относится к государственным органам, выступающим в защиту государственных интересов, в связи с чем освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая, что приведенные в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания, жалоба ФКУ "Управление Черноморского флота" на постановление апелляционного суда вместе с делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 184, 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2018 по делу N А83-10407/2017 Арбитражного суда Республики Крым передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 26 июля 2018 года на 15 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 5 июля 2018 г. N 310-ЭС18-4331 по делу N А83-10407/2017
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2018 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 315-ПЭК18
30.10.2018 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 315-ПЭК18
07.02.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2477/17
25.10.2017 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-10407/17