Дата введения - 15 июня 2018 г.
Настоящее изменение введено в действие через 6 месяцев со дня издания приказа Минстроя России от 14 декабря 2017 г. N 1665/пр
Дополнить введение абзацем в следующей редакции:
"Изменение N 2 к СП 37.13330.2012 разработано авторским коллективом ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (д-р техн. наук Л.А. Андреева, канд. экон. наук А.А. Зенкин, канд. техн. наук А.Г. Колчанов, Н.И. Карганова, А.В. Багинов, Л.В. Клименко).".
7 Автомобильный транспорт
7.4 План и продольный профиль
Пункт 7.4.1. Изложить в новой редакции:
"Если по условиям рельефа местности или планировочных решений территории предприятия не представляется возможным применить параметры, приведенные в таблице 7.3, или их применение связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства, при проектировании допускается снижение нормативных параметров до значений, приведенных в таблице 7.4.".
Таблица 7.4. Изложить в новой редакции:
Таблица 7.4
Параметры плана и продольного профиля |
Значения параметров при расчетной скорости движения транспортных средств, км/ч |
|||||||
70 |
60 |
50 |
40 |
30 |
25 |
20 |
15 |
|
Наибольший продольный уклон, |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Расстояние видимости, м: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- поверхности дороги |
150 |
125 |
100 |
75 |
50 |
40 |
30 |
25 |
- встречного автомобиля |
300 |
250 |
200 |
150 |
100 |
80 |
60 |
50 |
Наименьшие радиусы кривых в плане, м |
200 |
150 |
100 |
60 |
50 |
40 |
30 |
20 |
Наименьшие радиусы кривых в продольном профиле: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- выпуклых при высоте глаз водителя над поверхностью дороги, м: |
|
|
|
|
|
|
|
|
2,0 |
5600 |
3900 |
2500 |
1400 |
650 |
400 |
250 |
160 |
2,5 |
4500 |
3100 |
2000 |
1100 |
500 |
320 |
180 |
125 |
3,0 |
3750 |
2600 |
1700 |
900 |
420 |
270 |
150 |
100 |
4,0 |
- |
- |
1250 |
700 |
300 |
200 |
110 |
80 |
5,0 |
- |
- |
1000 |
600 |
250 |
160 |
90 |
60 |
6,0 |
- |
- |
850 |
500 |
200 |
130 |
75 |
50 |
7,0 |
- |
- |
700 |
400 |
180 |
120 |
65 |
45 |
- вогнутых при высоте фар над поверхностью дороги, м: |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,7 |
3400 |
2700 |
2100 |
1400 |
800 |
600 |
370 |
270 |
1,0 |
3100 |
2400 |
1800 |
1200 |
650 |
470 |
300 |
220 |
2,0 |
2400 |
1900 |
1300 |
850 |
430 |
300 |
180 |
130 |
3,0 |
- |
- |
1100 |
650 |
320 |
220 |
130 |
90 |
4,0 |
- |
- |
900 |
550 |
260 |
170 |
100 |
70 |
5,0 |
- |
- |
750 |
450 |
210 |
140 |
80 |
60 |
6,0 |
- |
- |
650 |
400 |
180 |
120 |
70 |
50 |
7,0 |
- |
- |
600 |
350 |
160 |
100 |
60 |
40 |
Примечания 1 Значения продольного уклона приведены для автомобилей с колесной формулой 4x2. 2 На отдельных участках дорог, а также для автомобилей с другой колесной формулой допускается увеличение продольного уклона в соответствии с данными предприятия-изготовителя, типа и состояния покрытия, а также технического состояния автомобиля. 3 Для автопоездов и при перевозке горячих грузов значение наибольшего продольного уклона определяется расчетом с учетом технических характеристик автотранспортных средств и требований к перевозке опасных грузов. 4 Для дорог категорий I-к, II-к, III-к, располагаемых в нагорных карьерах и находящихся в сложных климатических условиях (частые туманы, гололед), а также для дорог, располагаемых в горной местности на высоте 1000 м и выше, наибольшие продольные уклоны следует рассчитывать с учетом вида трансмиссии и безопасной скорости движения и принимать не более . 5 В стесненных условиях минимальный радиус кривой в плане принимают не менее двух значений конструктивного радиуса поворота для одиночных специализированных автомобилей и не менее трех значений для тягачей с полуприцепами. |
7.5 Поперечный профиль
Пункт 7.5.1 Четвертый-седьмой абзацы. Изложить в новой редакции:
"При этом минимальное расстояние от кромки проезжей части должно быть:
- до внутреннего края грунтового вала - 0,5 м;
- до металлических и бетонных ограждений - 1,5 м.
Минимальное расстояние от бровки земляного полотна должно быть:
- до наружного края грунтового вала - 1,0 м;
- до грани металлических и бетонных ограждений для стандартных автомобилей - 0,5 м; для автомобилей особо большой грузоподъемности - 1,0 м.".
Пункт 7.5.2. Таблица 7.9. Изложить в новой редакции:
Таблица 7.9
Категория автомобильных дорог |
Число полос движения |
Ширина проезжей части внутриплощадочных дорог при габарите автомобиля, м |
Ширина проезжей части на межплощадочных дорогах при габарите автомобиля, м |
Ширина обочин внутриплощадочных дорог при габарите автомобиля, м |
Ширина обочин межплощадочных дорог при габарите автомобиля, м |
||||||||
до 2,5 |
от 3,0 до 5,0 |
от 3,0 до 10 |
до 2,5 |
от 3,0 до 5,0 |
от 3,0 до 10 |
до 2,5 |
от 3,0 до 5,0 |
от 3,0 до 10 |
до 2,5 |
от 3,0 до 5,0 |
от 3,0 до 10 |
||
I-в |
2 |
7,5 |
9,0-15,0 |
- |
7,5 |
11,0-18,0 |
- |
1,5 |
1,5 |
- |
2,0 |
2,0 |
- |
II-в |
2 |
7,0 |
8,5-14,0 |
- |
7,0 |
10,5-17,0 |
- |
1,5 |
1,5 |
- |
1,5 |
1,5 |
- |
III-в |
2 |
6,0 |
8,0-13,0 |
- |
6,5 |
10,0-16,5 |
- |
1,5 |
1,5 |
- |
1,5 |
1,5 |
- |
IV-в |
1 |
4,5 |
4,5-7,5 |
- |
4,5 |
4,5-7,5 |
- |
1,0 |
1,5 |
- |
1,5 |
1,5 |
- |
I-л |
2 |
7,5 |
9,0-15,0 |
- |
7,5 |
11,0-18,0 |
- |
1,5 |
1,5 |
- |
2,0 |
2,0 |
- |
II-л |
2 |
7,0 |
8,0-14,0 |
- |
7,0 |
10,5-17,0 |
- |
1,5 |
1,5 |
- |
2,0 |
2,0 |
- |
III-л |
1 |
4,5 |
4,5-7,5 |
- |
4,5 |
4,5-7,5 |
- |
1,0 |
1,5 |
- |
1,5 |
1,5 |
- |
IV-л |
1 |
4,5 |
4,5-7,5 |
- |
4,5 |
4,5-7,5 |
- |
1,0 |
1,5 |
- |
1,5 |
1,5 |
- |
I-к |
2 |
- |
- |
10,0-33,0 |
8,0 |
- |
12,0-40,0 |
- |
- |
1,5-3,0 |
- |
- |
2,0-4,0 |
II-к |
2 |
8,0 |
- |
9,5-32,0 |
9,5 |
- |
11,5-38,0 |
1,5 |
- |
1,5-3,0 |
2,0 |
- |
2,0-1,0 |
III-к |
2 |
7,5 |
- |
9,0-30,0 |
9,0 |
- |
11,0-36,0 |
1,5 |
- |
1,5-2,5 |
2,0 |
- |
2,0-3,0 |
IV-к |
1 |
4,5 |
- |
4,5-15,0 |
4,5 |
- |
4,5-15,0 |
1,0 |
- |
1,5-2,5 |
1,5 |
- |
1,5-2,5 |
Примечания 1 Ширина проезжей части приведена в габаритах расчетного автомобиля. 2 Для промежуточных значений габаритов автомобилей по ширине минимальные значения параметров поперечного профиля определяются интерполяцией с округлением в большую сторону до 0,5 м. 3 Ширину проезжей части однополосных дорог категорий I-к, II-к, III-к, IV-к, I-в, II-в, III-в, IV-в, I-л, II-л, III-л, IV-л (внутриплощадочные и межплощадочные) необходимо принимать в размере двух габаритов расчетного автомобиля при условии кольцевого движения и отсутствия встречного движения и обгонов. В стесненных условиях для дорог категорий II-к, III-к, IV-k, II-в, III-в, IV-в, II-л, III-л, IV-л ширину проезжей части однополосных дорог допускается принимать в размере 1,5 габарита расчетного автомобиля при условии обеспечения безопасности дорожного движения (установка дорожных знаков, ограждения, освещения и т.п.). Ширину обочин принимают в соответствии с настоящей таблицей. 4 При расположении карьера в дорожно-климатической зоне I и для нагорных карьеров ширина проезжей части внутриплощадочных дорог категорий I-к, II-к, III- к должна быть не менее 3,5; 3,4 и 3,2 габарита расчетного автомобиля по ширине соответственно и должна быть обеспечена безопасность дорожного движения (установка дорожных знаков, ограждения с установкой катафотных отражателей, освещения и т.п.). 5 Под габаритом подразумевается расстояние между крайними боковыми точками автотранспортного средства с учетом всех жестко закрепленных деталей, не относящихся к дополнительному оборудованию (зеркала заднего вида габаритные указатели и т.п.). |
Пункт 7.5.13. Таблица 7.11. Изложить в новой редакции:
Таблица 7.11
Расчетная скорость движения, км/ч |
Поперечный уклон, , при радиусе горизонтальной кривой, м |
|||||||||
600-501 |
500-401 |
400-301 |
300-201 |
200-101 |
100-81 |
80-61 |
60-40 |
30 |
15 |
|
70 |
30 |
30 |
40 |
40 |
60 |
- |
- |
- |
- |
- |
60 |
30 |
30 |
30 |
40 |
50 |
60 |
- |
- |
- |
- |
50 |
30 |
30 |
30 |
30 |
40 |
50 |
60 |
- |
- |
- |
40 |
20 |
20 |
30 |
30 |
30 |
40 |
40 |
50 |
- |
- |
30 |
20 |
20 |
20 |
20 |
30 |
30 |
30 |
40 |
50 |
- |
15 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
30 |
30 |
40 |
Примечание - Поперечный уклон виража в районах с гололедом более трех дней в году и продолжительностью снегового покрова более 30 дней в году не должен превышать . |
7.6 Пересечения и примыкания
Пункт 7.6.1. Дополнить абзацем в следующей редакции:
"Пересечения подъездных и технологических путей межплощадочными и внутриплощадочными дорогами, по которым осуществляется перевозка горячих грузов, допускается в одном уровне с оборудованием переезда автоматической светофорной сигнализацией.".
Пункт 7.6.2. Первый абзац и таблица 7.12. Изложить в новой редакции:
"7.6.2 На пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне должна быть обеспечена видимость пересекающего или примыкающего направления на расстояние, указанное в таблице 7.12.".
Таблица 7.12
Продольный уклон, |
Минимальное расстояние видимости поверхности дороги, м, при расчетной скорости, км/ч |
|||||||
70 |
60 |
50 |
40 |
30 |
25 |
20 |
15 |
|
40 (подъем) |
130 |
105 |
80 |
65 |
40 |
30 |
20 |
15 |
20 (подъем) |
140 |
115 |
90 |
70 |
45 |
35 |
25 |
20 |
0 |
150 |
125 |
100 |
75 |
50 |
40 |
30 |
25 |
20 (спуск) |
160 |
135 |
110 |
85 |
60 |
50 |
40 |
35 |
40 (спуск) |
170 |
145 |
120 |
95 |
70 |
60 |
50 |
45 |
Пункт 7.6.2. Дополнить пункт абзацем и рисунком 7.1 в следующей редакции:
"На рисунке 7.1 представлены схемы обеспечения видимости на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне.
Пункт 7.6.3. Изложить в новой редакции:
"В случае расположения перекрестка дорог в зоне вертикальных или горизонтальных кривых расстояние видимости , м, принимают в соответствии с рисунком 7.2 в размере:
300 - при скорости движения по главной дороге 70 км/ч;
200 - при скорости движения по главной дороге 60 км/ч;
100 - при скорости движения по главной дороге 40 км/ч.
Указанные расстояния обеспечивают обзорность водителям в зоне пересечения при условии остановки автомобиля на второстепенной дороге на расстоянии 10 м от кромки проезжей части главной дороги.
Пункт 7.6.4. Изложить в новой редакции:
"7.6.4 Наименьший радиус кривых при сопряжениях дорог в местах пересечений или примыканий принимают в зависимости от категории дороги, с которой происходит съезд, независимо от угла пересечения и примыкания при съездах с дорог:
категорий I-в, II-в, I-л, II-л - 25 м;
категорий III-в, III-л - 20 м;
категорий IV-в, IV-л - 15 м.
При расчете на регулярное движение автопоездов (более 25% в составе потока) радиусы кривых на съездах следует увеличивать до 30 м для всех категорий дорог.
При движении автомобилей особо большой грузоподъемности наименьший радиус в местах примыкания и пересечения для всех категории дорог принимают 30 м.
Сопряжение дорог в одном уровне выполняют с применением переходных кривых.".
Пункт 7.6.5. Первый абзац. Изложить в новой редакции:
"7.6.5 Пересечения вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог промышленных предприятий между собой и с дорогами общего пользования выполняются в одном уровне под прямым углом или близким к нему.".
Дополнить третьим абзацем в следующей редакции:
"Пересечения и примыкания межплощадочных автомобильных дорог с автомобильными дорогами общего пользования проектируют по СП 34.13330 с учетом настоящего свода правил.".
Пункт 7.6.8. Дополнить абзацами в следующей редакции:
"На вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорогах промышленных предприятий на переездах должна быть обеспечена видимость, при которой водитель автомобиля, находящегося от переезда на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки, мог видеть приближающийся к переезду поезд:
- на железных дорогах категории I-п - не менее чем за 150 м, а машинист приближающегося поезда мог видеть середину переезда на расстоянии не менее 400 м;
- на железных дорогах категории II-п - не менее чем за 110 м, а машинист приближающегося поезда мог видеть середину переезда на расстоянии не менее 300 м;
- на железных дорогах категории III-п - не менее чем за 75 м, а машинист приближающегося поезда мог видеть середину переезда на расстоянии не менее 200 м.
На неохраняемых и нерегулируемых железнодорожных переездах водителям транспортных средств, находящихся на расстоянии не более 50 м от ближайшего рельса, должна быть обеспечена видимость приближающегося поезда с обеих сторон в соответствии с нормами, приведенными в таблице 7.13а.
Таблица 7.13а
Скорость движения поезда, км/ч |
31-40 |
21-30 |
11-20 |
Расстояние видимости, м, не менее |
150 |
110 |
75 |
Примечание - Минимальное расстояние видимости может быть снижено при условии обеспечения безопасности движения с учетом одновременного снижения скорости движения поездов и автомобилей. |
На железнодорожных переездах на протяжении не менее 10 м от крайнего рельса автомобильная дорога в продольном профиле должна иметь горизонтальную площадку или вертикальную кривую радиусом не менее 1500 м.
Продольный уклон подходов автомобильной дороги к железнодорожному переезду на протяжении не менее 20 м перед площадкой составляет не более .".
7.7 Земляное полотно
Пункт 7.7.2. Изложить в новой редакции:
"7.7.2 Требования к основным параметрам при устройстве земляного полотна (для капитальных и облегченных типов дорожных одежд) принимают в соответствии с СП 34.13330.".
Пункт 7.7.6. Таблицы 7.15 и 7.16. Изложить в новой редакции:
"Таблица 7.15
Таблица 7.16
Конструктивный элемент, вид работы и контролируемый параметр |
Допустимое отклонение от проекта |
1 Возведение насыпей и разработка выемок |
|
1.1 Снижение степени уплотнения слоев земляного полотна |
Не ниже проекта; не более 20% замеров могут иметь отклонения до 4% |
1.2 Высотные отметки продольного профиля |
Не более 30% замеров могут иметь отклонения до мм; остальные - до 10 мм |
1.3 Расстояния между осью и бровкой земляного полотна |
Не более 20% замеров могут иметь отклонения до см |
1.4 Поперечные уклоны |
Не более 20% замеров могут иметь отклонения от -0,020 до +0,03 |
1.5 Уменьшение крутизны откосов |
До 20%; не более 20% замеров могут иметь отклонения до 30%; остальные - до 20%. |
2 Устройство водоотвода |
|
2.1 Отклонение поперечных размеров кюветов, нагорных и других канав (по дну) |
Не более 20% замеров могут иметь отклонения см; остальные - см |
2.2 Глубина кюветов, нагорных и других канав (при условии обеспечения стока) |
Не более 20% замеров могут иметь отклонения до см; остальные - до см |
3 Устройство обочин |
|
3.1 Поперечные уклоны обочин |
Не более 20% замеров могут иметь отклонения от -0,020 до +0,03; остальные - до |
Дополнить подраздел 7.7 пунктом 7.7.7 в следующей редакции:
"7.7.7 Требования к грунтам земляного полотна и сооружению земляного полотна принимают в соответствии с СП 34.13330.".
7.8 Дорожные одежды
Пункт 7.8.1. Дополнить вторым абзацем в следующей редакции:
"Расчет дорожных одежд нежесткого типа для карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-450 т следует осуществлять в соответствии с приложением К.".
Пункт 7.8.9. Изложить в новой редакции:
"7.8.9 Значения нормативных требований при строительстве дорожных одежд капитального и облегченного типов принимают в соответствии с СП 34.13330, а для дрог с переходным типом покрытий - по таблице 7.20.".
Таблица 7.19. Исключить.
Таблица 7.20. Изложить в новой редакции:
Таблица 7.20
Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр |
Допустимое отклонение от проекта |
1 Высотные отметки по оси |
Не более 20% замеров могут иметь отклонения до мм; остальные - до мм |
2 Ширина слоя оснований и покрытий |
Не более 20% замеров могут иметь отклонения до -20 см; остальные - до мм |
3 Поперечные уклоны |
Не более 20% замеров могут иметь отклонения от -0,02 до +0,03; остальные - до |
4 Ровность |
|
4.1 Просвет под 3-метровой рейкой |
Не более 10% замеров могут иметь значения до 20 мм; остальные - до мм |
Примечание - Кроме указанных параметров следует контролировать: - степень уплотнения слоев дорожных одежд; - сцепление колеса автомобиля с покрытием; - прочность материала в соответствии с требованиями стандартов. |
11 Контейнерные площадки
11.1 Область применения
Пункты 11.1.1 и 11.1.2. Изложить в новой редакции:
"В разделе приведены требования к проектированию новых и реконструкции существующих контейнерных площадок, расположенных на территории промышленных предприятий, предназначенных для переработки грузовых контейнеров.
11.1.2 Контейнерные площадки по составу работ подразделяют по СП 262.1325800.".
11.2 Общие положения
Пункт 11.2.1. Изложить в новой редакции:
"11.2.1 Комплекс устройств и оборудования контейнерной площадки промышленного предприятия приведен в СП 262.1325800.".
Пункт 11.2.3. Изложить в новой редакции:
"11.2.3 Контейнерные площадки промышленных предприятий разделяют на группы, приведенные в СП 262.1325800.".
Пункт 11.2.4. Исключить.
Таблица 11.1. Исключить.
11.3 План и профиль контейнерных площадок
Пункты 11.3.2 и 11.3.3. Изложить в новой редакции:
"11.3.2 Контейнерные площадки оборудуют дренажными канавами для отвода дождевых и талых вод.
11.3.3 Контейнерные площадки проектируют с продольным уклоном в соответствии с СП 262.1325800.".
Пункт 11.3.5. Изложить в новой редакции:
"11.3.5 Классификация контейнерных площадок для переработки контейнеров представлена в СП 262.1325800.".
Таблица 11.2. Исключить.
Пункт 11.3.7. Изложить в новой редакции:
"11.3.7 Зазоры между боковыми стенками контейнеров в штабеле принимают по СП 262.1325800.".
Пункт 11.3.8. Изложить в новой редакции:
"11.3.8 Зазоры между штабелями принимают по СП 262.1325800.".
Пункт 11.3.9. Изложить в новой редакции:
"11.3.9 Ширину противопожарных проездов принимают по СП 262.1325800.".
Пункты 11.3.10-11.3.16. Исключить.
11.4 Классификация, типы и размеры грузовых контейнеров
Дополнить пунктом 11.4.4 в следующей редакции:
"11.4.4 Основные параметры и размеры контейнеров с массой брутто до 36 т указаны в таблицах: 11.3 - для контейнеров 20', 11.4 - 40', 11.5 - 60'.
Таблица 11.3
Наименование показателя |
Значение |
1 Максимальная масса брутто, кг |
36000 |
2 Собственная масса без груза, кг |
2650 |
3 Габаритные размеры, мм: |
|
- длина |
|
- ширина |
|
- высота |
|
4 Внутренние размеры, мм: |
|
- длина |
5888 |
- ширина |
2348 |
- высота |
2384 |
5 Размеры дверного проема в свету, мм: |
|
- ширина |
2336 |
- высота |
2274 |
Таблица 11.4
Наименование показателей |
Значения |
1 Максимальная масса брутто, кг |
36000 |
2 Собственная масса без груза, кг |
4200 |
3. Габаритные размеры, мм: |
|
- длина |
|
- ширина |
|
- высота |
|
4 Внутренние размеры, мм: |
|
- длина |
12022 |
- ширина |
2348 |
- высота |
2384 |
5 Размеры дверного проема в свету, мм: |
|
- ширина |
2336 |
- высота |
2274 |
Таблица 11.5
Наименование показателя |
Значение |
1 Максимальная масса брутто, кг |
36000 |
2 Собственная масса без груза, кг |
5950 |
3 Габаритные размеры, мм: |
|
- длина |
|
- ширина |
|
- высота |
|
4 Внутренние размеры, мм: |
|
- длина |
18120 |
- ширина |
2232 |
- высота |
2257 |
5 Размеры смотрового люка, мм: |
|
- высота |
870 |
- ширина |
830 |
Подразделы 11.5-11.7. Исключить.
Приложение А (обязательное) Нормативные ссылки
Дополнить обозначением и наименованием свода правил в следующей редакции:
"СП 262.1325800.2016 Контейнерные площадки и терминальные устройства на предприятиях промышленности и транспорта. Правила проектирования и строительства".
Приложение Б (справочное) Термины и определения
Дополнить терминологической статьей Б.48а в следующей редакции:
"Б.48а стесненные условия: Наличие железнодорожных путей, болот, водных потоков, массивных сооружений и прочих объектов, находящихся в пределах 15-25 м от края проезжей части.".
Дополнить свод правил приложением К в следующей редакции:
"Приложение К
(справочное)
Методика
расчета дорожных одежд нежесткого типа для карьерных автосамосвалов грузоподъемностью 30-450 т
К.1 Общие положения по методике расчета дорожных одежд
К.1.1 Общие положения по методике расчета и конструированию дорожных одежд необходимо принимать в соответствии с [6].
Типы местности по характеру и степени увлажнения принимают в соответствии с СП 34.13330.
К.2 Расчет дорожных одежд на прочность
К.2.1 Общие положения при расчете дорожных одежд
К.2.1.1 Дорожную одежду следует проектировать в соответствии с требуемым уровнем надежности, под которой понимают вероятность безотказной работы в течение межремонтного периода.
В качестве количественного показателя отказа дорожной одежды как элемента инженерного сооружения линейного характера используют предельный коэффициент разрушения , представляющий собой отношение суммарной протяженности (или суммарной площади) участков дороги, требующих ремонта из-за недостаточной прочности дорожной одежды, к общей протяженности (или общей площади) дороги между корреспондирующими пунктами. Значения на последний год службы в зависимости от капитальности дорожной одежды и категории дороги следует принимать в соответствии с таблицей К.1.
К.2.1.2 Коэффициент прочности вновь проектируемой конструкции должен быть таким, чтобы в заданный межремонтный период не наступил отказ по прочности с вероятностью более заданной, т.е. чтобы была обеспечена заданная (требуемая) надежность. Требуемые минимальные коэффициенты прочности при заданных уровнях надежности для расчета дорожных одежд по различным критериям прочности приведены в таблице К.1.
Таблица К.1
Критерии прочности |
Тип дорожной одежды |
|||||||||||
Капитальный |
Облегченный |
Переходной |
||||||||||
для дорог категорий |
для дорог категорий |
для дорог категорий |
||||||||||
I-к |
II-к |
III-к |
IV-к |
I-к |
II-к |
III-к |
IV-к |
I-к |
II-к |
III-к |
IV-к |
|
Предельный коэффициент разрушения |
0,05 |
0,10 |
0,10 |
- |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
- |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
Заданная прочность |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
- |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
- |
0,95 |
0,90 |
0,80 |
0,70 |
Требуемый коэффициент прочности по условию: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- упругого прогиба |
1,20 |
1,15 |
1,10 |
- |
1,15 |
1,15 |
1,10 |
- |
1,15 |
1,10 |
1,00 |
1,00 |
- сдвига и растяжения при изгибе |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
- |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
- |
1,00 |
1,00 |
0,85 |
0,80 |
К.2.1.3 Для обеспечения заданной надежности (обеспеченности по прочности) коэффициент прочности проектируемой конструкции по каждому из расчетных критериев не должен быть ниже минимального требуемого значения, определяемого по таблице К.1.
К.2.2 Расчет дорожных одежд на прочность
К.2.2.1 Последовательность расчета:
- определяют требуемый модуль упругости конструкции в зависимости от суммарного числа приложений расчетной нагрузки;
- определяют сдвигоустойчивость слабосвязных материалов конструктивных слоев и грунта;
- определяют растягивающие напряжения в монолитных слоях.
Коэффициенты прочности по этим критериям должны быть не менее значений, указанных в таблице К.1.
Если конструкция не удовлетворяет требованиям прочности, необходимо или увеличить толщины слоев, или заменить материалы на более прочные.
К.2.2.2 Дорожные одежды переходного и облегченного типов рассчитывают по упругому прогибу и сдвигоустойчивости.
В качестве расчетной нагрузки принята нагрузка на заднее колесо груженого автомобиля грузоподъемностью 130 т.
Параметры подвижного состава приведены в таблицах К.2 и К.3.
К.2.2.3 Учет характера действующей нагрузки (кратковременное многократное нагружение, статическое нагружение) осуществляется через принятие соответствующих расчетных характеристик конструктивных слоев, а также через введение коэффициента динамичности при назначении величины нагрузки.
Таблица К.2
Грузоподъемность автомобиля, т |
Нагрузка на колесо, кН |
Удельное давление на покрытие, МПа |
Диаметр отпечатка, см |
||||||
Порожний автомобиль |
Груженый автомобиль |
Порожний автомобиль |
Груженый автомобиль |
||||||
Переднее колесо |
Заднее колесо |
Переднее колесо |
Заднее колесо |
Переднее колесо |
Заднее колесо |
Переднее колесо |
Заднее колесо |
||
30 |
55 |
58 |
87 |
176 |
0,6 |
34 |
32 |
43 |
55 |
45 |
74 |
91 |
129 |
262 |
0,57 |
41 |
37 |
45 |
59 |
90 |
186 |
179 |
269 |
546 |
0,6 |
63 |
48 |
76 |
78 |
130 |
275 |
265 |
403 |
817 |
0,5 |
84 |
67 |
101 |
108 |
180 |
343 |
357 |
528 |
1072 |
0,55 |
89 |
77 |
110 |
120 |
240 |
363 |
441 |
662 |
1345 |
0,7 |
81 |
75 |
110 |
120 |
360 |
639 |
665 |
1025 |
2030 |
0,7 |
108 |
95 |
137 |
161 |
450 |
1300 |
500 |
2025 |
2025 |
0,7 |
173 |
82 |
158 |
158 |
Таблица К.3
Грузоподъемность автомобиля, т |
Нагрузка на колесо, кН |
Удельное давление на покрытие, МПа |
Диаметр отпечатка, см |
||||||
Порожний автомобиль |
Груженый автомобиль |
Порожний автомобиль |
Груженый автомобиль |
||||||
Переднее колесо |
Заднее колесо |
Переднее колесо |
Заднее колесо |
Переднее колесо |
Заднее колесо |
Переднее колесо |
Заднее колесо |
||
30 |
69 |
73 |
109 |
220 |
0,6 |
38 |
34 |
48 |
57 |
45 |
93 |
114 |
161 |
328 |
0,57 |
46 |
41 |
60 |
66 |
90 |
233 |
224 |
336 |
682 |
0,6 |
70 |
54 |
84 |
88 |
130 |
344 |
331 |
504 |
1021 |
0,5 |
94 |
78 |
113 |
124 |
180 |
429 |
446 |
660 |
1340 |
0,55 |
100 |
90 |
124 |
140 |
240 |
454 |
551 |
828 |
1681 |
0,7 |
91 |
88 |
123 |
139 |
360 |
799 |
831 |
1281 |
2600 |
0,7 |
121 |
120 |
153 |
191 |
450 |
1625 |
625 |
2531 |
2531 |
0,7 |
210 |
96 |
187 |
187 |
Расчет конструкции по упругому прогибу
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
К.2.2.3 Расчет по допустимому упругому прогибу (по требуемому модулю упругости) ведут в такой последовательности:
1) определяют минимальный требуемый общий модуль конструкции по формулам (К.2) - (К.4);
2) назначают модули и толщины слоев конструкции (предварительно);
3) вычисляют общий модуль упругости всей конструкции по формуле (К.8);
4) при необходимости увеличивают толщины слоев, начиная с наиболее дешевых материалов.
К.2.2.4 Конструкция дорожной одежды в целом удовлетворяет требованиям прочности и надежности по величине упругого прогиба, если соблюдается условие
, (К.1)
где - общий расчетный модуль упругости конструкции, МПа;
- минимальный требуемый общий модуль упругости конструкции, МПа;
- требуемый коэффициент прочности дорожной одежды по критерию упругого прогиба, принимаемый в зависимости от требуемого уровня надежности (таблица К.1).
К.2.2.5 Минимальный требуемый общий модуль упругости конструкции вычисляют по эмпирическим формулам:
- для капитальных дорожных одежд
; (К.2)
- для облегченных дорожных одежд
; (К.3)
- для переходных дорожных одежд
; (К.4)
где для постоянных дорог определяют по формуле
, (К.5)
здесь , , ..., , - интенсивность движения карьерных самосвалов различных типов, включая передние и задние оси;
, , ..., , - коэффициент приведения нагрузок на колеса передней и задней осей к расчетной нагрузке на заднее колесо груженого самосвала грузоподъемностью 130 т;
S - коэффициент приведения, определяемый по формуле
, (К.6)
здесь - диаметр отпечатка колеса приводимого автомобиля, см;
- удельное давление на покрытие, Мпа;
- коэффициент приведения;
Коэффициент приведения принимают равным:
4,4 - для капитальных дорожных одежд;
3,0 - для облегченных дорожных одежд;
2,0 - для переходных дорожных одежд.
Если колесные нагрузки приводимых автомобилей соответствуют данным, приведенным в таблице К.4, то коэффициенты приведения допускается принимать по таблице К.4;
- число расчетных дней в году, принимают по [6, приложение 6, таблица 1];
- срок службы дороги в годах, принимают по таблице К.5.
Таблица К.4
Грузоподъемность, т |
Порожний автомобиль |
Груженый автомобиль |
||||||||||
Переднее колесо |
Заднее колесо |
Переднее колесо |
Заднее колесо |
|||||||||
капитальные дорожные одежды |
облегченные дорожные одежды |
переходные дорожные одежды |
капитальные дорожные одежды |
облегченные дорожные одежды |
переходные дорожные одежды |
капитальные дорожные одежды |
облегченные дорожные одежды |
переходные дорожные одежды |
капитальные дорожные одежды |
облегченные дорожные одежды |
переходные дорожные одежды |
|
30 |
- |
- |
0,01 |
- |
- |
- |
- |
- |
0,03 |
- |
0,02 |
0,06 |
45 |
- |
- |
0,03 |
- |
- |
0,02 |
- |
0,02 |
0,07 |
0,01 |
0,03 |
0,10 |
90 |
0,02 |
0,06 |
0,15 |
0,01 |
0,01 |
0,05 |
0,07 |
0,17 |
0,30 |
0,11 |
0,22 |
0,37 |
130 |
0,09 |
0,19 |
0,33 |
0,02 |
0,06 |
0,16 |
0,44 |
0,57 |
0,69 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
180 |
0,15 |
0,37 |
0,51 |
0,09 |
0,20 |
0,34 |
1,52 |
1,33 |
1,21 |
4,43 |
2,76 |
1,97 |
240 |
0,29 |
0,43 |
0,57 |
0,22 |
0,40 |
0,50 |
4,09 |
2,61 |
1,90 |
12,01 |
5,44 |
3,09 |
360 |
3,54 |
2,37 |
1,78 |
3,29 |
2,25 |
1,72 |
27,93 |
9,68 |
4,54 |
196,76 |
36,65 |
11,03 |
450 |
453,30 |
64,74 |
16,12 |
0,46 |
0,59 |
0,70 |
163,33 |
32,28 |
10,14 |
163,33 |
32,28 |
10,14 |
Таблица К.5
Категория дороги |
Тип дорожной одежды |
Срок службы в дорожно-климатических зонах , лет |
||
I, II |
III |
IV, V |
||
I-к |
Капитальные |
10-12 |
11-14 |
12-15 |
II-к |
Капитальные |
8-10 |
9-11 |
10-12 |
Облегченные |
7-9 |
7-9 |
5-11 |
|
III-к |
Капитальные |
8-10 |
9-11 |
10-12 |
Облегченные |
7-9 |
7-9 |
8-11 |
|
IV-k |
Переходные |
3-4 |
3-4 |
4-5 |
Переходные |
3-4 |
4-5 |
4-5 |
К.2.2.6 Интенсивность движения карьерных самосвалов для временных дорог рассчитывают по формуле
, (К.7)
где Т - срок использования дороги, сут.
К.2.2.7 Независимо от результата, полученного по формулам (К.2-К.4), требуемый модуль упругости должен быть не менее указанного в таблице К.6.
Таблица К.6
Категория дороги |
Суммарное минимальное расчетное число приложений расчетной нагрузки |
Требуемый модуль упругости дорожной одежды, МПа |
||
капитальной |
облегченной |
переходной |
||
I-к |
115000 |
315 |
- |
- |
II-к |
38500 |
270 |
220 |
- |
III-к |
7000 |
- |
- |
100 |
IV-к |
- |
- |
- |
100 |
К.2.2.8 Общий расчетный модуль упругости всей конструкции определяют по формуле
, (К.8)
где - средневзвешенный модуль упругости конструкции, МПа, определяемый по формуле
, (К.9)
h/D - отношение общей толщины дорожной конструкции к расчетному диаметру отпечатка;
- модуль упругости грунта, МПа.
Полученное значение сопоставляют с , определенным по формулам (К.2)-(К.4).
К.2.2.9 Расчетные значения модулей упругости асфальтобетона при растяжении на изгиб следует принимать по таблице К.7, при расчете конструкции на прочность - по таблице К.8, при расчете на статистическую нагрузку - по таблице К.9.
Расчетные значения модулей упругости дорожно-строительных материалов принимают по таблицам К.10-К.18.
Расчетные модули упругости грунтов принимают по таблице К.18.
Таблица К.7
Таблица К.8
Таблица К.9
Таблица К.10
Материал слоя |
Нормативные значения модуля упругости для грунтов оптимального/неоптимального состава Е, МПа |
1 Щебеночно-гравийно-песчаные смеси и крупнообломочные грунты, обработанные: |
|
- жидкими органическими вяжущими или вязкими, в т.ч. эмульгированными органическими вяжущими |
450/350 |
- жидкими органическими вяжущими совместно с минеральными или эмульгированными органическими вяжущими совместно с минеральными |
950/700 |
2 Пески гравелистые, крупные, средние, мелкие, супесь легкая и пылеватая, суглинки легкие обработанные: |
|
- жидкими органическими вяжущими или вязкими, в т.ч. эмульгированными органическими вяжущими |
430/280 |
- жидкими органическими вяжущими совместно с минеральными или эмульгированными органическими вяжущими совместно с минеральными |
700/600 |
Таблица К.11
Материал |
Нормативные значения модуля упругости Е, МПа |
1 Черный щебень, уложенный по способу заклинки |
600-900 |
2 Слой из щебня, устроенного по способу пропитки вязким битумом и битумной эмульсией |
400-600 |
Примечание - Большие значения - для покрытий, меньшие - для оснований. |
Таблица К.12
Материал |
Нормативные значения модуля упругости для грунтов оптимального/неоптимального состава Е, МПа |
1 Щебеночно-гравийно-песчаные смеси, крупнообломочные, обработанные цементом, соответствующие марке по ГОСТ 23558: |
|
20 |
500/400 |
40 |
600/550 |
60 |
800/700 |
75 |
870/830 |
100 |
1000/950 |
2 То же, обработанные зольным или шлаковым вяжущим, соответствующие марке по ГОСТ 23558: |
|
20 |
450/350 |
40 |
550/500 |
60 |
750/650 |
75 |
870/780 |
100 |
950/910 |
3 Пески гравелистые, крупные, средние/пески мелкие и пылеватые, супесь легкая и тяжелая, суглинки легкие, обработанные цементом, соответствующие марке по ГОСТ 23558: |
|
20 |
400/250 |
40 |
550/400 |
60 |
700/550 |
75 |
870/750 |
100 |
950/870 |
4 То же, обработанные зольным или шлаковым вяжущим, соответствующие марке по ГОСТ 23558: |
|
20 |
300/200 |
40 |
450/300 |
60 |
600/450 |
75 |
730/600 |
100 |
870/750 |
Таблица К.13
Материал |
Нормативные значения модуля упругости E, МПа |
1 Основание из подобранных оптимальных смесей из высокоактивных материалов с максимальной крупностью зерен до 40 мм, уплотненных при оптимальной влажности |
650-870 |
2 То же, из активных материалов |
480-700 |
3 Основание из рядовых неоптимальных смесей из высокоактивных материалов с максимальной крупностью 70 мм |
450-650 |
4 То же, из активных материалов |
370-480 |
Примечание - К высокоактивным материалам относятся материалы, имеющие прочность при сжатии от 5 до 10 МПа в возрасте 90 сут, к активным материалам - имеющие прочность при сжатии от 2,5 до 5 МПа в том же возрасте. |
Таблица К.14
Материал слоя |
Нормативные значения модуля упругости для щебеночных/гравийных смесей Е, МПа |
|
Щебеночные (гравийные) смеси (С) для покрытий: |
|
|
- непрерывная гранулометрия (ГОСТ 25607) |
|
|
при максимальном размере зерен: |
- 40 мм |
300/280 |
|
- 20 мм |
290/265 |
Смеси для оснований |
|
|
- непрерывная гранулометрия: |
- 80 мм |
280/240 |
|
- 80 мм |
275/230 |
|
- 40 мм |
260/220 |
|
- 20 мм |
240/200 |
|
- 20 мм |
260/180 |
Шлаковая щебеночно-песчаная смесь из неактивных и слабоактивных шлаков (ГОСТ 3344) |
|
|
|
- 70 мм |
275 |
|
- 70 мм |
260 |
|
- 40 мм |
250 |
|
- 20 мм |
210 |
Таблица К.15
Материал слоя |
Нормативные значения модуля упругости Е*, МПа |
Щебень фракционированный 40-80 (80-120) мм с заклинкой: |
|
- фракционированным мелким щебнем |
450 ----- 350 |
- известняковой мелкой смесью или активным мелким шлаком |
400 ------ 300 |
- мелким высокоактивным шлаком |
450 ------ 400 |
- асфальтобетонной смесью |
500 ------ 450 |
- цементопесчаной смесью М75 по ГОСТ 23558 при глубине пропитки 0,25h-0,75h слоя |
450-700 ------------- 350-600 |
Примечание - В числителе - для слоя из легкоуплотняемого щебня, в знаменателе трудноуплотняемого щебня. |
Таблица К.16
Материал |
Нормативные значения модуля упругости Е, МПа |
Пенопласт |
13,0-33,5 |
Стиропорбетон |
500-800 |
Аглопоритовый щебень, обработанный вязким битумом |
400 |
Керамзитовый гравий, обработанный вязким битумом |
500 |
Гравий (щебень) с легкими заполнителями, обработанные вязким битумом |
500 |
Цементогрунт с перлитом |
130 |
То же, с полистиролом, состава: гранулы полистирола - 3%-2%; песок - 97%-98% (% массы); |
|
цемент - 7%-6% |
300 |
То же, с керамзитом, состава: песок - 75%; керамзит - 25%; цемент - 6% |
300 |
Битумоцементогрунт с перлитом, состава: перлитовый щебень - 25%-20%; песок - 75%-80%; |
|
цемент - 4%-6%; битум 12%-10% (от массы песка, перлита и цемента) |
250-350 |
Цементогрунт с аглопоритом, состава: супесь или песок - 70%-80%; аглопорит - 30%-20%; цемент - 6% |
250-350 |
Золошлаковые смеси, укрепленные цементом |
150 |
Грунт, укрепленный золой-уносом |
200 |
Цементогрунт, обработанный битумной эмульсией |
200 |
Таблица К.17
Наименование грунта |
Модули упругости при относительной влажности , МПа |
|||
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
|
Пески крупные |
120 |
|||
Пески средней крупности |
110 |
|||
Пески мелкие |
90 |
|||
Пески пылеватые |
81 |
70 |
58 |
45 |
Супесь пылеватая |
92 |
60 |
37 |
24 |
Суглинок легкий и тяжелый |
87 |
54 |
30 |
19 |
Суглинок легкий пылеватый |
90 |
57 |
34 |
20 |
Глина |
90 |
57 |
34 |
20 |
Крупнообломочные грунты с содержанием мелкозема 25% |
160 |
140 |
120 |
100 |
Супесь легкая |
58 |
44 |
38 |
30 |
Крупнообломочные грунты с содержанием мелкозема 50% |
80 |
70 |
60 |
50 |
Примечание - Влажность грунтов следует определять на основании многолетних и лабораторных данных для района расположения объекта строительства. |
Значения модулей упругости материалов, содержащих органическое вяжущее, необходимо принимать во всех климатических зонах при температуре 10°С.
Расчет конструкции по условию сдвигоустойчивости подстилающего грунта и малосвязных конструктивных слоев
К.2.2.10 Расчет дорожной одежды по сопротивлению сдвигу в грунте земляного полотна, а также в песчаных материалах промежуточных слоев дорожных одежд ведут в такой последовательности:
- по таблицам К.7, К.8 назначают модуль упругости асфальтобетонов, по таблицам К.10-К.16 - модули упругости дорожно-строительных материалов, по таблице К.17 - модули упругости грунтов;
- по формулам (К.11), (К.13)-(К.16) определяют активное напряжение сдвига;
- по формуле (К.17) определяют предельное напряжение сдвига;
- по формуле (К.10) проверяют выполнение условия прочности;
- при необходимости изменяют толщины или материалы конструктивных слоев.
К.2.2.11 Сдвигоустойчивость в конструктивных слоях из малосвязных материалов и грунте будет обеспечена при соблюдении условия
, (К.10)
где - активное напряжение сдвига в расчетной точке конструкции от действующей временной нагрузки;
- предельное активное напряжение сдвига, определяемое по формулам (К.11), (К.13)-(К.16);
- требуемое минимальное значение коэффициента прочности, определяемое с учетом заданного уровня надежности (см. таблицу К.1).
К.2.2.12 Активное значение сдвигающих напряжений определяют в зависимости от типа грунта по формулам:
- для суглинистых грунтов
, (К.11)
где - отношение средневзвешенного модуля упругости слоев, лежащих выше рассматриваемого слоя, к модулю упругости грунта или общему модулю упругости системы "грунт - слой из малосвязных материалов" (песок, песчано-гравийная смесь и т.п.);
h - общая толщина слоев, см;
D - диаметр отпечатка, см;
- общий модуль упругости двух слоев или грунта, определяемый по формуле
; (К.12)
- для супесчаных грунтов
; (К.13)
- для крупнообломочных грунтов с содержанием каменного материала 75% и глинистого заполнителя 25%
; (К.14)
- для крупнообломочных грунтов с содержанием каменного материала 50% и глинистого заполнителя 50%
; (К.15)
- для песчаных грунтов
; (К.16)
К.2.2.13 При расчете дорожных одежд по условию сдвигоустойчивости значения модулей упругости материалов, содержащих органическое вяжущее, принимают в соответствии с температурами, указанными в таблице К.18, для конкретной дорожно-климатической зоны.
Таблица К.18
Дорожно-климатическая зона |
I-II |
III |
IV |
V |
Расчетная температура, °С |
20 |
30 |
40 |
50 |
К.2.2.14 Предельное активное напряжение сдвига в грунте рабочего слоя (песчаном материале промежуточного слоя) определяют по формуле
, (К.17)
где - сцепление в грунте земляного полотна (или в промежуточном песчаном слое), МПа; принимают:
0,007 - для суглинистых грунтов и глин,
0,005 - для супесчаных грунтов,
0,003 - для песка,
0,03 - для крупнообломочных грунтов с содержанием каменного материала 75% и глинистого заполнителя 25%,
0,004 - для крупнообломочных грунтов с содержанием каменного материала 50% и глинистого заполнителя 50%;
- коэффициент, учитывающий особенности работы конструкции на границе песчаного слоя с нижним слоем несущего основания. При устройстве нижнего слоя из укрепленных материалов, а также при укладке на границе "основание - песчаный слой" разделяющей геотекстильной прослойки следует принимать равным:
4,5 - при использовании в песчаном слое крупного песка,
4,0 - при использовании в песчаном слое песка средней крупности,
3,0 - при использовании в песчаном слое мелкого песка,
1,0 - во всех остальных случаях;
- средневзвешенный удельный вес конструктивных слоев, расположенных выше проверяемого слоя, ;
- глубина расположения поверхности слоя, проверяемого на сдвигоустойчивость, от верха конструкции, см;
- расчетный угол внутреннего трения материала проверяемого слоя при статическом действии нагрузки.
Значение угла внутреннего трения материала с учетом повторности приложения нагрузки принимают:
7° - для глинистых грунтов и глин;
14° - для супесчаных грунтов;
28° - для песчаных грунтов;
35° - для крупнообломочных грунтов с содержанием каменного материала 75% и глинистого заполнителя 25%;
26° - для крупнообломочных грунтов с содержанием каменного материала 50% и глинистого заполнителя 50%.
Расчет конструкции на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе
К.2.2.15 Расчет конструкции на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе осуществляют в такой последовательности:
- по формулам (К.19)-(К.22) определяют расчетное значение растягивающего напряжения;
- вычисляют предельное растягивающее напряжение по формуле (К.23). В пакете асфальтобетонных слоев за предельное растягивающее напряжение принимают значение, соответствующее материалу нижнего слоя асфальтобетонного пакета;
- проверяют условие прочности по формуле (К.18) и, при необходимости, корректируют конструкцию.
К.2.2.16 Целостность монолитных слоев дорожной одежды будет обеспечена при соблюдении условия
, (К.18)
где - прочность материала слоя на растяжение при изгибе с учетом усталостных явлений [формула (К.23)];
- требуемый коэффициент прочности с учетом заданного уровня надежности (таблица К.1).
К.2.2.17 Наибольшее растягивающее напряжение (от единичной нагрузки) при изгибе определяют по формулам:
- при толщине слоев асфальтобетона до h / D = 0,1
; (К.19)
- при толщинах до h / D = от 0,1 до 0,35
; (К.20)
- при толщинах до h / D более 0,35
; (К.21)
где - средневзвешенный модуль упругости пакета слоев, способных воспринимать растягивающее напряжение при изгибе;
- общий модуль упругости слоев, лежащих ниже монолитных слоев, определяемый по формуле (К.12).
Расчетное растягивающее напряжение определяют по формуле
, (К.22)
где р - расчетное давление, МПа.
К.2.2.18 Прочность материала монолитного слоя при многократном растяжении при изгибе определяют по формуле
, (К.23)
где - нормативное значение предельного сопротивления растяжению (прочность) при изгибе при расчетной низкой весенней температуре при однократном приложении нагрузки, принимаемое по табличным данным (таблица К.8);
- коэффициент, учитывающий снижение прочности вследствие усталостных явлений при многократном приложении нагрузки;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности во времени от воздействия погодно-климатических факторов (таблица К.19);
- коэффициент вариации прочности на растяжение (таблица К.20);
t - коэффициент нормативного отклонения (таблица К.21).
Таблица К.19
Материал расчетного слоя |
|
1 Высокоплотный асфальтобетон |
1,0 |
2 Плотный асфальтобетон: |
|
- марки I |
0,95 |
- марки II |
0,90 |
- марки III |
0,80 |
3 Пористый и высокопористый |
0,80 |
4 Органоминеральные смеси |
0,80 |
Таблица К.20
Характеристика |
|
Относительная влажность грунта рабочего слоя, сцепление грунта и песчаных слоев, угол внутреннего трения грунтов и песчаных слоев, прочность асфальтобетонных слоев на растяжение при изгибе |
0,10 |
Таблица К.21
0,85 |
0,90 |
0,95 |
0,98 |
|
t |
1,06 |
1,32 |
1,71 |
2,19 |
К.2.2.19 Коэффициент , отражающий влияние на прочность усталостных процессов, вычисляют по формуле
, (К.24)
где - коэффициент, учитывающий различие в реальном и лабораторном режимах растяжения повторной нагрузкой, а также вероятность совпадения во времени расчетной (низкой) температуры покрытия и расчетного состояния грунта рабочего слоя по влажности, определяемый по таблице К.7;
m - показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого монолитного слоя (таблица К.7);
- расчетное суммарное число приложений расчетной нагрузки за срок службы монолитного покрытия (срок использования дороги), определяемое по формуле (К.5) с учетом числа расчетных суток за срок службы (срок использования дороги) (таблица К.5).
Требования к проверке на морозоустойчивость дорожных конструкций и осушению приведены в [57].
К.2.2.20 Примеры расчета
Пример 1
Требуется запроектировать автомобильную дорогу из карьера на обогатительную фабрику при следующих исходных данных:
- дорога располагается в в дорожно-климатической зоне III, подзона 1;
- категории дороги - I-к;
- заданный срок службы - 10 лет;
- заданная надежность - ;
- грузоподъемность автомобиля - 90 т;
- интенсивность движения на последний год службы - 600 ед./сут;
- расчетный автомобиль-самосвал грузоподъемностью 130 т (заднее колесо груженого автомобиля);
- грунт рабочего слоя земляного полотна - крупнообломочный с содержанием каменных частиц 75% и 25%, дисперсный грунт (глина) с расчетной влажностью ;
- материал основания - щебеночно-гравийно-песчаная смесь;
- высота насыпи - 2,0 м;
- толщина дорожной одежды - 1,5 м;
- схема увлажнения рабочего слоя земляного полотна - 1;
- глубина залегания грунтовых вод - 2 м.
Предварительно назначают конструкцию дорожной одежды.
Материалы слоя |
Толщина слоя, см |
Расчет по упругому прогибу, Е, МПа |
Расчет на сдвигоустойчивость, E, МПа |
Расчет на растяжение при изгибе |
|||
Е, МПа |
, МПа |
m |
|||||
Плотный асфальтобетон на битуме БНД 60/90 |
6 |
2800 |
1600 |
3900 |
8,5 |
5,0 |
5,5 |
Пористый асфальтобетон на битуме БНД 60/90 |
25 |
1700 |
1000 |
2400 |
7,0 |
7,1 |
4,3 |
Черный щебень |
30 |
600 |
600 |
600 |
- |
- |
- |
Щебеночно-гравийно-песчаная смесь оптимального состава с заклинкой |
100 |
450 |
450 |
450 |
- |
- |
- |
Крупнообломочный грунт с содержанием 75% щебеночного материала |
- |
120 |
МПа |
- |
- |
- |
- |
I Расчет на прочность (расчет по упругому прогибу)
Определяют суммарную интенсивность движения груженых автомобилей по формуле
ед.
Определяют требуемый модуль упругости дорожной конструкции по формуле
МПа.
Общий модуль упругости дорожной конструкции вычисляют по формуле
,
где МПа.
МПа.
Требуемый минимальный коэффициент прочности при расчете по допускаемому прогибу .
Следовательно, конструкция удовлетворяет условию прочности по допускаемому упругому прогибу.
II Расчет на сдвигоустойчивость в грунте
Фактическое напряжение сдвига в грунте определяют по формуле
МПа.
Предельное допускаемое напряжение сдвига в грунте вычисляют по формуле
МПа.
Предельное допускаемое напряжение сдвига превышает фактическое напряжение. Следовательно, конструкция удовлетворяет условию прочности на сдвиг.
III Расчет на растягивающее напряжение при изгибе
Растягивающие напряжения при изгибе (при h / D от 0,1 до 0,35) определяют по формуле
,
где - модуль упругости на поверхности слоя из черного щебня, определяемый по формуле
;
МПа;
МПа;
МПа;
МПа.
Допускаемое напряжение растяжения при изгибе определяют по формуле
,
где - нормативное значение предельного сопротивления растяжения (таблица К.7);
- коэффициент, учитывающий снижение прочности вследствие усталостных явлений при многократном приложении нагрузки, определяемый по формуле
,
здесь - коэффициент, учитывающий различие в реальном и лабораторном режиме повторной нагрузкой;
m - показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого слоя;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности во времени от воздействия погодно-климатических факторов; для данного случая принимают .
,
МПа.
Допускаемое напряжение растяжения при изгибе больше фактического напряжения
.
Следовательно, конструкция удовлетворяет условию прочности на растяжение при изгибе.
IV Проверка конструкции на морозоустойчивость
Конструкция считается морозоустойчивой, если соблюдается условие
,
где - расчетное пучение грунта земляного полотна;
- допускаемое для данной конструкции пучение грунта, принимают см.
,
где - величина морозного пучения при осредненных условиях, принимают см;
- коэффициент, учитывающий влияние глубины залегания уровня грунтовых вод, принимают ;
- коэффициент, зависящий от степени уплотнения, принимают ;
- коэффициент, учитывающий влияние гранулометрического состава грунта, принимают ;
- коэффициент, учитывающий влияние нагрузки от собственного веса, принимают ;
- коэффициент, зависящий от расчетной влажности, принимают .
Для определения необходимо определить глубину промерзания по формуле
м.
Таким образом,
см;
см
Так как , а , т.е. , конструкция удовлетворяет требованиям обеспечения морозоустойчивости.
V Проверка конструкции на осушение дорожных одежд и земляного полотна
Полную толщину дренирующего слоя определяют по формуле
,
где - толщина слоя, насыщенного водой, м;
- дополнительная толщина слоя, зависящая от капиллярных свойств материала и принимаемая: для крупных песков - 0,10-0,12 м; песков средней крупности - 0,14-0,15 м; мелких песков - 0,18-0,20 м.
Толщину слоя, насыщенного водой, , м, определяют по [6, рисунки 5.1 и 5.2] с учетом расчетной величины притока воды в дренирующий слой, , определяемой по формуле
,
где q - осредненное значение притока воды в дренирующий слой, принимают q = 1,5 ;
- коэффициент, учитывающий неустановившийся регион работы, принимаемый ;
- коэффициент гидрогеологического запаса, принимаемый ;
- коэффициент, учитывающий накопление воды в местах изменения продольного уклона, принимаемый ;
- коэффициент, учитывающий снижение притока воды, принимаемый ;
,
,
.
По [6, рисунок 5.2] находят
; м.
Полная толщина дренирующего слоя:
.
Так как , представленная конструкция удовлетворяет всем условиям прочности.
Пример 2
Требуется запроектировать дорожную одежду на внутриплощадочной дороге при следующих исходных данных:
- категория автомобильной дороги - II-к;
- заданный срок использования дороги - 2 года;
- заданная надежность ;
- тип самосвала - самосвал грузоподъемностью 180 т;
- расчетная нагрузка - нагрузка 1021 кН на заднее колесо груженого самосвала грузоподъемностью 130 т;
- расчетный диаметр отпечатка - 124 см;
- грузооборот - 12 млн нетто т/год;
- грунт рабочего слоя земляного полотна - крупнообломочный с содержанием каменных частиц 75% и глинистых частиц 25%;
- высота насыпи - 2,0 м.
I Расчет на прочность
Вычисляют суммарное расчетное количество приложений расчетной нагрузки
ед.
Предварительно назначают конструкцию дорожной одежды.
Материал |
Толщина, см |
Модули упругости слоя, МПа |
Фракционированный щебень с заклинкой |
50 |
400 |
Щебеночно-гравийно-песчаная смесь неоптимального состава |
120 |
300 |
Крупнообломочный грунт с содержанием каменных частиц 75% |
|
МПа E = 120 МПа |
Определяют требуемый модуль упругости по формуле
МПа.
Фактический модуль упругости всей конструкции определяют по формуле
.
МПа.
МПа.
Коэффициент прочности определяют по формуле
.
Таким образом, условие соответствия фактической прочности конструкции по упругому прогибу нормативному значению выполнено.
Проверяют конструкцию на сдвиг в грунте.
Определяют фактическое напряжение сдвига в грунте по формуле
.
МПа.
МПа.
Предельное допускаемое напряжение сдвига определяют по формуле
;
МПа.
Коэффициент прочности при расчете на сдвигоустойчивость определяют по формуле
.
Таким образом, коэффициент прочности превышает минимально допускаемый.".
Дополнить библиографической ссылкой [57] в следующей редакции:
"[57] ОДН 218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменение N 2 к СП 37.13330.2012 "СНиП 2.05.07-91 Промышленный транспорт" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 декабря 2017 г. N 1665/пр)
Текст документа опубликован на официальном сайте Минстроя России, на сайте Росстандарта (http://protect.gost.ru)
Дата введения - 15 июня 2018 г.