Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 5-АПГ18-47
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы на решение Московского городского суда от 29 января 2018 года, которым удовлетворен административный иск Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-технический центр "Атлас" о признании недействующими пунктов 4672, 8341 и 8578 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя правительства Москвы Снегиревой А.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-технический центр "Атлас" Маршанкиной Д.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте правительства Москвы (http:www.mos.ru) и 2 декабря 2014 года опубликованным в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы", N 67, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды", приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Согласно пункту 4672 в названный Перечень на 2016 год включено здание с кадастровым номером 77:02:0024029:1041, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Образцова, д. 38, стр. 3.
В результате внесенных постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП изменений приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года, указанное здание согласно пункту 8341 включено в Перечень на 2017 год.
Постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года, здание согласно пункту 8578 включено в Перечень на 2018 год.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр "Атлас" (далее - ФГУП "НТЦ "Атлас") обратилось в суд с административным иском о признании не действующими пункта 4672 Перечня на 2016 год, пункта 8341 Перечня на 2017 год и пункта 8578 Перечня на 2018 год, ссылаясь на то, что ему на праве хозяйственного ведения принадлежит указанное выше здание, которое не обладает предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 29 января 2018 года административный иск удовлетворен, признаны не действующими пункт 4672 Перечня с 1 января 2016 года, пункт 8341 Перечня с 1 января 2017 года и пункт 8578 Перечня с 1 января 2018 года.
В апелляционной жалобе правительства Москвы ставится вопрос об отмене решения суда, о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечней на 2016 и 2017 годы) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом установлено, что здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида" (1.2.5, 1.2.9). Данный вид разрешенного использования не в полной мере соответствует виду разрешенного использования, указанному в пункте 1.2.5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, и безусловно не свидетельствует о том, что этот вид разрешенного использования предусматривает размещение на земельном участке объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В таком случае содержание вида разрешенного использования земельного участка должно выясняться с учетом фактического использования такого объекта недвижимого имущества.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) утвержден постановлением правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Согласно подпункту 6 пункта 1.4 Порядка объект общественного питания - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оказываются услуги общественного питания, оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания услуг общественного питания.
13 апреля 2015 года Госинспекцией составлен акт N 9025474 о фактическом использовании нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0024029:1041, согласно которому 100 процентов от общей площади здания используется для оказания услуг общественного питания.
Допрошенный в судебном заседании инспектор Госинспекции Радаев В.Д. пояснил, что им была обследована только та часть здания, которая занята столовой, обследовать остальные помещения не представилось возможным ввиду отсутствия специального допуска. Кроме того, при определении вида фактического использования здания им использовалась техническая документация.
Главный инспектор Бабушин В.М. пояснил, что он только подписал акт обследования, в мероприятиях по обследованию здания участия не принимал.
Вместе с тем судом установлено, что целью деятельности ФГУП "НТЦ "Атлас" является удовлетворение государственных и общественных потребностей в области создания и развития систем обеспечения безопасности. Основные виды деятельности предприятия: разработка, производство, установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт, реализация, сервисное обслуживание средств связи, технических средств защиты информации, программных средств защиты информации от несанкционированного доступа, разработка, производство, установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт, реализация, сервисное обслуживание, уничтожение сертифицированных шифровальных средств, предназначенных для криптографической защиты информации при ее обработке, сертификационные испытания в качестве центра обязательной сертификации испытательных лабораторий, проведение спецпроверок и специсследований технических средств обработки информации, разработка и создание систем, использующих пластиковые и иные карты и др.
Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" предприятие включено в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (пункт 308).
Предприятие имеет лицензии на право осуществления деятельности в области защиты государственной тайны, выданные Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России: от 15 мая 2012 года - на проведение работ с техническими средствами, устанавливаемыми в помещениях первой категории, в салонах транспортных средств, на особо режимных объектах, с шифровальными средствами, с техническими средствами, предназначенными для применения в стратегически значимых для национальной безопасности Российской Федерации системах военного, специального, двойного и гражданского назначения и др.; от 18 мая 2017 года - на разработку и производство шифровальных средств, разработку защищенных с использованием шифровальных средств информационных систем, систем и комплексов телекоммуникаций и др.; на техническое обслуживание и распространение шифровальных средств, техническое обслуживание и распространение защищенных средств обработки информации, средств защиты информации и др.
Ввиду специфики деятельности ФГУП "НТЦ "Атлас" спорное здание в комплексе с иными объектами недвижимого имущества расположено на огороженном по периметру земельном участке, на предприятии введен и действует пропускной режим. Предприятие охраняется вневедомственной охраной, для прохода в здание в соответствии с Инструкцией по организации и осуществлению пропускного режима в ФГУП "НТЦ "Атлас" требуется получение пропуска.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам на момент формирования Перечней на 2016 и 2017 годы, 80,5 процента площади здания находится в единоличном владении и пользовании предприятия и используется им в целях осуществления уставной деятельности, 19,5 процента площади здания на основании заключенных предприятием с согласия собственника имущества предприятия (Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом) договоров аренды передано во временное пользование, а именно: 8,88 процента передано во временное пользование ООО "Фуд-мастер" в целях организации питания работников предприятия, 10,62 процента ЗАО НИП "Информзащита" для размещения офиса. Общая площадь переданных в аренду помещений составляет 448,3 кв.м.
При этом столовая создана и функционирует в целях обеспечения питанием работников ФГУП "НТЦ "Атлас", улучшения условий их труда, сокращения временных и финансовых затрат на прием пищи. Какой-либо иной деятельности в столовой не осуществляется, посторонние лица не обслуживаются.
Суд пришел к выводу о том, что заключение Госинспекции о фактическом использовании 100 процентов площади здания в качестве объекта общественного питания является необоснованным. Акт обследования Госинспекции в отношении спорного здания не подтверждает фактическое использование более 20 процентов площади под размещение объектов общественного питания по смыслу, придаваемому подпунктом 6 пункта 1.4 Порядка.
С учетом установленных обстоятельств суд сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемые пункт 4672 Перечня на 2016 год и пункт 8341 Перечня на 2017 год не соответствуют положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", и принял правильное решение об удовлетворении административного иска в данной части.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования в части признания не действующим пункта 8578 Перечня на 2018 год, суд оставил без внимания то обстоятельство, что Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ в статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в частности абзац второй подпункта 2 пункта 4 после слова "назначение" дополнен словами ", разрешенное использование или наименование", слова "с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости" заменены словами "со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости,". Изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.
Следовательно, включению в Перечень на 2018 год подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно экспликации Северо-Восточного территориального бюро технической инвентаризации г. Москвы на здание по адресу: г. Москва, ул. Образцова, д. 38, стр. 3 - расположенные в нем помещения площадью 2229,4 кв.м (помещения I: подвал - 488,3 кв.м, первый этаж - 538,9 кв.м, второй этаж - 595,4 кв.м, третий этаж - 597,9 кв.м, помещение II: первый этаж - 8,9 кв.м) отнесены к типу общественного питания.
Таким образом, данное здание подлежало включению в Перечень на 2018 год, поскольку наименование расположенных в нем помещений общей площадью более 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации), предусматривают размещение объектов общественного питания.
При установленных обстоятельствах решение суда в части признания не действующим пункта 8578 Перечня на 2018 год ввиду неправильного применения норм материального права является незаконным, подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 29 января 2018 года о признании не действующим пункта 8578 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП) отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е.\ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 5-АПГ18-47
Текст определения официально опубликован не был