Приказ Федеральной антимонопольной службы от 12 июля 2018 г. N 979/18
"Об отмене постановления Департамента тарифного регулирования Томской области "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Томской области на 2018 год"
31 июля 2018 г.
Федеральная антимонопольная служба провела анализ постановления Департамента тарифного регулирования Томской области от 29.12.2017 года N 6-729 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Томской области на 2018 год".
Согласно пункту 6 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в рамках предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Департамент тарифного регулирования Томской области постановлением от 29.12.2017 года N 6-729 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Томской области на 2018 год" утвердил единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год.
При этом в 1 полугодии 2018 года одноставочный тариф по всем уровням напряжения установлен на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Во 2 полугодии 2018 года одноставочный тариф по уровням напряжения СН-1, СН-2, НН установлен ниже предельных минимальных уровней напряжения, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2017 N 1747/17.
Установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии вне рамок предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии без согласования ФАС России является превышением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставленных им полномочий.
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Данное превышение Департаментом тарифного регулирования Томской области в установленном порядке не было согласовано с ФАС России.
По результатам анализа экспертных заключений по территориальным сетевым организациям Томской области, представленных Департаментом тарифного регулирования Томской области, установлено следующее.
При определении базового уровня подконтрольных расходов на новый регулируемый период 2018-2022 гг. для ПАО "Томская распределительная компания", в нарушении пункта 7 Основ ценообразования не учтены результаты анализа, по выявлению экономически необоснованных подконтрольных расходов за первый долгосрочный период регулирования и соответствующим образом не учтены эти результаты при формировании необходимой валовой выручки на 2018 год.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), уровень операционных, подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень операционных, подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов и при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения указанных требований законодательства.
Расчет базового уровня подконтрольных расходов долгосрочного периода регулирования (ПАО "Томская распределительная компания", ОАО "Востокгазпром") Департаментом тарифного регулирования Томской области не определен методом сравнения аналогов в соответствии с Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФСТ России от 18.03.2015 N 421-э (далее - Методические указания N 421-э), тем самым нарушен пункт 38 Основ ценообразования.
Департаментом тарифного регулирования Томской области, при расчёте прибыли на капитальные вложения ПАО "Томская распределительная компания" на 2018-2020 гг., нарушено исполнение пункта 11 Методических указаний N 98-э, расходы на финансирование капитальных вложений превышают 12% плановой необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 2018-2020 гг., а также не обеспечено исполнение требований пункта 7 Основ ценообразования. Не проведен расчёт корректировки НВВ ПАО "Томская распределительная компания" по формуле 9 Методических указаний N 98-э, предусмотренной в связи с неисполнением инвестиционных программ.
При расчете корректировки НВВ, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы 2016 г., Департаментом тарифного регулирования Томской области учтены затраты, не утвержденные в инвестиционной программе ПАО "Томская распределительная компания", согласно представленному отчёту, в рамках мониторинга инвестиционных программ, в шаблоне NET.INV2016.
Кроме того, согласно анализа исполнения инвестиционной программы ООО "Горсети", указанного Департаментом тарифного регулирования Томской области в экспертном заключении и в отчёте шаблона NET.INV2016, выявлены разночтения в части плановых и фактических объемов исполнения инвестиционной программы.
Помимо вышесказанного, Департаментом тарифного регулирования Томской области в состав базовых подконтрольных затрат на 2018 год ПАО "Томская распределительная компания" включены:
- аренда зданий и сооружений - 222,69 тыс. руб. (стр. 124 заключения);
- представительские расходы - 1 089,75 тыс. руб. (стр. 111 заключения);
- услуги по развитию электросетевого комплекса - (ПАО "Россети") - 20 949,56 тыс. руб. (стр. 95 заключения);
- услуги по организации казначейских функций (централизованное управление финансовыми потоками) - 1 035,11 тыс. руб. (стр. 96 заключения);
- расходы на регистрационные взносы за участие в форумах и конференциях 47,95 тыс. руб. (стр. 100 заключения);
- затраты на экологию - 797,22 тыс. руб., в том числе: мониторинг подземных вод, мониторинг почв, анализ и замеры, разработка проектной документации (стр. 101 заключения);
- выплаты социального характера - к бракосочетанию, к рождению ребенка, прочее (без расшифровки) - 685,24 тыс. руб.
Также, Департаментом тарифного регулирования Томской области включены в НВВ в подконтрольные затраты, по статье "мероприятия по предупреждению заболеваний", расходы выше, чем заявлены ПАО "Томская распределительная компания": при заявке - 2 841,72 тыс. руб., включено - 3 172,15 тыс. руб. (стр. 118 заключения).
При заявке ООО "Сетевая компания Северска" на 2018 год по статье "вспомогательные материалы": расходы на приобретение канцелярских и хозяйственных товаров - 78,95 тыс. руб. Департаментом тарифного регулирования Томской области включены затраты - 100,25 тыс. руб., при заявке на содержание транспорта (ГСМ, запчасти) - 204,56 тыс. руб., Департаментом тарифного регулирования Томской области включены затраты 270,80 тыс. руб.
По результатам анализа экспертных заключений по территориальным сетевым организациям Томской области, представленных Департаментом тарифного регулирования Томской области, можно сделать вывод о том, что в базовые подконтрольные расходы включены экономически необоснованные расходы, тем самым нарушен пункт 7 Основ ценообразования.
Кроме того, в неподконтрольные расходы по статье "прочие налоги и сборы" включены затраты водного налога, не относящееся к регулируемой деятельности, тем самым нарушен пункт 7 Основ ценообразования.
Пунктом 26 Основ ценообразования определены требования по определению расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Помимо определения расходов на оплату труда основного персонала ПАО "Томская распределительная компания" на 2018 год Департаментом тарифного регулирования Томской области приняты дополнительно затраты по привлечению персонала для снятия показаний приборов учёта по договорам гражданско-правового характера (10 172,6 тыс. руб., численность 76,9 чел., стр. 68 заключения), которые соответствуют предмету деятельности предприятия.
Сумма расходов на оплату труда, связанная со снятием показаний приборов учета и расчётов объёма переданной электрической энергии потребителю, указана в экспертном заключении без расчёта затрат (калькуляции) на снятие показаний приборов учёта и стоимости снятия показаний приборов учёта электроэнергии с одного индивидуального прибора учёта электроэнергии. Также не указаны затраты на снятие показаний приборов учёта, исходя из расчёта по многоквартирным домам, оборудованным общедомовым прибором учёта электроэнергии, в которых ПАО "Томская распределительная компания" является исполнителем коммунальных услуг, а также по остальным потребителям, в том числе, по частному жилому фонду, исходя из периодичности съёма показаний приборов учёта
Кроме того, в расчёте нормативной численности промышленно-производственного персонала распределительных электрических сетей, разработанные Открытым акционерным обществом "ЦОТэнерго", определена оптимальная численность работников, необходимая для эффективного и стабильного функционирования распределительных электрических сетей, в том числе нормативная численность персонала подразделений электрических сетей, выполняющих функции учета отпуска электрической энергии, а также нормативная численность РСС по функции "Технический аудит потребителей энергии" (энергоинспекции), включая бытовые группы потребителей электрической энергии (в составе коммунальных услуг).
По результатам анализа экспертного заключения ПАО "Томская распределительная компания", в нарушение пункта 16 Основ ценообразования, Департаментом тарифного регулирования Томской области не представлена оценка экономической обоснованности фонда оплаты труда, включенного в состав базовых подконтрольных затрат на 2018 год ПАО "Томская распределительная компания".
В Приложении N 3 к приказу Департамента тарифного регулирования Томской области от 29.12.2017 N 6-729 утверждены показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ростовской области на 2018 год.
В строке 1.3 Приложения N 3 утвержден плановый объем полезного отпуска электрической энергии потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителям.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "строке 1.2 Приложения N 3"
В строке 2.3 Приложения N 3 утверждена величина заявленной мощности потребителей, не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителям.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "строке 2.2 Приложения N 3"
Отношение годового объема полезного отпуска электрической энергии потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителям к годовой величине заявленной мощности, определенной в отношении указанных категорий потребителей, на всех уровнях напряжения превышает 8760 часов в год. Данное превышение свидетельствует об искусственном занижении величины заявленной мощности, что приводит к дополнительному необоснованному росту ставок на содержание электрических сетей на всех уровнях напряжения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
Пункт 1 изменен. - Приказ ФАС России от 31 июля 2018 г. N 1078/18
1. Отменить постановление Департамента тарифного регулирования Томской области от 29.12.2017 года N 6-729 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Томской области на 2018 год" с 1 сентября 2018 года.
Пункт 2 изменен. - Приказ ФАС России от 31 июля 2018 г. N 1078/18
2. Департаменту тарифного регулирования Томской области установить и ввести в действие не позднее 1 сентября 2018 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
Пункт 3 изменен. - Приказ ФАС России от 31 июля 2018 г. N 1078/18
3. Департаменту тарифного регулирования Томской области не позднее 10 сентября 2018 года письменно сообщить в ФАС России об исполнении настоящего Приказа.
Пункт 4 изменен. - Приказ ФАС России от 31 июля 2018 г. N 1078/18
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 12 июля 2018 г. N 979/18 "Об отмене постановления Департамента тарифного регулирования Томской области "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Томской области на 2018 год"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ ФАС России от 31 июля 2018 г. N 1078/18