Приказ Федеральной антимонопольной службы от 12 июля 2018 г. N 988/18
"Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2017 N 778 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2018 год"
6 августа 2018 г.
Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) по результатам рассмотрения заявления АО "Электросеть" (далее - Заявитель) от 30.03.2018 N 739/01-03/08 об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области) от 31.12.2017 N 778 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2018 год" установлено следующее.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 31.12.2018 N 778 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2018 год" установлена, в том числе, НВВ АО "Электросеть" без учета оплаты потерь в размере 566 338,75 тыс. руб.
Согласно Экспертному заключению РЭК Кемеровской области (Приложение N 6 к выписке из протокола N 75 заседания правления РЭК Кемеровской области от 31.12.2017) по результатам проведенного анализа хозяйственной деятельности за 2016 год у АО "Электросеть" сложились излишне полученные денежные средства в сумме 220 518,25 тыс. руб., которые, по мнению органа регулирования, подлежали исключению из необходимой валовой выручки.
Дополнительному включению подлежали средства в размере 9 151,93 тыс. руб., перенесённые с 2017 года согласно протоколу Правления РЭК Кемеровской области от 31.12.2016 года. Кроме того, исключению из НВВ, в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), подлежали неосвоенные средства инвестиционной программы в сумме 57 602,72 тыс. руб.
Таким образом, общий объём подлежащих исключению средств составил 268 969,04 тыс. руб. Учитывая значительный объём подлежащих исключению средств, а также в целях сохранения стабильности в электросетевом комплексе региона и предотвращения резкого ухудшения финансового состояния предприятия, РЭК Кемеровской области было принято решение произвести исключение средств поэтапно:
- 13 259,71 тыс. руб. исключить из необходимой валовой выручки 2018 года;
- 255 709,33 тыс. руб. из необходимой валовой выручки последующих периодов.
При определении размера указанной корректировки РЭК Кемеровской области руководствовалась положениями пунктов 7 и 32 Основ ценообразования, в части определения:
- экономически необоснованных расходов, понесённых АО "Электросеть" в 2016 году и покрытых за счёт поступлений от регулируемой деятельности;
- экономически необоснованных доходов от регулируемой деятельности;
- неосвоенных средств инвестиционной программы;
- недополученного по независящим от организации причинам дохода;
- экономически обоснованных расходов, фактически понесённых АО "Электросеть" в 2016 году, но не учтённых в тарифах.
Поскольку Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждённые приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), не содержат формул, позволяющих установить вышеприведённые величины, они были определены РЭК Кемеровской области на основании анализа годовой бухгалтерской и статистической отчётности за 2016 год и иных материалов.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:
расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания).
Согласно пункту 6 Методических указаний 98-э, долгосрочные тарифы определяются на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются:
1) базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;
2) индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов;
3) коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый Методическими указаниями;
4) максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг, определяемая Методическими указаниями;
5) уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования;
6) уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с Основами ценообразования.
Также пункт 12 Методических указаний 98-э указывает, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат:
1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования;
2) ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 26 Основ ценообразования;
3) оплата труда, определяемая на основе пункта 27 Основ ценообразования;
4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
При этом в состав других подконтрольных расходов не включаются расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с отклонением фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также расходы, учтенные при определении неподконтрольных расходов.
ФАС России установлено, что по результатам проведенного РЭК Кемеровской области анализа бухгалтерской и статистической отчётности АО "Электросеть" за 2016 год, выявлен избыток средств, который составил (-220 518,25 тыс. руб.) и который был исключен органом регулирования из необходимой валовой выручки АО "Электросеть".
В том числе РЭК Кемеровской области при корректировке были исключены расходы, входящие в базовый уровень подконтрольных расходов, определенный перед началом долгосрочного периода регулирования, которые не подлежат изменению в течение всего периода регулирования.
Исходя из вышеизложенного, исключение при корректировке на 2018 г. РЭК Кемеровской области расходов входящих в базовый уровень подконтрольных расходов является нарушением законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, что свидетельствует о превышении полномочий органом регулирования.
Кроме того, пунктом 11 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень ОПР) устанавливается органом регулирования методом экономически обоснованных расходов, и при установлении базового уровня ОПР учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения указанных требований законодательства.
Вне зависимости от методов регулирования, который применялся в предшествующем периоде регулирования, в том числе в долгосрочном периоде регулирования (далее - ДПР) и который будет применен на следующий ДПР, органы регулирования при установлении базового уровня ОПР на первый год нового ДПР обязаны провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в текущем периоде регулирования, в том числе ДПР, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования N 1178, а также при наличии результатов контрольных мероприятий, соответствующим образом учесть эти результаты.
В Экспертном заключении органа регулирования не содержится анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, не представлены экономически обоснованные затраты, принятые РЭК Кемеровской области.
Таким образом, органом регулирования не выполнены требования п. 7 Основ ценообразования N 1178 и п. 11 Методических указаний N 98-э.
Также, в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования цен и тарифов в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 экспертное заключение должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
ФАС России отмечает, что экспертные заключения РЭК Кемеровской области не соответствуют требованиям пункта 23 Правил.
Так представленное экспертное заключение не позволяет установить экономическую обоснованность установленных долгосрочных параметров регулирования, в том числе наличие обосновывающих документов и материалов.
В этой связи, ранее установленные долгосрочные параметры регулирования, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов, в отношении АО "Электросеть" подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
Пункт 1 изменен. - Приказ ФАС России от 6 августа 2018 г. N 1100/18
1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области нарушившей пункт 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 и п. 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждённых приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э.
Пункт 2 изменен. - Приказ ФАС России от 6 августа 2018 г. N 1100/18
2. Удовлетворить требования АО "Электросеть", изложенные в заявлении от 30.03.2018 N 739/01-03/08 об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2017 N 778 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2018 год".
Пункт 3 изменен. - Приказ ФАС России от 6 августа 2018 г. N 1100/18
3. Отменить с 01.09.2018 пункт 24 таблицы 2 приложения N 1 к постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2017 N 778 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2018 год" в части установления величины НВВ для АО "Электросеть", и пункт 21 приложения N 1 к постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области".
Пункт 4 изменен. - Приказ ФАС России от 6 августа 2018 г. N 1100/18
4. Предписать Региональной энергетической комиссии Кемеровской области в срок до 01.09.2018:
- провести анализ экономической обоснованности ранее установленных долгосрочных параметров регулирования, а также расходов, понесенных в предыдущем периоде регулирования и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, а также при наличии результатов контрольных мероприятий, проведенных в текущем периоде регулирования, органами осуществляющими контроль (надзор) в области электроэнергетики, соответствующим образом учесть эти результаты при установлении для ООО "Электросеть" тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 г.
Пункт 5 изменен. - Приказ ФАС России от 6 августа 2018 г. N 1100/18
5. По результатам исполнения пункта 4 определить экономически обоснованный уровень долгосрочных параметров регулирования АО "Электросеть" и установить тарифы на услуги по передаче электрической энергии для АО "Электросеть" на 2018 год.
Пункт 6 изменен. - Приказ ФАС России от 6 августа 2018 г. N 1100/18
6. Региональной энергетической комиссии Кемеровской области пересмотреть единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области с учетом результатов исполнения пункта 5.
Пункт 7 изменен. - Приказ ФАС России от 6 августа 2018 г. N 1100/18
7. Об исполнении настоящего приказа Региональной энергетической комиссии Кемеровской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, принятие которых предписано пунктами 5 и 6 настоящего приказа;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
Пункт 8 изменен. - Приказ ФАС России от 6 августа 2018 г. N 1100/18
8. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 12 июля 2018 г. N 988/18 "Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2017 N 778 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2018 год"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ ФАС России от 6 августа 2018 г. N 1100/18