Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2018 г. N 16-АПГ18-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Оксанат" об оспаривании в части решения Городищенской районной Думы Волгоградской области от 7 ноября 2013 г. N 778 "Об утверждении значений коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области"
по апелляционной жалобе администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 13 марта 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Оксанат" Голикова С.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
пунктом 2 решения Городищенской районной Думы Волгоградской области от 7 ноября 2013 г. N 778 (далее - Решение N 778) утверждены значения коэффициентов, применяемые для расчета арендной платы за земельные участки на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее также - коэффициент Кдс) согласно приложению 2 к названному акту. В редакции решения Городищенской районной Думы Волгоградской области от 31 октября 2016 г. N 314 (далее - Решение N 314) коэффициент Кдс для эксплуатации внутрихозяйственных дорог, коммуникаций, лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных, техногенных явлений, водных объектов, предусмотренный пунктом 17 Приложения 2 к Решению N 778, установлен равным 71,01.
Общество с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Оксанат" (далее - ООО ТФ "Оксанат"), являющееся арендатором земельного участка, расположенного на территории Волгоградской области, обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточенным в ходе рассмотрения дела, о признании не действующим со дня принятия значения коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения (Кдс) в размере 71,01, установленного в пункте 17 Приложения 2 к Решению N 778 в редакции Решения N 314.
Административный истец полагает, что названный коэффициент установлен без учета принципа экономической обоснованности арендной платы, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Решением Волгоградского областного суда от 13 марта 2018 г., административное исковое заявление удовлетворено в части. Пункт 2 Решения N 778, в части, утвердившей в пункте 17 Приложения N 2 значение коэффициента Кдс равным 71,01, признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области, ссылаясь на неверную оценку судом первой инстанции финансово-экономического обоснования оспариваемого коэффициента, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО ТФ "Оксанат" и прокуратура Волгоградской области представили возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15, частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решение N 778 в оспариваемой редакции принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано главой муниципального образования и официально опубликовано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 582), которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Одним из принципов определения арендной платы постановление Правительства Российской Федерации N 582 называет принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, утвержденных приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 710 (далее также - Методические рекомендации), в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Суд первой инстанции установил, что оспариваемый коэффициент Кдс в размере 71,01 определен без проведения анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на доходность земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования.
Так, согласно отчету от 6 августа 2013 г. N 281, подготовленному по заказу Комитета по управлению муниципальным имуществом Городищенского муниципального района, значение коэффициента Кдс, который был впоследствии установлен в первоначальной редакции Решения N 778, составило 224.
Поскольку при предварительном расчете арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения с применением данного коэффициента плата увеличивалась в 111 раз. администрацией Городищенского муниципального района в целях корректировки значения коэффициента Кдс подготовлено финансово-экономического обоснования, в котором оспариваемый размер данного коэффициента рассчитан равным 71,01. Из данного финансово-экономического обоснования следует, что оспариваемый размер коэффициента Кдс рассчитан на основании анализа средних показателей Кдс, установленных в отдельных районах Волгоградской области. Так же в нем указано, что при выборочном сравнении арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения, действующей до 1 января 2016 г. и с учетом предполагаемых к принятию в Городищенском муниципальном районе арендная плата в отношении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения увеличилась бы в среднем на 79%.
Такое обоснование нельзя признать соответствующим принципу экономической обоснованности, закрепленному постановлением Правительства Российской Федерации N 582.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, названные документы были предметом оценки суда первой инстанции, который пришел к правильному выводу о том, они не подтверждают соответствия значения коэффициента Кдс, равного 71,0, доходности земельных участков, предназначенных для эксплуатации внутрихозяйственных дорог, коммуникаций, лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных, техногенных явлений, водных объектов.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, они аналогичны позиции административного истца в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Волгоградского областного суда от 13 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2018 г. N 16-АПГ18-8
Текст определения официально опубликован не был