Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 июля 2018 г. N 03-07-11/48672
Вопрос: ОАО является производителем моторвагонного подвижного состава. Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.02.2018 N 157 (далее - "Постановление") производителям моторвагонного подвижного состава предоставляются субсидии из федерального бюджета в целях предоставления покупателям скидки при приобретении моторвагонного подвижного состава. Целью предоставления субсидий является дополнительная реализация не менее 200 единиц техники в год. ОАО также сообщает, что соответствует условиям предоставления субсидий, указанным в Постановлении.
В рамках исполнения Постановления ОАО заключило с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации договора о предоставлении субсидий (далее - "Договор"), Согласно Договору и Постановлению субсидии предоставляются в размере предоставленной скидки от цены на единицу фактически реализованной техники на условии франко-завод без учёта сумм налога на добавленную стоимость (далее - "НДС"), но не более размера субсидий, установленного в приложении N 1 к Постановлению.
Положения ст. 146 НК РФ не ставят возникновение объекта налогообложения по НДС в зависимость от источника оплаты за реализацию товаров (работ, услуг). В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются суммы, полученные в счёт увеличения доходов, либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации с учётом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. Аналогичную позицию высказал Верховный суд Российской Федерации в Определении от 06.10.2014 N 310-КГ14-1440 при рассмотрении дела о налогообложении НДС сумм возмещения из бюджета потерь в доходах при продаже новых автотранспортных средств российского производства.
В качестве льгот, о которых говорится выше, ОАО понимает предоставляемые преимущества отдельным категориям покупателей по сравнению с другими покупателями. Одновременно с этим п. 2 Постановления предусмотрено, что под покупателями понимаются организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, доля собственности Российской Федерации в уставном капитале которых не превышает 51 процент, а также лизинговые компании. То есть Постановлением установлен ограниченный круг покупателей, которые получают преимущества в виде скидки на условиях, описанных в Постановлении.
Таким образом, ОАО полагает, что предоставляемые покупателям скидки являются льготами, в целях применения п. 2 ст. 154 НК РФ и, следовательно, получаемые в соответствии с Постановлением субсидий не учитываются при определении налоговой базы по НДС.
На основании вышеизложенного просим подтвердить нашу позицию или дать разъяснения по следующему вопросу:
Включаются ли в налоговую базу по НДС субсидии, предоставляемые ОАО на основании Постановления Правительства РФ от 13.02.2018 N 157 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям моторвагонного подвижного состава в целях предоставления покупателям скидки при приобретении моторвагонного подвижного состава".
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении субсидий, получаемых из федерального бюджета производителями моторвагонного подвижного состава, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Согласно абзацам второму и третьему пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, а суммы указанных субсидий при определении налоговой базы по налогу не учитываются. В связи с этим в случае, если субсидии из федерального бюджета предоставляются налогоплательщику в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением им отдельным покупателям скидки на реализуемые товары (работы, услуги), облагаемые НДС, то суммы таких субсидий в налоговую базу по НДС не включаются.
Пунктом 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям моторвагонного подвижного состава в целях предоставления покупателям скидки при приобретении моторвагонного подвижного состава, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 157, установлено, что субсидии предоставляются производителям при условии предоставления покупателю скидки на технику, изготовленную не ранее 1 января 2018 г. и реализованную на основании договоров, заключенных с 1 января 2017 г., в том числе через продавцов техники, в размере предоставленной скидки от цены на единицу фактически реализованной техники на условии франко-завод без учета сумм налога на добавленную стоимость, но не более размера субсидии, установленного в приложении N 1 к Правилам.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что реализация моторвагонного подвижного состава осуществляется с учетом скидки, предоставляемой производителем такой техники покупателю в соответствии с Правилами, налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в отношении данной техники возможно определять как стоимость реализованной техники, исчисленную исходя из фактических цен, подлежащих оплате покупателем, а суммы субсидий, получаемых производителем из федерального бюджета в качестве компенсации выпадающих доходов производителя, возникших при предоставлении покупателю скидки, при определении налоговой базы не учитывать.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос о применении НДС в отношении субсидий, получаемых из федерального бюджета производителями моторвагонного подвижного состава.
В рассматриваемом случае реализация моторвагонного подвижного состава осуществляется с учетом скидки, предоставляемой производителем такой техники покупателю.
Разъяснено, что налоговую базу по НДС в отношении данной техники можно определять как стоимость реализованной техники, исчисленную исходя из фактических цен, подлежащих оплате покупателем. Суммы субсидий, получаемых производителем из бюджета в качестве компенсации выпадающих доходов, возникших при предоставлении скидки, при определении налоговой базы можно не учитывать.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 июля 2018 г. N 03-07-11/48672
Текст письма официально опубликован не был