Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 июля 2018 г. N 03-07-11/45892
Вопрос: ПАО был направлен в Минфин РФ запрос о применении положений п. 2.1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ с 01.01.2018 г. в части распространения положений п. 2.1 ст. 170 НК РФ на дочерние общества (ДЗО) Корпорации, получающие денежные средства на выполнение федеральных целевых программ (ФЦП) не из бюджета, а от Корпорации, в которую данные денежные средства поступают в качестве бюджетных инвестиций, имеющих целевое назначение. Помимо данного вопроса запрос содержал вопросы в части:
- применения положения п. 2.1 ст. 170 НК РФ в отношении не освоенных ДЗО Корпорации по состоянию на 01.01.2018 г. целевых средств, полученных для реализации инвестиционных проектов в рамках ФЦП от Корпорации по договорам о приобретении дополнительного выпуска акций обществ N 1, заключенным до 01.01.2018;
- применения пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ к товарам (работам, услугам), в том числе к основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, поставленным на учет до 01.01.2018 г.
В полученном от Минфина РФ письме (исх. N 03-0711/29921 от 03.05.2018 г.) дан ответ только на один из вопросов о распространении положений п. 2.1 ст. 170 НК РФ на дочерние общества (ДЗО) Корпорации, получающие денежные средства на выполнение ФЦП от Корпорации, которая является получателем бюджетных инвестиций, имеющих целевое назначение.
В связи с тем, что ответ Минфина РФ (исх. N 03-0711/29921 от 03.05.2018 г.) на запрос ПАО является неполным, прошу дать разъяснения по указанным выше вопросам применения п. 2.1 ст. 170 НК РФ и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, возникающим в рамках получения из бюджета денежных средств на реализацию Корпорацией ФЦП.
Кроме того, прошу дополнительно дать ответ на вопрос о применении п. 2.1 статьи 170 НК РФ в части момента признания в составе расходов для целей налогообложения по налогу на прибыль сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком при приобретении товаров, включая основные средства и нематериальные активы, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, а именно, в какой момент налогоплательщиком вышеуказанные суммы НДС должны быть включены в состав расходов при исчислении налога на прибыль: в момент принятия к учету товаров, основных средств и нематериальных активов либо в момент включения в расходы для целей исчисления налога на прибыль стоимости материальных расходов и сумм амортизации?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при получении бюджетных инвестиций Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Согласно пункту 2.1 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2018 года при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, вычету не подлежат. При этом подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам, имущественным правам), подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Положения вышеуказанных пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса применяются также в случае, если после 1 января 2018 года налогоплательщиком приобретаются товары (работы, услуги, имущественные права) за счет бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до указанной даты, и если затраты на оплату товаров (работ, услуг, имущественных прав), принятых на учет до 1 января 2018 года, компенсируются за счет полученных после указанной даты бюджетных инвестиций.
Что касается налога на прибыль организаций, то согласно пункту 2.1 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным за счет бюджетных инвестиций, включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав), учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций и при условии ведения раздельного учета.
Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318-320 Кодекса при условии соответствия требованиям статьи 252 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.