Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 июля 2018 г. N 03-07-05/45964
Вопрос: Небанковская кредитная организация - центральный контрагент (Акционерное общество) (далее - НКО НКЦ (АО), обращается с просьбой разъяснить вопрос о налогообложении налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операций по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, на организованных торгах, проводимых ПАО с централизованным клирингом, проводимым НКО НКЦ (АО).
С октября 2013 года ПАО (далее - Биржа) проводятся организованные поставочные торги драгоценными металлами. Поставка золота и серебра по результатам биржевых торгов осуществляется по счетам участников, открытым в НКО НКЦ (АО), выступающей в роли центрального контрагента, клиринговой и расчетной организации на рынке, а также осуществляющей неторговые операции с участниками по приему-выдаче слитков драгоценных металлов в биржевом хранилище. Участниками биржевого рынка драгоценных металлов являются на сегодняшний день 61 организация: 47 банков, 13 профучастников рынка ценных бумаг (брокерские компании и их клиенты), а также Банк России.
Планируется осуществление допуска к участию в биржевых торгах драгоценными металлами лиц, осуществляющих добычу драгоценных металлов или их производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. Схема взаимодействия с этими участниками торгов предполагает доставку слитков драгоценных металлов в биржевое хранилище (с оформлением акта приема-передачи) для последующего внесения драгоценных металлов на счет и их реализации на биржевых торгах.
В настоящий момент всем участникам торгов в НКО НКЦ (АО) открыты обезличенные металлические счета (далее - ОМС), по которым происходят поставка (списание-зачисление) драгоценного металла по результатам биржевых торгов и клиринга. После вступления в силу с 1 июня 2018 года изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части возможности открытия банками банковских счетов в драгоценных металлах, а также готовящихся поправок в Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее - Закон о клиринге), вместо используемых в настоящий момент ОМС, участникам торгов и клиринга в НКО НКЦ (АО) будут доступны торговые и клиринговые банковские счета в драгоценных металлах, по которым будет осуществляться поставка золота и серебра.
Организованные поставочные торги драгоценными металлами проводятся с участием центрального контрагента. Пункт 17 ст. 2 Закона о клиринге определяет, что центральный контрагент - юридическое лицо, которое является одной из сторон заключаемых договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул. Таким образом, при реализации драгоценных металлов на организованных торгах, проводимых Биржей, покупателем (стороной договора) для всех продавцов, равно как и продавцом (стороной договора) для всех покупателей выступает центральный контрагент (НКО НКЦ (АО)).
Поставка драгоценных металлов по результатам расчетов по заключённым на Бирже сделкам осуществляется путем списания драгоценных металлов с ОМС (с 01.06.2018 с банковского счета в драгоценных металлах) продавца и зачисления на ОМС (с 01.06.2018 на банковский счет в драгоценных металлах) покупателя.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) реализация драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам производится по налоговой ставке 0 процентов.
Одновременно согласно пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками (за исключением указанных в пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ) банкам.
Статья 11 НК РФ определяет, что для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах под банками понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - центральный контрагент, осуществляющая функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" является кредитной организацией.
Таким образом, НКО НКЦ (АО) является банком в терминологии НК РФ.
Согласно п. 8 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов или драгоценных камней;
2) документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов или драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.
Применительно к особенностям биржевой торговли драгоценными металлами в качестве контракта выступает выписка из реестра договоров исходя из следующего.
Порядок заключения договоров на организованных торгах регулируется ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (далее - Закон об организованных торгах).
Согласно ст. 18 Закона об организованных торгах договор считается заключенным на организованных торгах в момент фиксации организатором торговли соответствия разнонаправленных заявок друг другу путем внесения записи о заключении соответствующего договора в реестр договоров. При этом составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществляется и простая письменная форма договора считается соблюденной. Условия договора, заключаемого на организованных торгах, должны содержаться в заявках, правилах организованных торгов и (или) спецификациях договоров, и (или) правилах клиринга соответствующей клиринговой организации либо определяться в соответствии с указанными документами. Организатор торговли обязан вести реестр договоров, заключенных на организованных торгах, и предоставлять выписки из реестра договоров о заключенных договорах в соответствии с нормативными актами Банка России. Заключение договора на организованных торгах подтверждается выпиской из реестра договоров, заключенных на организованных торгах.
Документом, подтверждающим внесение участником торгов драгоценных металлов, подлежащих в последующем реализации на организованных торгах, на ОМС (с 01.06.2018 на банковский счет в драгоценных металлах), является акт приема-передачи драгоценных металлов.
Документом, подтверждающим передачу драгоценных металлов участником торгов НКО НКЦ (АО) в связи с реализацией драгоценных металлов на организованных торгах, проводимых Биржей, является выписка по ОМС (с 01.06.2018 - выписка по банковскому счету в драгоценных металлах).
Учитывая изложенное, просим подтвердить, что реализация драгоценных металлов на организованных торгах с централизованным клирингом, проводимым НКО НКЦ (АО), лицами, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, при условии предоставления указанными лицами в порядке, установленном п. 8 ст. 165 НК РФ, выписки из реестра договоров, акта приема-передачи и выписки по ОМС (с 01.06.2018 выписки по банковскому счету в драгоценных металлах), облагается НДС по налоговой ставке 0%.
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации на организованных торгах, проводимых организатором торговли (биржей), драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу, и сообщает.
Как следует из письма, организованные поставочные торги драгоценными металлами проводятся организатором торговли (биржей) с участием центрального контрагента.
При осуществлении допуска к участию в организованных торгах драгоценными металлами лиц, осуществляющих их добычу, схема взаимодействия с этими участниками торгов предусматривает доставку слитков драгоценных металлов в хранилище центрального контрагента (с оформлением акта приема-передачи) для последующего внесения драгоценных металлов на соответствующий счет и их реализацию на организованных торгах.
При реализации драгоценных металлов на организованных торгах, проводимых организатором торговли (биржей), покупателем (стороной договора) для всех продавцов и продавцом (стороной договора) для всех покупателей выступает центральный контрагент. Поставка драгоценных металлов по результатам расчетов по заключенным сделкам осуществляется путем списания драгоценных металлов с соответствующего счета продавца и зачисления на соответствующий счет покупателя.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации банкам драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов.
Статьей 11 Кодекса установлено, что для целей налогообложения, в том числе налогом на добавленную стоимость, под термином "банки" понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России).
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее - Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ) центральным контрагентом является юридическое лицо, которое является одной из сторон заключаемых договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул, имеет лицензию небанковской кредитной организации на осуществление банковских операций, а также лицензию на осуществление клиринговой деятельности и которому присвоен статус центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" небанковской кредитной организацией является, в том числе кредитная организация - центральный контрагент, осуществляющая функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ. Допустимые сочетания банковских операций для небанковской кредитной организации - центрального контрагента устанавливаются Банком России. Банк России вправе определять дополнительные условия осуществления центральным контрагентом банковских операций.
Таким образом, при реализации на организованных торгах, проводимых организатором торговли (биржей), драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу, небанковской кредитной организации - центральному контрагенту, имеющему лицензии Банка России на осуществление банковских операций и клиринговой деятельности, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов.
Что касается документального подтверждения обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации на организованных торгах, проводимых организатором торговли (биржей), драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу, то согласно пункту 8 статьи 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов и налоговых вычетов при реализации банкам драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу, в налоговые органы представляются контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов и документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов указанным организациям.
На основании положений пунктов 2, 5-6 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ) договор считается заключенным на организованных торгах в момент фиксации организатором торговли соответствия разнонаправленных заявок друг другу путем внесения записи о заключении соответствующего договора в реестр договоров. При этом составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществляется и простая письменная форма договора считается соблюденной. Организатор торговли обязан вести реестр договоров, заключенных на организованных торгах, и предоставлять выписки из реестра договоров о заключенных договорах в соответствии с Нормативными актами Банка России. Заключение договора на организованных торгах подтверждается выпиской из реестра договоров, заключенных на организованных торгах.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ условия договора, заключаемого на организованных торгах, должны содержаться в заявках, правилах организованных торгов, и (или) спецификациях договоров, и (или) правилах клиринга соответствующей клиринговой организации либо определяться в соответствии с указанными документами, а в случаях, предусмотренных правилами организованных торгов, могут содержаться в примерных условиях договоров, утвержденных саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг и зарегистрированных в Банке России.
Принимая во внимание особенности оформления договоров при реализации товаров на организованных торгах, проводимых организатором торговли (биржей), в целях подтверждения обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов и налоговых вычетов при реализации на организованных торгах, проводимых организатором торговли (биржей), драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу, небанковской кредитной организации - центральному контрагенту в налоговые органы представляются:
- выписка (копия выписки) из реестра договоров на реализацию драгоценных металлов, заключенных на организованных торгах;
- документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов небанковской кредитной организации - центральному контрагенту.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.