Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Ю. Озерова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Ю. Озеров оспаривает конституционность положений статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающих жилищные гарантии для военнослужащих, в том числе жилищные гарантии в связи с увольнением с военной службы, которые предоставляются при условии, что общая продолжительность военной службы составила не менее 20 лет, а также 10 и более лет, если увольнение с военной службы обусловлено достижением предельного возраста пребывания на военной службе, состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями.
Как следует из представленных материалов, А.Ю. Озеров в 2002 году в связи с предоставлением служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в 2010 году уволен с военной службы (общая продолжительность которой составила 16 лет 5 месяцев и 14 дней) и исключен из списков личного состава воинской части в связи с невыполнением условий контракта.
Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, А.Ю. Озерову было отказано в удовлетворении требований, связанных с постановкой его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в федеральном органе исполнительной власти, в котором он проходил военную службу. Как указали суды, заявитель не имеет необходимой выслуги лет и оснований для увольнения в целях предоставления ему жилищных гарантий.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 40 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют отказывать гражданам, уволенным с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта и имеющим общую продолжительность военной службы более 16 лет, в праве на жилище, которое они приобрели в период службы. При этом в жалобе указано, что предоставление служебного жилого помещения не должно влечь за собой снятие заявителя с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В порядке реализации приведенных конституционных положений и принимая во внимание особенности военной службы, федеральный законодатель предусмотрел в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" специальную систему обеспечения военнослужащих жильем, учитывающую при установлении конкретных жилищных гарантий общую продолжительность военной службы и основания для увольнения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2014 года N 213-О, от 29 марта 2016 года N 593-О, от 19 июля 2016 года N 1542-О, от 28 февраля 2017 года N 367-О и др.).
Подобное правовое регулирование, соответствующее конституционному принципу справедливости, само по себе не нарушает какие-либо конституционные права заявителя, который, как указали суды, при увольнении с военной службы не имел соответствующих продолжительности военной службы и оснований для увольнения; решение же жилищной комиссии о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятое в 2002 году, он не оспаривал и вплоть до увольнения с военной службы с рапортом о постановке на жилищный учет к командованию не обращался.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Озерова Андрея Юрьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 г. N 1571-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Озерова Андрея Юрьевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)