Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3663
Резолютивная часть определения объявлена 12 июля 2018 г.
Определение изготовлено в полном объеме 18 июля 2018 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Самуйлова С.В.,
судей Корнелюк Е.С. и Разумова И.В. -
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания 11" (пос. Солнечнодольск Ставропольского края, далее - управляющая компания) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2017 (судья Кузмина М.Н.), постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 (судья Сомов Е.Г.) по делу N А63-15697/2017
по иску публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (пос. Солнечнодольск Ставропольского края, далее - общество) к управляющей компании о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию,
с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Котон Макс".
В заседании приняли участие представители общества - Денисевич Г.Н., Кучуков Р.Ф.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Самуйлова С.В., вынесшего определение от 06.06.2018 о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании, а также объяснения представителей истца, судебная коллегия установила:
как следует из судебных актов и материалов дела, управляющая компания являлась исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома N 1 А по улице Молодёжной поселка Солнечнодольска. Для оказания коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению управляющая компания в 2017 году покупала у общества (ресурсоснабжающей организации) тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые по открытой системе теплоснабжения. Правоотношения сторон урегулированы договором от 30.12.2016.
Узел учета энергоресурсов в многоквартирном доме позволял определить как объем поставленного теплоносителя (горячей воды), так и количество тепловой энергии в нем.
Для расчетов за горячую воду обществу установлен двухкомпонентный тариф.
В процессе исполнения договора между сторонами возникли разногласия по поводу определения объема тепловой энергии, поставленной в мае и июне 2017 года в горячей воде, использованной для коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Общество, рассчитав указанный объем по показаниям общедомового прибора учета, указало управляющей компании на задолженность в размере 151 834,36 руб.
Управляющая компания определила объем того же ресурса как произведение объема потребленной горячей воды, зафиксированного общедомовым прибором учета, и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При таком способе задолженность составила 25 760,76 руб.
Методика расчета управляющей компании основана на пункте 26 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Указанные разногласия явились поводом для обращения общества в арбитражный суд с иском о взыскании с управляющей компании задолженности в размере 151 834,36 руб. за период май-июнь 2017 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2017, оставленным в силе апелляционным судом, иск удовлетворен исходя из того, что в расчет приняты показания общедомового прибора учета тепловой энергии. Стоимость коммунального ресурса определена по двухкомпонентному тарифу как сумма произведений количества воды и компонента, определяющего цену воды, а также объема тепловой энергии и компонента, определяющего цену тепловой энергии.
Суды руководствовались статьями 309, 310, 314, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", подпунктом "а" пункта 21 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124).
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, управляющая компания просила судебные акты по делу отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Доводы заявителя сводились к тому, что при расчете за горячую воду по двухкомпонентному тарифу, предусматривающему компоненты на холодную воду и на тепловую энергию, определение величины тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, должно производиться исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды. Показания общедомового прибора учета в этой части в расчет не принимаются.
Позиция заявителя основана на правовых нормах, устанавливающих для исполнителя коммунальных услуг размер обязательств равный совокупному размеру обязательств обслуживаемых им лиц (собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах), на пункте 26 приложения 2 к Правилам N 354.
В судебном заседании представители общества настаивали на правильности обжалованных судебных актов и просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Управляющая компания просила рассмотреть дело без ее участия.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы и материалов дела судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Из пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 544, пункта 2 статьи 548 ГК РФ следует, что абонент обязан оплатить принятую им через присоединенную сеть воду. Оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Если подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, то эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию (исполнителя коммунальных услуг) в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 введен раздел VII приложения 2 к Правилам N 354, которым установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qi одн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qi одн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
К аналогичным выводам пришла Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 по делу N А41-27683/2014. Данный пример размещен в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
При установленной судами схеме горячего водоснабжения, когда коммунальный ресурс, поставляемый ресурсоснабжающей организацией, непосредственно доходит до конечного потребителя и используется им как коммунальная услуга по горячему водоснабжению, наименование в договоре указанного коммунального ресурса как теплоноситель не меняет сути поставленного ресурса как горячей воды и не влияет на способ расчета за этот ресурс.
В связи с существенным нарушением норм права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ответчика в сфере предпринимательской деятельности, на основании пункта 1 статьи 291.11 АПК РФ обжалованные судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для проверки обоснованности исходных данных, использованных в расчете управляющей компании.
Руководствуясь статьями 291.11-291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 по делу N А63-15697/2017 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий судья |
Самуйлов С.В. |
Судья |
Корнелюк Е.С. |
Судья |
Разумов И.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ресурсоснабжающая организация просила взыскать с управляющей компании задолженность. Разногласия вызвал вопрос о том, как при расчетах по двухкомпонентному тарифу определять количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вновь указала, что данную величину нужно определять по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для горячего водоснабжения. Это не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, фиксирующего объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Коллегия ранее неоднократно выражала аналогичную позицию.
Определение Верховного Суда РФ от 18 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3663 по делу N А63-15697/2017
Текст определения официально опубликован не был